ОДИН
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ
НЕ ВОИН
В
прошлом году я устроилась работать школьным
психологом. В школу позвал меня мой товарищ, и,
немного подумав, я согласилась.
После года работы я написала вот такой отчет.
Проблемы и трудности
Материально-технические
Поначалу очень много сил и времени уходило на
поиски и отстаивание своего рабочего места.
Приходилось ютиться в разных, не приспособленных
для подобной работы кабинетах. И по сей день
рабочее место психолога не оснащено компьютером,
не говоря уже о не менее необходимых принтере и
сканере. Конечно же, с появлением помещения
появились новые потребности — например, ремонт
кабинета и его оформление в соответствии с
правилами для комнат психологической разгрузки
в общеобразовательном учреждении.
Методические
Психолог — человек в школе чаще всего
непонятный и, соответственно, опасный. Кто-то
имеет свое представление о том, что должен делать
специалист этой профессии, многие не имеют
вообще никакого представления, а некоторые
считают, что науки психологии вообще не
существует.
Дети и взрослые удивительно сходятся во мнении,
что психиатр, психолог и психотерапевт —
специалисты, которые занимаются одним и тем же.
Это объясняется тем, что психология — наука в
нашей стране не слишком известная. Работу
школьного психолога сравнивают с разнообразной
деятельностью психологов, часто появляющихся в
средствах массовой информации, которые в
основном настойчиво советуют делать то-то и
то-то, смело ставят диагнозы и рассказывают,
какая ты есть «на самом деле».
Большинство педагогов искренне хотят и умеют
работать хорошо. Более того, многие имеют опыт
педагогической работы. Но из-за большого объема
работы и специфики педагогического труда не
имеют ресурса работать так, как им хотелось бы.
Внутри педагогического коллектива нередки
конфликты — как личные, так и профессиональные,
не простроен опыт конструктивного
взаимодействия по обмену опытом.
Общение педагогов с родителями часто сводится
к запугиванию, и вовсе не оттого, что это наиболее
эффективный метод взаимодействия, а потому, что
им, учителям, самим страшно. Замкнутый круг: дети
пугают педагогов, педагоги — родителей, а
родители детей, и дети отыгрываются в школе
опять-таки на педагогах. Большинство
преподавателей имеют вторую стадию синдрома
эмоционального сгорания, некоторые и третью.
Социально-личностные
Начинать работу в школе нужно очень и очень
продуманно по ряду причин. Об одной из них я уже
говорила — это отсутствие понимания, зачем
вообще нужен психолог в школе. Справедливости
ради хочу заметить, что и сам психолог часто
этого не знает. Например, мой предыдущий опыт
неуклонно тянул меня именно в сторону
деятельности, которая мне ближе по прежней,
«дошкольной» жизни. Это была скорее
социально-психологическая работа, в частности с
«трудными» подростками. И первые четыре месяца я
действовала именно в этом направлении, которое
мне было хорошо знакомо и нравилось, заодно
проживая первый этап моей школьной жизни —
ознакомительный.
Кроме того, я сама попала под влияние своего же
стереотипа, что школьный психолог бесконечно
проводит различную диагностику с помощью тестов,
более того — работает на администрацию как бы «в
тылу врага», а точнее — в тылу учащихся, просто
констатируя мрачную реальность и манипулируя.
Правда, пугало, что школьный психолог общается с
учениками не как с субъектами, а как с объектами,
не занимается психокоррекционной деятельностью,
не устанавливает доверительных отношений с
учащимися, не сопровождает их на непростом пути
школьной жизни. В связи с этим всякая
психодиагностическая работа стала казаться мне
предательством по отношению к детям и,
соответственно, к себе.
Так продолжалось долго. Работа шла своим
чередом, появились интереснейшие контакты и
профессионально-личные отношения с некоторыми
учениками и педагогами. Активно велась
консультативная деятельность, я была включена в
разработку и реализацию идей по изменению
качества взаимодействия между учениками и
учителями: это была совместная с педагогами и
учениками разработка правил поведения в школе и
начало особой общешкольной Большой Игры.
К сожалению, действительной увлеченности этим
процессом одного или двух человек оказалось
недостаточно, проект родился в муках и медленно
умер, хотя, сожалея об усопшем, мы долго не
признавались себе в необратимости происшедшего.
Он был нам дорог и принес за свою короткую жизнь
немного радости.
Возможно, моя нелюбовь к диагностической
работе так бы и оставалась нерушимой, если бы не
запрос со стороны администрации. Скажу по
секрету, что мне сложно заниматься чем-либо, не
испытывая к этому интереса.
