Социально-психологическая
дезадаптация детей и подростков
Диагностика и коррекция
|
Е.В. Шарапановская
М.: ТЦ Сфера, 2005
|
Школьная дезадаптация,
по мнению большинства специалистов разных
областей знания — медиков, педагогов, психологов,
выступает главной причиной и одновременно
следствием школьной неуспеваемости. Несмотря на
то что изданы пособия, в которых речь идет об
оказании помощи таким детям, проблема продолжает
оставаться актуальной как для теоретиков —
исследователей в области аномального детства и
отклоняющегося поведения, так и для практиков.
Одним из возможных объяснений такого положения
дел выступает многоликость школьной
дезадаптации, под которой понимается
совокупность признаков социально-психологического
и психофизиологического статуса ребенка.
Признаками дезадаптации выступают затруднения в
учебе, нарушения поведения, эмоциональные и
двигательные расстройства и др. Автор
подчеркивает, что школьная дезадаптация
происходит не просто на фоне, а в неразрывной
связи с симптомом психического дизонтогенеза.
В данной книге речь идет о перинатальном
поражении центральной нервной системы (ППЦНС)
как заболевании, проявляющемся в
гиперактивности, невнимательности,
неорганизованности в детстве и инфантильности и
подверженности влиянию других людей в
подростковом возрасте. Постепенно черты
дезадаптации могут усиливаться, что лишний раз
доказывает важность планомерной коррекции
затруднений в учебе и нарушений поведения
начиная с младшего школьного возраста.
Книга, вышедшая в серии «Библиотека
практического психолога», как отмечает автор,
продолжает ранее изданную «Воспитание и
обучение детей с ММД и ПШОП» (ТЦ Сфера, 2005), о
которой наша газета уже писала (см. «Школьный
психолог», 2006, № 1). Следует напомнить, что и
минимальная мозговая дисфункция (ММД), и
патология шейного отдела позвоночника (ПШОП) —
формы проявления ППЦНС.
Книга начинается с описания типичных нарушений в
развитии, особенно ярко обнаруживающихся в
младшем школьном возрасте, и стадий социально-психологической
дезадаптации. Специальное внимание автор
уделяет психолого-педагогическим особенностям,
в частности, ценностно-смысловой и эмоциональной
сферы таких детей. Приводится программа
психопрофилактических и психокоррекционных
занятий с младшими школьниками и подростками.
Наконец, самостоятельную ценность представляют
собранные в «Приложении» методики, которые могут
быть использованы психологом в диагностической
работе: тест смысложизненных ориентаций Д.А.
Леонтьева, социально-психологической
адаптированности К. Рождерса и Р. Даймонда и др.
Не исключено, что психологи, работающие в
массовых школах или тем более в гимназиях и
лицеях, сочтут эту книгу ненужной и не обратят на
нее внимания. Хорошо, если соответствующих
знаний не потребуется. Однако, чтобы избежать
переживаний по поводу когда-то упущенных
возможностей познакомиться с получившим широкое
распространение явлением школьной дезадаптации,
лучше эту книгу (или схожую с ней по содержанию)
поставить на свою рабочую полку.
Вера ПРАВДИНА
|