На кризисном перекрестке
У
выпускников девятых и одиннадцатых классов школ
на первый план выходит проблема планирования как
ближайшего будущего, связанного с обучением, так
и перспективного — профессионального. Каждый из
выпускников связывает со своей профессиональной
деятельностью много планов и надежд. И
действительно, получить работу для молодого
человека означает гораздо больше, чем просто
заработать средства на существование, это еще и
путь личностной самоактуализации, получения
профессионального, а в широком контексте — и
жизненного опыта.
Возможности самостоятельного выбора
Для молодых людей переходный период между
школой и работой становится определяющим для
личного и профессионального развития на всю
жизнь. На этом возрастном этапе юный человек
получает возможность сделать самостоятельный
выбор и принять ответственность за него.
Но все ли выпускники осознанно относятся к
планированию своей будущей профессиональной
деятельности? Согласно статистике, 30% студентов
бросают учебу, не окончив вуза, 60% выпускников
вузов и 70% окончивших профессиональные учебные
заведения не работают по специальности. К слову
сказать, образование в нашей стране стоит денег
как родителям, так и государству. Значит,
инвестиции в образование не оправдывают себя.
Отсюда вытекает основной вопрос: что делать?
Необходимость перехода старшей школы на
профильное обучение определена в «Концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 г.». Реализация идеи профильности старшей
ступени школы направлена на формирование
предварительного самоопределения выпускника в
отношении профессионального образования.
Главным преимуществом, которое предоставляет
предпрофильное образование, является
постепенность смены ведущих задач развития.
Согласно теории социального научения для
формирования определенных навыков необходимо,
чтобы желательные действия ребенка в окружающем
мире находили систематическое подкрепление. В
концепцию предпрофильного образования заложены
идеи развития у подростков собственной
активности, целеполагания, жизненного
планирования, систематизации усилий и
личностной ответственности.
Усвоение новых навыков может опираться только
на уже сформированные, и во многом зависит от
успешной реализации как школой, так и родителями
образовательных и воспитательных задач на
предыдущих этапах. В рамках предпрофильного
обучения предполагается, что к возрасту 14–15 лет
подросток готов самостоятельно либо при помощи
ближайшего окружения и специалистов оценить
свои способности и интересы, осуществить
некоторый предварительный профессиональный
выбор, спрогнозировать последствия своих
решений и затем заняться планомерной
целенаправленной деятельностью в соответствии с
поставленными образовательными целями.
Предпрофильная (допрофильная) подготовка — это
система педагогической,
психолого-педагогической, информационной и
организационной деятельности, содействующая
самоопределению учащихся старших классов
основной школы относительно избираемых ими
профилирующих направлений будущего обучения и
широкой сферы последующей профессиональной
деятельности (в том числе в отношении выбора
профиля и конкретного места обучения на старшей
ступени школы или иных путей продолжения
образования). Предпрофильная подготовка
представляет собой сочетание следующих основных
направлений работы: информационная работа, курсы
по выбору, профильная ориентация, итоговая
аттестация выпускников, «портфолио».
Введение профильного обучения ставит целый ряд
вопросов: повышение профессиональной
квалификации учителей, создание индивидуального
«портфолио» каждого школьника, пересмотр
содержания образования в классе с тем или иным
профилем. Профильное обучение в старших классах
— это особая система, благодаря которой ученик
может самостоятельно, в зависимости от своих
интересов и способностей, выбрать программу
обучения. При этом для каждого школьника
разрабатывается индивидуальная схема посещения
уроков, прохождения практики, исследовательской
работы, которая впоследствии поможет ему в
освоении выбранной им специальности.
Профили
В старших классах подростки продолжат обучение
по одному из 10–12 предложенных профилей обучения:
1. Физико-математический
2. Физико-химический
3. Химико-биологический
4. Биолого-географический
5. Социально-экономический
6. Социально-гуманитарный
7. Филологический
8. Информационно-технологический
9. Агротехнологический
10. Индустриально-технологический
11. Художественно-эстетический
12. Оборонно-спортивный1
Психологическое сопровождение — это
комплексная система психологической помощи,
осуществляемая в рамках деятельности
психологических служб.