В связи с этим передо мной встал выбор: либо
полюбить (а точнее, понять ее ценность)
психодиагностическую работу в школе, либо не
проводить ее вообще. И я ее полюбила. И вовсе не
спекулятивной псевдолюбовью и не любовью по
бартеру, а чистой и искренней во всех отношениях.
Я все же поняла ценность этой работы в условиях
перенаселенной школы и одного психолога на всех.
Приобретя этот инструмент и научившись им
пользоваться, я, конечно же, стала применять его
по назначению — для помощи учащимся школы и,
безусловно, преподавателям и администрации.
Особенность работы школьного психолога — это
огромная практика, это потребность, которая
возникает непредсказуемо, «здесь и сейчас» и
несмотря ни на что.
Цели, задачи
Если продолжать говорить правду, то цель работы
в школе у меня определилась сразу — повышение
эффективности взаимодействия всех участников
образовательного процесса. Были и задачи:
1. Психологическое просвещение
Развеять мифы, связанные с этой наукой, в
частности стереотип, что к психологу ходят
только «психи» и «пока еще не умер, сам как-нибудь
справлюсь».
2. Психологическая диагностика
Выделить из большой группы учеников тех, кто в
первую очередь нуждается в помощи, исследовать
общее состояние школьных коллективов, динамику,
развитие.
3. Консультативная помощь
Взаимодействие всех участников
образовательного процесса, выявление
необходимости привлечения соответствующих
структур и специалистов, таких, как дефектолог,
логопед, невролог, социальный педагог, КДН, ПМПК,
специалисты центров
психолого-медико-социального сопровождения,
занимающиеся психокоррекционной работой и пр.
Наставники
Как только началась моя работа в школе, я
отчетливо осознала одно: необходимо искать
поддержку. Школьная система — это мощный
дисфункциональный механизм, отработанный
десятками лет. Когда попадаешь туда, если сразу
не начнешь самостоятельно двигаться, течение тут
же понесет тебя в общем потоке. Если не умеешь
плавать, есть три варианта: пойти ко дну, отдаться
течению или искать поддержку, и при этом срочно.
Я стала искать поддержку.
Конечно же, в первую очередь ее оказал мне
методический центр, но этого было мало. Нужны
были люди, настрой которых гуманистичен, а
избыток практики не дает потерять связь с
реальностью. И все же спасибо методистам — они
вывели меня на центр
психолого-медико-социального сопровождения
«Взаимодействие». Его помощь до сих пор является
для меня палочкой-выручалочкой в трудных
ситуациях школьной жизни.
Но мне нужно было нечто большее. Поясню. Вот я
неумело барахтаюсь в холодной воде, порой
появляются спасатели, делают различные
манипуляции, немного сопровождают меня — и все. В
следующий раз они уже в другом месте, так как
много нас таких, не умеющих плавать. Нет,
спасатели молодцы, спасибо им, но когда я прошу их
быть со мной раз в неделю, чтобы мне уже совсем
освоиться, усовершенствовать навык и просто
чтобы не чувствовать себя одинокой, я получаю
отказ. Стремление мое не угасает, и в почти уже
тщетных поисках я обнаруживаю помощь —
Московский государственный
психолого-педагогический университет
протягивает мне руку. Центр сопровождения
молодых специалистов дает каждому молодому
психологу личного (!) наставника, с которым
необходимо встречаться, и чаще, чем один раз в
неделю! Более того, в конце концов они выдают
сертификат заслуженного юного пловца. Вот оно —
счастье!
Перспективные направления
Вот что я поняла в течение прошедшего года.
Очень важно (здесь я позволю себе улыбнуться,
фиксируя повороты судьбы) проводить мониторинг
личностного развития учащихся, ретроспективный
анализ психологического климата школы. При
переходе учащихся в 5-й класс надо провести
групповой интеллектуальный тест. Ученикам 1-х и
5-х классов следует уделять особое внимание в
течение всего учебного года, особенно в первую
его половину. Организовать занятия для детей,
выделенных по результатам обследования в
«группу риска».
На мой взгляд, необходимо формировать учебный
коллектив как команду единомышленников,
проводить просветительскую работу среди
учащихся, способствующую созданию позитивного
образа психолога-специалиста. Работать
индивидуально, акцентируя внимание на тех
учениках, чьи родители фактически недееспособны
по ряду причин.
* * *
Вот и прошел первый год моей работы в школе. Для
меня он был так же труден, как и полезен. К концу
года я заболела. Врачи не могли выписать мне
больничный, и я продолжала работать. Моя работа
пользовалась у учащихся большим спросом, и те,
кто нуждался в помощи психолога, без остановки
стучали в мою дверь.
