ПСИХОЛОГИЯ
|
А.В. Петровский,
М.Г. Ярошевский
М.: Академия, 2006
|
Интерес к психологии,
особенно заметный в нашей стране в последние
десятилетия, сопровождается появлением большого
числа разнообразной по содержанию и жанру
психологической литературы. Это, безусловно,
способствует расширению наших представлений о
психике человека, его возможностях и механизмах
поведения. Однако при этом содержащаяся в
публикациях информация настолько различна, а
порой и противоречива, что создается впечатление
о существовании не одной, а нескольких
психологий, отличающихся друг от друга не только
объяснительными принципами при толковании одних
и тех же явлений, но и предметом исследования. Не
случайно авторы книги приводят слова А.Эйнштейна,
который заметил, что изучение физических проблем
— детская игра сравнительно с загадками детской
игры.
В этой связи возникает потребность не
дальнейшего увеличения объема сведений, а их
обобщения и систематизации с целью получения
ответа на один простой вопрос: а что же
представляет собой психология как
самостоятельная область знаний? Книга,
написанная известными отечественными учеными и
рекомендованная в качестве учебника по
психологии, содержит в себе именно такие
сведения обобщающего характера, что тем не менее
не лишает ее выраженной авторской позиции в
понимании закономерностей развития
психологической мысли.
Например, подзаголовок одной из глав звучит как
«Политическая история психологии», под которой
понимается особая область исследования
зависимости психологической науки от
политической конъюнктуры. Следует также
отметить, что это уже пятое издание и вышло оно в
серии «Классическая учебная книга», а значит,
может быть рекомендовано всем психологам,
независимо от выбранной ими специализации.
Книга состоит из четырех частей, каждая из
которых является относительно самостоятельной:
«Введение в психологию», «Категории психологии»,
«Психологические процессы», «Индивидуально-психологические
особенности личности». Это достаточно полное и
всестороннее описание основных
общепсихологических проблем, пониманию которых
способствует богатый фактический материал (в
силу этого сведения из книги могут быть
использованы при проведении бесед со
старшеклассниками или учителями). Причем следует
обратить внимание на исторический характер
изложения, в результате которого современное
состояние вопроса выступает как закономерный
итог предшествующего этапа развития психологии.
Вполне допустимо ознакомление с какой-то одной
из частей, но это вряд ли приведет к осознанию
специфики психологической науки по сравнению с
другими науками о человеке и вполне может
противоречить авторской задумке.
Книга претендует на фундаментальность, но из
этого не следует, что в постижении
психологических истин — если таковые имеются —
на ней можно остановиться. Учебник — необходимое,
но явно недостаточное подспорье в овладении
профессией, тем более когда такой профессией
выступает психология.
Марина СТЕПАНОВА
|