Зигмунд Фрейд
|
Х.Р. Касафонт
М.: АСТ, 2006
|
Любой психолог о
Фрейде и его учении знает немало (а коли мало — то
психолог ли это?), и удивить его чем-то, ранее не
известным, не так-то просто. Правда, книга
испанского автора Хосепа Рамона Касафонта
написана не столько для психологов, сколько для
тех, кого принято именовать широким кругом
читателей. Однако и психолог, за исключением
разве что особо дотошных исследователей истории
психоанализа, может воспользоваться ею для
расширения своей эрудиции. Свою книгу автор
начинает завлекательной преамбулой «Знаете ли
вы, что…», следом перечисляя весьма интересные
факты:
— Фрейд появился на свет на наковальне кузнеца;
— боялся путешествовать на поезде;
— ненавидел кино;
— впадал в неистовство, когда его
фотографировали, и пр.
Признайтесь: вы заинтересовались, не правда ли? В
наше время массового интереса к жизни
знаменитостей книга просто обречена на успех,
тем более что Фрейд — всем знаменитостям
знаменитость. Многие ли вспомнят лет хотя бы
через двадцать про кичливый пустоцвет нынешней
поп-культуры, чьи портреты украшают обложки
бесчисленных глянцевых журналов? А про Фрейда
пишут и читают уже более ста лет, и интерес к его
личности и трудам хотя и спал в последние годы, но
вряд ли когда-нибудь сойдет на нет.
В отличие от простого читателя, которого увлекут
интересные подробности жизни основателя
психоанализа, психолога скорее привлечет вторая
часть книги, посвященная его основным трудам,
представленным в хронологическом порядке их
появления. Конспективное изложение содержания
работ Фрейда послужит углублению представлений
многих профессиональных психологов о сущности
психоанализа. Что же касается отдельных глав,
посвященных отношению Фрейда к оккультным
наукам, роли психоанализа в искусстве и
гуманитарных науках ХХ века, то они, к сожалению,
слишком лаконичны, чтобы быть интересными.
Не слишком большую ценность представляет и
заключающее книгу интервью автора с двумя
совершенно неизвестными у нас (да и вообще,
вероятно, где-либо за пределами Испании) членами
Испанской психоаналитической ассоциации.
Понятно, что у психоаналитиков в адрес отца-основателя
находятся только славословия, а перспективы
психоанализа видятся им самыми радужными.
Критика фрейдизма в книге не представлена вообще,
что сильно снижает доверие к объективности
автора.
Знакомясь с этой работой, знатоки психоанализа
не раз потешат свою самооценку, подмечая
разнообразные ошибки и неточности, которые по
вине то ли автора, то ли переводчика, то ли
редактора в книгу прокрались. Правда, настоящие
знатоки предмета вряд ли станут с книгой
подробно знакомиться, так как с первого взгляда
очевидно, что она предназначается не им.
Эту книгу правильнее было бы назвать «Жизнь и
труды Зигмунда Фрейда в общедоступном
изложении». После ее прочтения знатоком
фрейдизма вы, конечно, не станете, но достаточно
полное и разностороннее знакомство с творческой
биографией Фрейда и его ключевыми идеями она
обеспечит.
Сергей СТЕПАНОВ
|