Отдавая предпочтение реальной помощи, я
задержала написание годового отчета.
Представители администрации школы, приятные и
преданные работе люди, однажды спросили меня:
— Аня, а почему ты все же опоздала с написанием
отчета?
Я объяснила причину: есть много запросов на
работу, и помощь требовалась «здесь и сейчас».
— А как же ночь? — искренне удивляясь, спросили
меня. — Ведь можно было писать отчет ночью...
И в этом вся школа.
Анна ДЗИЛИЕВА,
психолог
ПРИЛОЖЕНИЕ
БОЛЬШАЯ ИГРА
Цель: создание системы, способствующей
поддержанию дисциплины.
Задача: развести два понятия: знания и
дисциплина. За знания ставят оценки, дисциплину
оценивают жетонами.
Специфика: позитивное подкрепление
удовлетворительного поведения учащихся,
особенно во время уроков.
Принципы работы
Объявление для учащихся: «... числа в нашей школе
начинается Большая Игра. С этого момента в конце
каждого урока преподаватель отмечает в
отдельном журнале определенным цветом то, как он
оценивает дисциплину за время урока. Есть два
цвета: зеленый (+5 баллов) и желтый (0 баллов).
Педагог также может выдать по собственному
усмотрению индивидуальный зеленый жетон (+1
балл)».
У каждого педагога есть личный Журнал
поведения, журналы в конце рабочего дня учителя
сдают в канцелярию секретарю.
Пример. Преподаватель фиксирует в
журнале:
Дата |
Ученик/класс |
№ урока
(для преподавателя) |
Цвет жетона |
Основание |
05.11.06 |
Забубейкин Ваня,
8-й «Ж» |
1-й |
Зеленый |
Соблюдал правила, был активен
в работе |
05.11.06 |
8-й «Ж» |
1-й |
Желтый |
Нарушали правила
(в частности...) |
Считают баллы и подводят итоги в конце
недели: завуч по воспитательной работе, при
желании творческая группа педагогов школы,
активисты из детей и те, кто посчитает это для
себя нужным. Затем вся информация вывешивается
на стенде в доступном для всех месте.
Зеленый жетон индивидуальный
Выдается на руки ученику в конце или после
урока, этот факт обязательно фиксируется в
Журнале поведения в конце урока и на самом жетоне
(Ф.И.О. учителя; имя, фамилия ребенка и основание).
Может не выдаваться вовсе.
Есть три таких жетона на один урок. Один человек
за урок может получить только 1 жетон.
Эта система будет работать только в одном
случае: если, несмотря на то что проблемные по
поведению ученики отбили у педагога всякое
желание поддерживать и поощрять их, они будут все
же замечены при первой же робкой и неумелой
попытке вести себя конструктивно (по сравнению с
их обычным поведением), активно работать (по
сравнению с обычным отстутствием активности) и
этот опыт будет подкреплен зеленым жетоном.
(Пишу это и думаю, как, наверно, это может смешно
выглядеть: «Ну Вася, ты сегодня герой...» Но чтобы
эта система работала, необходимо лишь спокойно и
серьезно отмечать поведение: «Вася, я устал(а) от
тебя смертельно, но сегодня ты вел себя достойно»
или «Мне было приятно видеть твое участие в
работе».)
Учитель вправе сердиться на ученика, но если
его поведение в этот раз было хотя бы чуть иное
(чуть более конструктивное, чуть более активное),
надо обязательно отметить это в конце урока.
Конечно же, жетоны можно давать и другим
ученикам.
Зеленый жетон коллективный
Ставится всему классу за урок, этот факт
обязательно фиксируется в Журнале поведения. На
руки ученикам не выдается.
Желтый жетон коллективный
Ставится всему классу за урок, этот факт
обязательно фиксируется в Журнале поведения. На
руки ученикам не выдается.
Желтого индивидуального жетона нет.
Ожидаемые результаты
Вся школа — педагоги, дети от младших до
старших классов, администрация — вовлечена в
процесс Большой Игры. Педагогический коллектив
— единая команда, работающая на общие цели и
задачи. В школе начинает действовать,
параллельно с началом Большой Игры и
установлением правил, сильная, значимая и
однозначная для учеников система поощрений.
Система поощрений
Дискотеки, классный «огонек», право целый день
играть в теннис; поход, поездка куда-либо по
выбору ребят; право делать самостоятельно то, что
обычно самостоятельно не делают; суперприз
победителю в конце года; какие-то особенные
мероприятия; награждение грамотой, памятным
знаком лучших. |