Поделись успехом!
Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Газета «Школьный психолог» и центр
«Практический психолог» МГППУ
приглашают вас принять участие в акции «Поделись
успехом!»
Цели акции
— Актуализация позитивного
профессионального опыта.
— поддержка педагогов-психологов
образовательных учреждений.
— обозначение критериев успешности
профессиональной деятельности
педагогов-психологов.
Задачи акции
— Ощутить общность, похожесть, перспективность
в разрешении проблемных ситуаций.
— знать, что на одну и ту же или схожую проблему
можно посмотреть по-разному, а значит, и решить ее
можно, и есть возможность попробовать
что-то новое.
И еще наша акция — это абсолютная возможность
похвалиться и знать, что ничего тебе за это не
будет!
Условия акции
Необходимо прислать в редакцию газеты по
почте или по e-mail свой рассказ о том, как вы удачно
справились с той или иной проблемной ситуацией.
Опишите, пожалуйста, ситуацию, ее участников,
алгоритм работы или предпринимаемых действий,
кто вам помог (что помогло) в работе. и конечно,
сообщите результат!
Возраст участников, профессиональная
категория, вид и тип образовательного учреждения
значения не имеют.
Самые интересные, творческие работы
будут награждены
авторскими книгами мэтров психологии с
автографом автора.
Ниже мы публикуем первые материалы.
Консультирование родителей —
поддержка и развитие родительской компетенции
Родители часто ищут у различных специалистов
ответы на наболевшие вопросы:
• Как построить нормальные отношения с
ребенком?
• Как заставить его слушать?
• Как строить отношения с ребенком, чтобы в
семье было комфортно каждому? И т.д.
А может ли практический психолог
образовательного учреждения помочь родителям в
их решении? Безусловно, может. Ведь одним из
основных направлений его работы является
консультирование и просвещение родителей.
Основная цель данного направления — это
активное привлечение родителей к сопровождению
их детей в процессе обучения через повышение и
развитие их психологической компетенции в
вопросах, актуальных для них в данный момент и
соответствующих периоду развития ребенка, а
также принятие родителями на себя определенной
ответственности за то, что происходит с их
ребенком в образовательном учреждении. Что же
касается форм работы, то они весьма разнообразны:
родительские собрания, групповые и
индивидуальные консультации по результатам
диагностической работы и по запросам со стороны
родителей, родительские клубы, информационные
стенды для родителей, тренинги, сюжетно-ролевые
игры, практические упражнения и пр.
Сегодня мне хочется поделиться результатом
индивидуальной работы (всего одна встреча!) с
мамой 12-летней девочки.
Мама рассказала, что ее дочь во время игры в
волейбол на занятиях физкультурой не смогла
поймать мяч и мяч ударил ее по лицу. С тех пор она
избегает любых игр с мячом. Увидев ребят,
играющих в мяч на спортивной площадке во дворе,
старается сделать большой круг, чтобы их обойти.
Никакие доводы, уговоры не помогают.
На консультации с мамой мы говорили о том, как
важно понять и признать страх девочки, что можно
делать с ним: рисовать, лепить, делать аппликации,
просто сочинять рассказы о нем, обыгрывать и
озвучивать свой страх, рассказать дочери о
собственных страхах и о том, как удалось с ними
справиться. А затем надо искать варианты того,
что можно сделать со страхом, поддержать ребенка
и помочь найти способ, как его преодолеть.
Мы говорили и о том, что, проходя мимо
спортивной площадки, ребенок может продолжать
закрывать глаза, прятаться за взрослых и не
включаться в игры, в которые так хочется
поиграть. А может рискнуть и попробовать вместе
со взрослым приоткрывать глаза, смотреть на
играющих и на мяч. А позже пробовать взять мяч в
руки и поиграть с теми, кому доверяешь и с кем
безопасно.
При желании можно «вернуться» в ту ситуацию,
когда на уроке физкультуры мяч попал в лицо, и
вместе поисследовать ее, понять, какие способы
защиты существуют. Можно обратиться за помощью к
тренеру, который покажет и научит правилам,
технике игры.
