Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2007


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ОДИН
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ
НЕ ВОИН

В прошлом году я устроилась работать школьным психологом. В школу позвал меня мой товарищ, и, немного подумав, я согласилась.

После года работы я написала вот такой отчет.

Проблемы и трудности

Материально-технические

Поначалу очень много сил и времени уходило на поиски и отстаивание своего рабочего места. Приходилось ютиться в разных, не приспособленных для подобной работы кабинетах. И по сей день рабочее место психолога не оснащено компьютером, не говоря уже о не менее необходимых принтере и сканере. Конечно же, с появлением помещения появились новые потребности — например, ремонт кабинета и его оформление в соответствии с правилами для комнат психологической разгрузки в общеобразовательном учреждении.

Методические

Психолог — человек в школе чаще всего непонятный и, соответственно, опасный. Кто-то имеет свое представление о том, что должен делать специалист этой профессии, многие не имеют вообще никакого представления, а некоторые считают, что науки психологии вообще не существует.

Дети и взрослые удивительно сходятся во мнении, что психиатр, психолог и психотерапевт — специалисты, которые занимаются одним и тем же. Это объясняется тем, что психология — наука в нашей стране не слишком известная. Работу школьного психолога сравнивают с разнообразной деятельностью психологов, часто появляющихся в средствах массовой информации, которые в основном настойчиво советуют делать то-то и то-то, смело ставят диагнозы и рассказывают, какая ты есть «на самом деле».

Большинство педагогов искренне хотят и умеют работать хорошо. Более того, многие имеют опыт педагогической работы. Но из-за большого объема работы и специфики педагогического труда не имеют ресурса работать так, как им хотелось бы. Внутри педагогического коллектива нередки конфликты — как личные, так и профессиональные, не простроен опыт конструктивного взаимодействия по обмену опытом.

Общение педагогов с родителями часто сводится к запугиванию, и вовсе не оттого, что это наиболее эффективный метод взаимодействия, а потому, что им, учителям, самим страшно. Замкнутый круг: дети пугают педагогов, педагоги — родителей, а родители детей, и дети отыгрываются в школе опять-таки на педагогах. Большинство преподавателей имеют вторую стадию синдрома эмоционального сгорания, некоторые и третью.

Социально-личностные

Начинать работу в школе нужно очень и очень продуманно по ряду причин. Об одной из них я уже говорила — это отсутствие понимания, зачем вообще нужен психолог в школе. Справедливости ради хочу заметить, что и сам психолог часто этого не знает. Например, мой предыдущий опыт неуклонно тянул меня именно в сторону деятельности, которая мне ближе по прежней, «дошкольной» жизни. Это была скорее социально-психологическая работа, в частности с «трудными» подростками. И первые четыре месяца я действовала именно в этом направлении, которое мне было хорошо знакомо и нравилось, заодно проживая первый этап моей школьной жизни — ознакомительный.

Кроме того, я сама попала под влияние своего же стереотипа, что школьный психолог бесконечно проводит различную диагностику с помощью тестов, более того — работает на администрацию как бы «в тылу врага», а точнее — в тылу учащихся, просто констатируя мрачную реальность и манипулируя. Правда, пугало, что школьный психолог общается с учениками не как с субъектами, а как с объектами, не занимается психокоррекционной деятельностью, не устанавливает доверительных отношений с учащимися, не сопровождает их на непростом пути школьной жизни. В связи с этим всякая психодиагностическая работа стала казаться мне предательством по отношению к детям и, соответственно, к себе.

Так продолжалось долго. Работа шла своим чередом, появились интереснейшие контакты и профессионально-личные отношения с некоторыми учениками и педагогами. Активно велась консультативная деятельность, я была включена в разработку и реализацию идей по изменению качества взаимодействия между учениками и учителями: это была совместная с педагогами и учениками разработка правил поведения в школе и начало особой общешкольной Большой Игры.

К сожалению, действительной увлеченности этим процессом одного или двух человек оказалось недостаточно, проект родился в муках и медленно умер, хотя, сожалея об усопшем, мы долго не признавались себе в необратимости происшедшего. Он был нам дорог и принес за свою короткую жизнь немного радости.

Возможно, моя нелюбовь к диагностической работе так бы и оставалась нерушимой, если бы не запрос со стороны администрации. Скажу по секрету, что мне сложно заниматься чем-либо, не испытывая к этому интереса.

