Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Как поймать удачу

Р. Вайзман
Минск:
Попурри, 2006

Cерьезный психолог, заинтересованный в расширении своего научного кругозора и обогащении практических навыков, скорее всего, будет склонен проигнорировать эту книгу, и такое пренебрежение легко объяснимо. Само название и яркое «рыночное» оформление заставляют воспринять ее как еще один образец популярного чтива, которым книжные прилавки давно переполнены. Даже неискушенный читатель в таких писаниях давно разочаровался, а уж психологи и подавно смотрят на них свысока. Но даже если признать, что автор такого сочинения — человек неглупый, изобретательный и остроумный, какую пользу из его писаний может извлечь школьный психолог? Рассуждения о счастье, успехе и удаче (к тому же по большей части пустопорожние) очень далеки от тех насущных задач, которые призван решать психолог образования.
В данном случае, рассуждая таким образом, потенциальный читатель совершит большую ошибку. Было бы неверно по нескольким бросающимся в глаза внешним признакам отнести данную работу к малопочтенному жанру псевдопсихологического ширпотреба. Ее автор Ричард Вайзман — один из самых ярких и интересных психологов наших дней, чья слава давно вышла за пределы родной Великобритании. Англоязычный Интернет пестрит ссылками на его оригинальные эксперименты, а его печатные работы вот уже несколько лет не покидают списки бестселлеров. На русском языке (правда, так же не в России, а в Белоруссии) недавно была издана одна его небольшая книжка (см. рецензию в «Школьном психологе» № 24, 2005).
Новое издание — весьма оперативный перевод самой, пожалуй, популярной книги Вайзмана, увидевшей свет в 2003 г. В оригинале она называется «Фактор удачи», без завлекательного подзаголовка «Поймай удачу и измени свою жизнь», которым ее снабдили минские издатели. И хотя книга действительно рассчитана на самый широкий круг читателей, она лишена тех дешевых приемов, которыми принято добиваться популярности. Рассуждения автора не высосаны из пальца, а основаны на реальных психологических наблюдениях и экспериментах, оригинальности и остроумию которых может позавидовать любой исследователь. Главная задача, которую ставит автор, — разобраться, какие психологические особенности отличают счастливчиков от неудачников. Ну и, разумеется, отсюда сами собой напрашиваются практические выводы о том, как человеку, не относящемуся ни к одной из этих крайних категорий, приблизиться к той, к которой всем нам хотелось бы принадлежать. То есть перед нами не очередной клон Карнеги, а вполне основательная и серьезная работа, доступный стиль которой вовсе не ее изъян, напротив — достоинство.
Может ли школьный психолог извлечь из книги пользу? Вряд ли, если понимать эту пользу как возможность непосредственного использования в повседневной практической работе. Однако если мыслить шире, то не становление ли социально компетентной и успешной личности выступает сегодня одним из приоритетов образования? В этом отношении книга Вайзмана может стать источником очень полезной информации, способствующей подлинному профессиональному и личностному росту любого психолога.

Максим МАРИНИН