Через некоторое время эта мама позвонила мне по
телефону и рассказала, что девочка уже не
прячется за взрослых, проходя мимо детской
площадки, даже стала подходить ближе. Дома они
стали пробовать играть вместе в игры с мячом.
Мама была очень благодарна. Она и не думала, что
сама может помочь своему ребенку!
Так всего за одну встречу мама смогла получить
помощь, поддержку, увидеть направления в работе
со своей дочерью, понять, что не одинока в своей
проблеме и что может помочь своей дочери найти
конструктивное решение проблемы.
Елена Чепракова,
методист центра «Практический психолог» МГППУ
Повторенье — мать ученья
Учительница начальной школы обратилась ко мне
с запросом.
Новый мальчик в классе (ему 9 лет) не может
запомнить четверостишие. Учительница решила для
лучшей адаптации ребенка к изменившимся
условиям обучения провести с ним дополнительные
индивидуальные занятия. И даже в режиме
индивидуальной работы эффекта запоминания
материала не было.
Я начала консультацию, расспросив педагога, как
проходит процесс заучивания и на что она
обращает внимание, работая с мальчиком.
Выслушав преподавателя, я предложила
попробовать обратиться к образному восприятию
стиха и осмыслению текста, предложить ребенку
проговорить, как он представляет то или иное
понятие в этом стихотворении. И тогда с помощью
образов, ассоциаций, а главное – понимания, о чем
идет речь, можно продолжить эту работу. И когда
учитель предложила ребенку рассказать, как он
видит и понимает содержание стихотворения,
получилась следующая картина.
Все мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне...
Эти строки в восприятии у ребенка отразились
следующим образом. Женщина, гречиха по
национальности, стоит в поле, на окне – машина с
мигалками (видимо, слово «сирень» он воспринял
как «сирена»). А вот почему машина на окне и как
она там удерживается — этого он понять не мог...
Вот как важно сразу договориться о понятиях...
Для меня этот случай является позитивным
профессиональным опытом, потому как, с моей точки
зрения, тактика консультирования была выбрана
верная, что позволило своевременно
скорректировать ситуацию обучения данного
мальчика в его индивидуальном образовательном
маршруте и дало возможность педагогу ощутить
свою профессиональную компетентность.
Диалог
Моя коллега читала лекции на курсах повышения
квалификации по теме «Возрастные особенности
подросткового возраста».
В перерыве она пришла в кабинет и говорит:
— У меня произошел интересный разговор. Один из
слушателей сказал, что воспитанники должны во
всем ему подражать, делать, как он, и своей
инициативы им проявлять не нужно.
Это утверждение вызвало волну негодования у
моей коллеги, и она ответила:
— Как же детям быть без собственной инициативы?
А если случится неформальная ситуация, а вас
рядом нет?
И вот, сохраняя эмоции данного разговора,
коллега обратилась ко мне с просьбой рассудить,
кто прав, кто виноват. Мне приятно видеть эмоции
своих коллег, для меня это признак неравнодушия,
искренности в отношении к детям и взрослым. Я
спросила ее:
— Скажи, а когда слушатель утверждал свою
позицию, как ты себя чувствовала и кого ты себе
напоминала?
Она рассмеялась и сказала, что испытала страх и
напомнила себе тринадцатилетнего подростка.
Защищаясь, она отстаивала свои права на
инициативу, самостоятельность. Коллега ушла с
перерыва успокоенная, с хорошим настроением.
Лекцию она начала с того, что рассказала о своих
переживаниях, на что группа ответила ей взаимной
симпатией, а участники рассказали о своих
переживаниях в процессе воспитания детей и
взаимодействия с преподавателем.
Для меня этот профессиональный опыт говорит о
том, как важно психологу слушать и слышать в
первую очередь себя, осознавать свои чувства, и о
том, как необходимо в такие моменты обращаться за
помощью (супервизией) к своим коллегам. У меня
есть ощущение, что я коллеге помогла.
Илона Грошева,
заведующая методическим отделом центра
«Практический психолог» МГППУ
|