Психологическое сопровождение
предпрофильного обучения включает в себя:
консультации с психологами, тестирование, пробы
учащихся в выбранном направлении.
Актуальность психологического сопровождения
предпрофильного обучения продиктована тем, что
подростки осуществляют выбор на «кризисном
перекрестке» — в момент, когда в их жизни
разворачиваются три кризиса — возрастной
нормативный, семейный нормативный и школьный
нормативный — и изменения происходят не только в
самом подростке, но и в его ближайшем социальном
окружении и в социальной ситуации развития. Учет
влияния этих кризисов на принятие решений
подростком мы включили в основу построения
программ работы психолога со школьниками.
Внимание к внутренним и внешним переломным
процессам диктует необходимость направить
работу на всех субъектов образовательного
процесса одновременно: родителей, учащихся,
педагогов. Это обеспечивает целостность
психологической поддержки.
Итак, психологическая поддержка
предпрофильного образования должна, на наш
взгляд, включать три блока, и далее мы хотели бы
более подробно осветить механизмы и способы
психологического сопровождения предпрофильного
обучения, которые может использовать психолог в
школе.
Задачи образовательного маршрута
Давайте рассмотрим ситуацию в типичном девятом
классе московской общеобразовательной школы. Из
практики педагогической деятельности можно
условно разделить учащихся по их планируемому
образовательному маршруту на три группы:
— те, кто уходит из школы с целью получения
определенного профильного образования в другом
образовательном учреждении;
— те, кто предпочитает завершить образование в
данной школе;
— те, кому трудно рекомендовать продолжить
обучение в 10-м классе, но их дальнейший
образовательный маршрут неясен.
Наибольшую тревогу у педагогов вызывает именно
третья группа. В нее попадают подростки с низким
уровнем академических способностей, с
отсутствием представлений о ближайшей
перспективе. Довольно часто школьная
неуспеваемость сопряжена с дезадаптивным
поведением, с негативизмом и пассивным
сопротивлением педагогическому воздействию со
стороны подростка.
Первой задачей психологического сопровождения
является проведение комплексной
дифференциальной диагностики подростка и
предварительного собеседования с
преподавателями-предметниками и классным
руководителем с целью сбора информации о
ребенке. Эта информация позволяет спланировать
объем необходимых усилий в отношении каждого
ученика и определить форму дальнейшей работы с
классным коллективом: групповая, индивидуальная,
смешанная.
Так, например, переход в новую школу чаще всего
связан с выбором определенного профильного
обучения, и здесь достаточно поддержать решение
подростка, предоставив в его распоряжение
дополнительную информацию о профессии. Для тех
детей, которые планируют продолжить обучение в
данной школе в 10-м классе, момент выбора
профессии как бы откладывается на год. В данном
случае важно, чтобы подросток понимал, что эта
«отсрочка» не для отдыха, а для принятия более
осознанного и взвешенного решения. Необходимо
предложить ему варианты профильного обучения,
обосновывая их объективными способностями и
достижениями подростка, которые он
продемонстрировал за предыдущий период школьной
жизни.
Учащиеся третьей группы требуют, как правило,
дополнительной индивидуальной работы с
психологом. В их отношении предстоит нелегкая
работа по формированию навыков
самостоятельности и активности, при тщательной
градации трудностей, чтобы исключить чрезмерное
сопротивление. Возможно, что психологу при
работе с данной категорией детей потребуется
кооперация с педагогами-предметниками.
