Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологическое неблагополучие детей
в начальной школе

Диагностика и пути преодоления

В.В. Сорокина
М.: Генезис, 2005

Школьным психологам хорошо известно, какое существенное место занимает работа по запросу, исходящему как от взрослых участников образовательного процесса – педагогов, школьной администрации, родителей, так и от самих детей. Даже опытные психологи порой сетуют, что не справляются с потоком жалоб и потому оказываются не в состоянии провести запланированные диагностические обследования или развивающие занятия. Понятно, что в этой ситуации продуктивность психологической помощи в немалой степени зависит от организации работы по запросу, иначе говоря, от умения психолога подобрать адекватные для каждого случая диагностические методики.
В данном издании речь идет о младших школьниках, испытывающих серьезные трудности при усвоении учебной программы, не проявляющих интереса к учебе, а порой и вовсе отказывающихся посещать школу. Педагоги начальной школы и родители также обращают внимание на тревожность, плаксивость, агрессивность детей, конфликтные отношения с одноклассниками. Перед психологами встает задача выявления механизмов нежелательного поведения, знание которых ложится в основание последующей коррекционной работы. Автор книги останавливается на анализе некоторых психологических подходов к пониманию природы школьных трудностей: проявления школьной дезадаптации, нарушения детско-родительских отношений, показатели невротического развития.
По мнению автора, чтобы выявить причины психологического неблагополучия, необходимо проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его переживания и взглянуть на происходящее его глазами. Именно это и стало целью работы автора и определило выбор диагностических методов.
Основное внимание в книге уделено диагностике психологического неблагополучия учащихся начальной школы. Предлагаемый диагностический подход сочетает в себе психодиагностические методики с клиническим методом. По мнению автора, в младшем школьном возрасте уровень развития речи и рефлексивного мышления не позволяют ребенку развернуто сообщать о своих переживаниях, поэтому адекватными в данном возрасте являются проективные методы исследования. В качестве таковых выступают проективные рисунки детей («Моя семья», «Несуществующее животное», «Мой класс» и др.) и их работа с предлагаемым проективным материалом (САТ, тест школьной тревожности). Составляющими клинического метода являются беседа и наблюдение.
Несомненный интерес представляет клинико-психологический анализ конкретных случаев – описание опыта индивидуальной работы с шестью детьми в возрасте от 7 до 10 лет. При этом хотелось бы обратить внимание читателей не только на интерпретацию полученных данных, но и на последовательность подбора методик.
В заключение – о тех, кому это пособие адресовано. Оно рассчитано на психологов начальной школы, также может быть полезно психологам, определяющим готовность ребенка к обучению в начальной и средней школе. Главное, что нельзя не отметить, – авторская попытка реализации целостного подхода к частной проблеме психологических трудностей младшего школьника.

Михаил ЖДАНОВ