Как поймать удачу
|
Р. Вайзман
Минск:
Попурри, 2006
|
Cерьезный психолог,
заинтересованный в расширении своего научного
кругозора и обогащении практических навыков,
скорее всего, будет склонен проигнорировать эту
книгу, и такое пренебрежение легко объяснимо.
Само название и яркое «рыночное» оформление
заставляют воспринять ее как еще один образец
популярного чтива, которым книжные прилавки
давно переполнены. Даже неискушенный читатель в
таких писаниях давно разочаровался, а уж
психологи и подавно смотрят на них свысока. Но
даже если признать, что автор такого сочинения —
человек неглупый, изобретательный и остроумный,
какую пользу из его писаний может извлечь
школьный психолог? Рассуждения о счастье, успехе
и удаче (к тому же по большей части пустопорожние)
очень далеки от тех насущных задач, которые
призван решать психолог образования.
В данном случае, рассуждая таким образом,
потенциальный читатель совершит большую ошибку.
Было бы неверно по нескольким бросающимся в
глаза внешним признакам отнести данную работу к
малопочтенному жанру псевдопсихологического
ширпотреба. Ее автор Ричард Вайзман — один из
самых ярких и интересных психологов наших дней,
чья слава давно вышла за пределы родной
Великобритании. Англоязычный Интернет пестрит
ссылками на его оригинальные эксперименты, а его
печатные работы вот уже несколько лет не
покидают списки бестселлеров. На русском языке
(правда, так же не в России, а в Белоруссии)
недавно была издана одна его небольшая книжка
(см. рецензию в «Школьном психологе» № 24, 2005).
Новое издание — весьма оперативный перевод
самой, пожалуй, популярной книги Вайзмана,
увидевшей свет в 2003 г. В оригинале она называется
«Фактор удачи», без завлекательного
подзаголовка «Поймай удачу и измени свою жизнь»,
которым ее снабдили минские издатели. И хотя
книга действительно рассчитана на самый широкий
круг читателей, она лишена тех дешевых приемов,
которыми принято добиваться популярности.
Рассуждения автора не высосаны из пальца, а
основаны на реальных психологических
наблюдениях и экспериментах, оригинальности и
остроумию которых может позавидовать любой
исследователь. Главная задача, которую ставит
автор, — разобраться, какие психологические
особенности отличают счастливчиков от
неудачников. Ну и, разумеется, отсюда сами собой
напрашиваются практические выводы о том, как
человеку, не относящемуся ни к одной из этих
крайних категорий, приблизиться к той, к которой
всем нам хотелось бы принадлежать. То есть перед
нами не очередной клон Карнеги, а вполне
основательная и серьезная работа, доступный
стиль которой вовсе не ее изъян, напротив —
достоинство.
Может ли школьный психолог извлечь из книги
пользу? Вряд ли, если понимать эту пользу как
возможность непосредственного использования в
повседневной практической работе. Однако если
мыслить шире, то не становление ли социально
компетентной и успешной личности выступает
сегодня одним из приоритетов образования? В этом
отношении книга Вайзмана может стать источником
очень полезной информации, способствующей
подлинному профессиональному и личностному
росту любого психолога.
Максим МАРИНИН
|