ОCНОВЫ ПСИХОСЕМАНТИКИ
|
В.Ф. Петренко
СПб.:
Питер, 2005
|
Наверное, не найдется
психолога, который бы обошел своим вниманием
«питерскую» продукцию. Ее отличительной
особенностью является широкий спектр
психологических проблем и как следствие —
богатство рубрик и серий. В силу этого сложилась
ситуация, когда разные категории читателей
останавливают свой выбор на различных по
тематике и жанру публикациях. Книги серии
«Мастера психологии» традиционно интересуют
академических психологов и студентов и крайне
редко оказываются в библиотеке практиков. Данное
положение, конечно, оправдано стремлением
читателей обращаться к полезной в
профессиональной жизни литературе. Однако
следует отметить, что надежным критерием
настоящей психологической работы, в отличие от
скороспелых поделок с претензиями на научность,
является обязательная (другое дело, что не всегда
непосредственная) связь с практикой. Книга В.Ф.
Петренко — яркое тому доказательство.
Данное издание посвящено вопросам психологии
сознания — одной из традиционных областей
психологической науки. Психосемантика —
относительно новая область отечественной
психологии, которая изучает генезис, строение и
функционирование индивидуальной системы
значений, опосредующей процессы восприятия,
памяти, мышления и пр. Издание, безусловно, носит
теоретический характер и представляет собой
обобщение накопленных его автором результатов
экспериментальных исследований. В книге идет
речь об основных методах психосемантики, в
частности о семантическом дифференциале Ч.
Осгуда, и их использовании при исследовании
индивидуальных особенностей восприятия
информации, данной в речевом и образном плане.
Хочется обратить внимание потенциальных
читателей на два момента.
Во-первых, автор приводит данные, которые выходят
далеко за рамки психологии и касаются, например,
вопросов политики. Это — анализ политических
установок; изучение менталитета, позволяющее
выявить отношение жителей России к реформам;
выяснение геополитических установок граждан
России и др. Приложение психосемантического
подхода к анализу восприятия искусства на
примере художественного фильма «Сибирский
цирюльник» позволяет понять, каким образом
происходит изменение картины мира у зрителя (читателя,
слушателя). Также автору удалось показать, что не
существует «идеального образа» телеведущего, а
идеальным собеседником выступает яркая
индивидуальность.
Во-вторых, содержание книги — факты и их
интерпретация, теоретические обобщения и
практические выводы — способствует
формированию собственного мировоззрения. А
последнее независимо от нашего желания
отражается на всей профессиональной
деятельности, с кем бы мы ни имели дело: со
взрослыми или детьми, студентами или учителями,
коллегами или далекими от психологии людьми.
Эта книга рассчитана, безусловно, на
подготовленного к чтению научно-психологической
литературы читателя, но парадокс заключается в
том, что готовность, и даже более того — вкус к
изучению такого рода литературы формируется
только в процессе самого чтения.
Марина СТЕПАНОВА
|