Варианты для педагогов
В своей книге «Профориентация в школе»
(издательство «Просвещение») мы предложили
варианты организации профориентационной работы
педагогами. Мы предлагаем два направления
приложения усилий. Первый — это собственно
реализация предлагаемой нами либо другими
авторами программы профориентации, где учащиеся
могут узнать о профессиях, о своих способностях,
о требованиях рынка труда. Способности — это то,
что способен развить сам ученик. А вот список
профессий, уровень профессиональных требований
и востребованность на рынке труда — это внешние
обстоятельства, о которых у подростков иногда
имеются мифические представления.
Поэтому время от времени на рынке труда
возникает ситуации перепроизводства
специалистов. Это объясняется тем, что тенденции
на рынке труда в настоящий момент тянут за собой
длинный шлейф профессиональных предпочтений
выпускников школ. Многие полагают, что
популярная профессия гарантированно
обеспечивает «длинные деньги». Так, если в 80–90-е
гг. к этим профессиям относились специальности,
связанные с компьютерными технологиями, то
сейчас большинство абитуриентов связывают
успешную карьеру в основном с экономической
специализацией.
Рынок труда переменчивее весеннего неба, и
ориентироваться на сегодняшние его требования
при планировании отдаленного будущего вряд ли
правомерно. Отсюда вытекает второе направление
приложения педагогических усилий, а именно —
расширение знаний учащихся о мире профессий. Это
может выражаться в различных формах и иметь
различное содержание: профильные классы и
элективные курсы, налаживание взаимодействия с
предприятиями, приглашение специалистов, летние
трудовые сессии, выезды на предприятия, участие в
различных проектах. Подросток осознанно может
выбрать лишь то, о чем он знает.
Если взглянуть на результаты исследований, то,
например, профессию дизайнера осознанно выбрали
58% учащихся, то есть 2/3, а профессию инженера —
лишь 37%. Это может быть связано с тем, что СМИ
достаточно подробно рассказывают о содержании
некоторых популярных профессий, а о других
учащимся известно крайне мало.
Одним словом, все то, что позволит расширить
рамки социальной компетенции подростка, создаст
для него ориентиры профессионального выбора,
позволит ему принять ответственность за свое
решение.
Перераспределение власти
Другим блоком психологического сопровождения
предпрофильного образования является работа с
родителями.
Нормативный семейный кризис — это период
семейной истории, во время которого в семье
возрастает эмоциональный дискомфорт и
появляется необходимость изменений сложившихся
взаимоотношений вследствие того, что семья
переживает естественные изменения в своей
структуре и задачах.
Переходный возраст детей — показатель того,
что в семье возможно развитие нормативного
кризиса. Сущность его заключается в
перераспределении власти в семье. Наступает
момент, когда родителям необходимо поделиться с
подрастающим ребенком имеющейся у них огромной
властью, так как воспитательная миссия по
отношению к ребенку исчерпана либо подходит к
концу. Надо отметить, что консервативные схемы
устройства семейной жизни, как правило,
заставляют семьи держаться за привычные
стереотипы. Любое новое, любые попытки изменения
вызывают страх и сопротивление. На данном этапе
от родителей требуется перестройка способов
общения с ребенком. Особенно сложно бывает тем
родителям, для которых ребенок — основа
отношений.
Возможно, что именно эти обстоятельства делают
родителей, наравне с подростками, клиентами
индивидуальной консультативной работы.
Необходимость строить психологическое
консультирование подростка с учетом влияния
родителей подтверждается следующими доводами.
Во-первых, в большинстве случаев именно родители
оказывают наибольшее влияние на принятие
подростком решения о выборе профессии. Для этого
у родителей есть разные механизмы: убеждение,
собственный пример, принуждение, семейные
традиции и мифы и др. Во-вторых, родители
принимают ответственность за профессиональный
выбор ребенка, в том числе и финансовую. Это
отчетливо демонстрируют данные последних
исследований.
Психологическая работа с родителями может
строиться по следующим направлениям: наиболее
раннее вовлечение родителей в обсуждение
вопросов, связанных с планирование «жизни после
школы» будущего подростка; оптимизация
распределения ответственности за принятие
решений в системе детско-родительских отношений.
