Психологическое неблагополучие
детей
в начальной школе
Диагностика и пути преодоления
|
В.В. Сорокина
М.: Генезис, 2005
|
Школьным психологам
хорошо известно, какое существенное место
занимает работа по запросу, исходящему как от
взрослых участников образовательного процесса
– педагогов, школьной администрации, родителей,
так и от самих детей. Даже опытные психологи
порой сетуют, что не справляются с потоком жалоб
и потому оказываются не в состоянии провести
запланированные диагностические обследования
или развивающие занятия. Понятно, что в этой
ситуации продуктивность психологической помощи
в немалой степени зависит от организации работы
по запросу, иначе говоря, от умения психолога
подобрать адекватные для каждого случая
диагностические методики.
В данном издании речь идет о младших школьниках,
испытывающих серьезные трудности при усвоении
учебной программы, не проявляющих интереса к
учебе, а порой и вовсе отказывающихся посещать
школу. Педагоги начальной школы и родители также
обращают внимание на тревожность, плаксивость,
агрессивность детей, конфликтные отношения с
одноклассниками. Перед психологами встает
задача выявления механизмов нежелательного
поведения, знание которых ложится в основание
последующей коррекционной работы. Автор книги
останавливается на анализе некоторых
психологических подходов к пониманию природы
школьных трудностей: проявления школьной
дезадаптации, нарушения детско-родительских
отношений, показатели невротического развития.
По мнению автора, чтобы выявить причины
психологического неблагополучия, необходимо
проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его
переживания и взглянуть на происходящее его
глазами. Именно это и стало целью работы автора и
определило выбор диагностических методов.
Основное внимание в книге уделено диагностике
психологического неблагополучия учащихся
начальной школы. Предлагаемый диагностический
подход сочетает в себе психодиагностические
методики с клиническим методом. По мнению автора,
в младшем школьном возрасте уровень развития
речи и рефлексивного мышления не позволяют
ребенку развернуто сообщать о своих
переживаниях, поэтому адекватными в данном
возрасте являются проективные методы
исследования. В качестве таковых выступают
проективные рисунки детей («Моя семья»,
«Несуществующее животное», «Мой класс» и др.) и их
работа с предлагаемым проективным материалом (САТ,
тест школьной тревожности). Составляющими
клинического метода являются беседа и
наблюдение.
Несомненный интерес представляет клинико-психологический
анализ конкретных случаев – описание опыта
индивидуальной работы с шестью детьми в возрасте
от 7 до 10 лет. При этом хотелось бы обратить
внимание читателей не только на интерпретацию
полученных данных, но и на последовательность
подбора методик.
В заключение – о тех, кому это пособие адресовано.
Оно рассчитано на психологов начальной школы,
также может быть полезно психологам,
определяющим готовность ребенка к обучению в
начальной и средней школе. Главное, что нельзя не
отметить, – авторская попытка реализации
целостного подхода к частной проблеме
психологических трудностей младшего школьника.
Михаил ЖДАНОВ
|