КУРС ВЫЖИВАНИЯ
для школьного психолога
|
М.М. Кравцова,
О.В. Шевнина
М.: Генезис, 2006
|
Название книги
красноречиво говорит само за себя: как стать
профессиональным психологом не благодаря, а
вопреки складывающимся обстоятельствам, когда
опытные учителя не готовы прислушаться к мнению
психолога, дети не видят разницы между
психологом и психиатром и, кроме всего прочего,
отдельного кабинета нет и в ближайшем будущем не
предвидится. Не случайно первые страницы книги
авторы посвящают мифам о школьном психологе,
созданным им самим, администрацией и педагогами,
родителями и учениками. На смену «Мифам...»
приходят «Суровые будни» (названия глав),
описание которых и составляет основное
содержание издания, вышедшего в серии «Психолог
в школе».
Книга задумана как пособие для начинающих
психологов — молодых специалистов. При этом не
возникает сомнения в том, что все поднимаемые
авторами проблемы психологам хорошо знакомы и от
успешности их разрешения зависит
профессиональное будущее вчерашнего выпускника
вуза: останется ли он в школе или отправится на
поиски другой работы, более престижной и
доходной. Многие из тех трудностей, о которых
идет речь в книге, носят непреходящий характер и
сопровождают психолога на протяжении всего
периода его пребывания в школе.
Авторы рассказывают о таких привычных детских
проблемах, как нарушение внимания в младшем
школьном возрасте, тревожность, детская ложь и др.
Казалось бы, со временем у психолога
накапливается положительный опыт их решения.
Однако ситуация в педагогическом коллективе
находится под влиянием большого числа внешних и
внутренних факторов и потому не остается
стабильной, современные дети отличаются от своих
сверстников 10-летней давности, перед
администрацией школы встают новые задачи — все
это и многое другое заставляет иначе взглянуть
на «старые» проблемы. Следствием такого
положения дел выступает пребывание психологов,
несмотря на накопленный опыт, в состоянии
молодых специалистов, вынужденных решать вроде
бы хорошо знакомые задачи, но на новый лад.
Последнее дает основание предположить, что книга
окажется полезной всем без исключения
психологам, в том числе и со стажем, но готовым к
пересмотру уже сложившихся стереотипов своей
работы.
Единственное ограничение, о котором можно
говорить, касается возраста детей, получающих
психологическую помощь. В книге речь идет
преимущественно о младших школьниках, и
рекомендации авторов, например относительно
воспитания интереса к чтению у первоклассников,
вряд ли могут оказаться полезными при
рассмотрении аналогичной проблемы у подростков.
Книга изобилует описаниями случаев из опыта
работы, но хотелось бы предостеречь начинающего
психолога от ошибки их непосредственного
примеривания к ситуациям из собственной
профессиональной практики, так как за внешне
одинаковым поведением и детей, и взрослых
нередко скрываются различные механизмы, его
обуславливающие. В данном случае допустимо лишь
профессиональное сопереживание, что тоже весьма
значимо и полезно для выживания в школе.
Михаил ЖДАНОВ
|