Мы рассматриваем процесс воспитания как
процесс развития зрелой личности, что с позиции
гештальт-подхода подразумевает постепенное
уменьшение зависимости от поддержки со стороны
окружающих и возрастание роли самоподдержки.
Самоактуализация подростка при постепенном
снижении родительского участия в принятии
решений — цель индивидуальных консультаций.
Следует также отметить тот факт, что вопрос
планирования будущего ребенка вызывает у
родителей вполне понятную тревогу. Важно, чтобы в
ходе консультирования эта тревога могла
проявиться.
Ключевые темы для подростков
Безусловно, самый важный блок психологической
поддержки направлен на самих подростков.
Принятие и избегание ответственности
становится ключевой темой психологического
консультирования подростков. Многие взрослые
люди избегают личной ответственности, перенося
ее на другого, а у подростков эта ответственность
в силу разных обстоятельств может быть просто не
сформирована. Поэтому, занимаясь в рамках
профориентации определением подходящей
профессии, мы в фокусе внимания держим другую,
более важную задачу — принятия ответственности
за выбор самим подростком.
Согласно Ялому, «пока человек верит, что его
ситуация и его дисфория порождаются кем-то
другим или некоторой внешней силой, какой смысл
стремиться к личностному изменению? Люди
обнаруживают неистощимую изобретательность в
нахождении путей избегания сознания
ответственности».
Существует несколько механизмов избегания
ответственности:
— Перенос ответственности на другого. Часто в
роли другого выступают родители, иногда друзья и
другие значимые люди.
— Склонность отрицать ответственность путем
ощущения себя невинной жертвой событий. Обычно
это сопровождается формулировками, что все
плохо, что образование платное и прорваться
могут только те, у кого есть деньги, что
преподаватели необъективны, а родители слишком
требовательны и т.д. и т.п. И что бы я ни делал, все
бесполезно.
— Отрицание ответственности: потеря контроля.
Еще один способ сбросить с себя ответственность
— временно оказаться «не в своем уме». Шутовство,
асоциальные установки — типичные тому примеры.
— Избегание автономного поведения. Довольно
часто встречаются подростки, которые очень
хорошо знают, что им делать, чтобы помочь самим
себе, но необъяснимым образом отказываются
совершить нужный шаг. Японская пословица гласит:
«Знать и не делать — вообще не знать». Осознание
ответственности само по себе не синонимично
изменению: оно только первый шаг в процессе
изменения.
Статистический опрос, проведенный в ряде
технических вузов, показал любопытную картину,
которая отражает степень принятия
ответственности юным человеком за
осуществленный профессиональный выбор.
На что еще может быть направлено
психологическое сопровождение предпрофильного
обучения в отношении подростков?
Мы условно разделили процесс формирования
профессионального самоопределения на несколько
этапов:
1. Время фантазий. Время, когда можно мечтать
стать кем угодно, не обращая внимания на конкурсы
в вузы, зарплату специалистов, собственные
способности.
2. Время игры. В этот период подросток как бы
примеряет на себя профессиональные роли,
проигрывает их. Этот период необходим для
формирования четких представлений о собственном
ХОЧУ: какую профессию я хочу получить, где я хочу
работать, какую зарплату я хочу получать, с
какими людьми я хочу общаться, чем я хочу
заниматься, в каком секторе экономики хочу
работать. Подросток не выбирает здесь и сейчас —
определиться со своими желаниями всегда сложно,
но данная «примерка» необходима для
формирования ориентиров для выбора профессии.
Время игры учит подростка не только осознавать
свои желания и правила взрослого
профессионального мира, игры учат отказываться
от стратегии избегания автономного поведения,
возвращают подростку ответственность за свои
решения, развивают способность выбирать,
самоидентифицироваться с профессиональной
деятельностью. «Если индивид в полной мере
испытывает желание, ему предстоит принять
решение, или сделать выбор. Решение — это мост
между желанием и действием. Принять решение
означает взять внутренние обязательства по
отношению к ходу действия. Если не следует
никакого действия, я считаю, что нет никакого
настоящего решения, а есть флирт с решением,
своего рода неудавшееся решение» (И. Ялом).