В связи с этим передо мной встал выбор: либо полюбить (а точнее, понять ее ценность) психодиагностическую работу в школе, либо не проводить ее вообще. И я ее полюбила. И вовсе не спекулятивной псевдолюбовью и не любовью по бартеру, а чистой и искренней во всех отношениях. Я все же поняла ценность этой работы в условиях перенаселенной школы и одного психолога на всех.

Приобретя этот инструмент и научившись им пользоваться, я, конечно же, стала применять его по назначению — для помощи учащимся школы и, безусловно, преподавателям и администрации.

Особенность работы школьного психолога — это огромная практика, это потребность, которая возникает непредсказуемо, «здесь и сейчас» и несмотря ни на что.

Цели, задачи

Если продолжать говорить правду, то цель работы в школе у меня определилась сразу — повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса. Были и задачи:

1. Психологическое просвещение

Развеять мифы, связанные с этой наукой, в частности стереотип, что к психологу ходят только «психи» и «пока еще не умер, сам как-нибудь справлюсь».

2. Психологическая диагностика

Выделить из большой группы учеников тех, кто в первую очередь нуждается в помощи, исследовать общее состояние школьных коллективов, динамику, развитие.

3. Консультативная помощь

Взаимодействие всех участников образовательного процесса, выявление необходимости привлечения соответствующих структур и специалистов, таких, как дефектолог, логопед, невролог, социальный педагог, КДН, ПМПК, специалисты центров психолого-медико-социального сопровождения, занимающиеся психокоррекционной работой и пр.

Наставники

Как только началась моя работа в школе, я отчетливо осознала одно: необходимо искать поддержку. Школьная система — это мощный дисфункциональный механизм, отработанный десятками лет. Когда попадаешь туда, если сразу не начнешь самостоятельно двигаться, течение тут же понесет тебя в общем потоке. Если не умеешь плавать, есть три варианта: пойти ко дну, отдаться течению или искать поддержку, и при этом срочно.

Я стала искать поддержку.

Конечно же, в первую очередь ее оказал мне методический центр, но этого было мало. Нужны были люди, настрой которых гуманистичен, а избыток практики не дает потерять связь с реальностью. И все же спасибо методистам — они вывели меня на центр психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие». Его помощь до сих пор является для меня палочкой-выручалочкой в трудных ситуациях школьной жизни.

Но мне нужно было нечто большее. Поясню. Вот я неумело барахтаюсь в холодной воде, порой появляются спасатели, делают различные манипуляции, немного сопровождают меня — и все. В следующий раз они уже в другом месте, так как много нас таких, не умеющих плавать. Нет, спасатели молодцы, спасибо им, но когда я прошу их быть со мной раз в неделю, чтобы мне уже совсем освоиться, усовершенствовать навык и просто чтобы не чувствовать себя одинокой, я получаю отказ. Стремление мое не угасает, и в почти уже тщетных поисках я обнаруживаю помощь — Московский государственный психолого-педагогический университет протягивает мне руку. Центр сопровождения молодых специалистов дает каждому молодому психологу личного (!) наставника, с которым необходимо встречаться, и чаще, чем один раз в неделю! Более того, в конце концов они выдают сертификат заслуженного юного пловца. Вот оно — счастье!

Перспективные направления

Вот что я поняла в течение прошедшего года. Очень важно (здесь я позволю себе улыбнуться, фиксируя повороты судьбы) проводить мониторинг личностного развития учащихся, ретроспективный анализ психологического климата школы. При переходе учащихся в 5-й класс надо провести групповой интеллектуальный тест. Ученикам 1-х и 5-х классов следует уделять особое внимание в течение всего учебного года, особенно в первую его половину. Организовать занятия для детей, выделенных по результатам обследования в «группу риска».

На мой взгляд, необходимо формировать учебный коллектив как команду единомышленников, проводить просветительскую работу среди учащихся, способствующую созданию позитивного образа психолога-специалиста. Работать индивидуально, акцентируя внимание на тех учениках, чьи родители фактически недееспособны по ряду причин.

* * *

Вот и прошел первый год моей работы в школе. Для меня он был так же труден, как и полезен. К концу года я заболела. Врачи не могли выписать мне больничный, и я продолжала работать. Моя работа пользовалась у учащихся большим спросом, и те, кто нуждался в помощи психолога, без остановки стучали в мою дверь.