3. Время действий. Этот период разделяется в
свою очередь на три этапа:
А) Послешкольный период, характеризующийся
резкой сменой условий жизнедеятельности, — это
время профессионального самоопределения и
образования.
Б) Период осознанных действий — поиск работы и
закрепление на рабочем месте.
В) Период социальной стабильности — постоянная
работа, карьерный рост.
Оказывая психологическую поддержку учащимся
9-х классов, мы имеем дело еще с игровыми
представлениями о будущей профессиональной
деятельности. Задачей сопровождения на этом
этапе является привнесение в подростковые
представления о трудовых отношениях взрослой
экспертной оценки.
Проверка практикой
В течение 2002–2006 гг. на базе московских школ
была опробована предложенная нами программа
профориентации учащихся старших классов. Причем
проводилась она как в школах, практикующих
профильное обучение, так и в тех, которые на него
не перешли.
С учащимися 9-х классов, которым необходимо было
выбрать профиль обучения, была проведена
диагностика способностей и предпочтений и
составлены индивидуальные «портфолио», после
этого проводилась программа развивающих занятий
по профориентации, которая позволяла подросткам
сделать выбор профиля обучения более осознанным.
Хотим привести некоторые результаты такого
сопровождения на примере одной из школ, которая
предоставляла школьникам выбор дальнейшего
обучения по профилям: социально-экономическому,
гуманитарному и физико-математическому. После
проведения предварительной программы
профориентации был разработан прогноз
наполняемости профильных классов. Прогноз
совпал с реальным выбором детей на 78%. Спустя
три года, когда учащиеся заканчивали 11-й класс,
было проведено анкетирование, выявлявшее такие
факторы, как образ профессионала, выбор ПВК,
выбор вуза для дальнейшего обучения и
альтернативный выбор. По результатам
анкетирования более 85% учащихся выбирали высшее
учебное заведение в соответствии с профилем
обучения и, более того, в качестве
профессионально важных качеств указывали
качества, присущие профессиям своего профиля.
Помимо этого, косвенные признаки указывали на
наличие психологических качеств личности,
соответствующих профилю обучения. Так, например,
учащиеся математического класса в своих ответах
были кратки и точны, тогда как учащиеся
гуманитарного класса, наоборот, отвечали
длинными, многословными предложениями.
Таким образом, можно говорить о
результативности профильного обучения и его
сопровождения, которое позволило предоставить
школьникам в 85% случаев «правильный» профиль
обучения.
В то же время среди школьников «группы риска», в
том числе и обучающихся в классах КРО, попытки
применить подобную систему профориентационных
мероприятий выявили недостаточность и
неэффективность такого рода сопровождения.
Учащиеся классов КРО, как правило, плохо
адаптированы к школе, их склонности часто
асоциально направлены и деструктивны, поэтому
было сложно опираться на данные психологической
диагностики профессиональных способностей и
собственный выбор ребенка. Отстутствовала
уверенность в том, что эти подростки последуют
рекомендациям.
Психологические особенности детей группы
риска предполагают иные формы и содержание
профориентационный работы, поэтому для них была
разработана принципиально другая система
психологического сопровождения предпрофиля.
В заключение хотелось бы отметить, что
программа профориентации хорошо
зарекомендовала себя не только в
общеобразовательной школе, но и в вечерней школе,
а также с детьми, проживающими в детских домах.
1 Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы
общего образования. – Приказ министерства
образования РФ от 9.03.2004 г. № 1312 // Вестник
образования России, апрель 2004 г.
Оксана ГОЛЕРОВА,
Елена ГУРОВА,
педагоги-психологи
|