Отдавая предпочтение реальной помощи, я задержала написание годового отчета. Представители администрации школы, приятные и преданные работе люди, однажды спросили меня:

— Аня, а почему ты все же опоздала с написанием отчета?

Я объяснила причину: есть много запросов на работу, и помощь требовалась «здесь и сейчас».

— А как же ночь? — искренне удивляясь, спросили меня. — Ведь можно было писать отчет ночью...

И в этом вся школа.

Анна ДЗИЛИЕВА,
психолог

ПРИЛОЖЕНИЕ

БОЛЬШАЯ ИГРА

Цель: создание системы, способствующей поддержанию дисциплины.

Задача: развести два понятия: знания и дисциплина. За знания ставят оценки, дисциплину оценивают жетонами.

Специфика: позитивное подкрепление удовлетворительного поведения учащихся, особенно во время уроков.

Принципы работы

Объявление для учащихся: «... числа в нашей школе начинается Большая Игра. С этого момента в конце каждого урока преподаватель отмечает в отдельном журнале определенным цветом то, как он оценивает дисциплину за время урока. Есть два цвета: зеленый (+5 баллов) и желтый (0 баллов). Педагог также может выдать по собственному усмотрению индивидуальный зеленый жетон (+1 балл)».

У каждого педагога есть личный Журнал поведения, журналы в конце рабочего дня учителя сдают в канцелярию секретарю.

Пример. Преподаватель фиксирует в журнале:

Дата Ученик/класс № урока
(для преподавателя)
Цвет жетона Основание

05.11.06

Забубейкин Ваня,
8-й «Ж»

1-й

Зеленый

Соблюдал правила, был активен в работе

05.11.06

8-й «Ж»

1-й

Желтый

Нарушали правила
(в частности...)

Считают баллы и подводят итоги в конце недели: завуч по воспитательной работе, при желании творческая группа педагогов школы, активисты из детей и те, кто посчитает это для себя нужным. Затем вся информация вывешивается на стенде в доступном для всех месте.

Зеленый жетон индивидуальный

Выдается на руки ученику в конце или после урока, этот факт обязательно фиксируется в Журнале поведения в конце урока и на самом жетоне (Ф.И.О. учителя; имя, фамилия ребенка и основание). Может не выдаваться вовсе.

Есть три таких жетона на один урок. Один человек за урок может получить только 1 жетон.

Эта система будет работать только в одном случае: если, несмотря на то что проблемные по поведению ученики отбили у педагога всякое желание поддерживать и поощрять их, они будут все же замечены при первой же робкой и неумелой попытке вести себя конструктивно (по сравнению с их обычным поведением), активно работать (по сравнению с обычным отстутствием активности) и этот опыт будет подкреплен зеленым жетоном.

(Пишу это и думаю, как, наверно, это может смешно выглядеть: «Ну Вася, ты сегодня герой...» Но чтобы эта система работала, необходимо лишь спокойно и серьезно отмечать поведение: «Вася, я устал(а) от тебя смертельно, но сегодня ты вел себя достойно» или «Мне было приятно видеть твое участие в работе».)

Учитель вправе сердиться на ученика, но если его поведение в этот раз было хотя бы чуть иное (чуть более конструктивное, чуть более активное), надо обязательно отметить это в конце урока.

Конечно же, жетоны можно давать и другим ученикам.

Зеленый жетон коллективный

Ставится всему классу за урок, этот факт обязательно фиксируется в Журнале поведения. На руки ученикам не выдается.

Желтый жетон коллективный

Ставится всему классу за урок, этот факт обязательно фиксируется в Журнале поведения. На руки ученикам не выдается.

Желтого индивидуального жетона нет.

Ожидаемые результаты

Вся школа — педагоги, дети от младших до старших классов, администрация — вовлечена в процесс Большой Игры. Педагогический коллектив — единая команда, работающая на общие цели и задачи. В школе начинает действовать, параллельно с началом Большой Игры и установлением правил, сильная, значимая и однозначная для учеников система поощрений.

Система поощрений

Дискотеки, классный «огонек», право целый день играть в теннис; поход, поездка куда-либо по выбору ребят; право делать самостоятельно то, что обычно самостоятельно не делают; суперприз победителю в конце года; какие-то особенные мероприятия; награждение грамотой, памятным знаком лучших.