Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2007


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Комплектование профильных классов

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников — важнейший компонент профильного обучения — предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию. В связи с тем, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема, в каждой профильной школе должна быть открытая, гласная и надежная процедура отбора.

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения». Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся.

Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения.

Отбор в профильные классы не подменяет собой систематическую профориентационную работу со школьниками, а дополняет и обобщает ее. Цель диагностики — не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профессионального самоопределения. В основе методик, составляющих данный блок, лежат известные психологам-профконсультантам «Карта интересов» А.Е. Голомштока (подробное описание модифицированной «Карты интересов» представлено в материале Ольги Филимоновой в этом же номере.Прим. ред.), Опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши, Школьный тест умственного развития (под ред. К.М. Гуревича), Методика определения типа мышления. Специфика восприятия современных подростков, новые социально-экономические условия, задачи профильного обучения потребовали пересмотра не только содержания вопросов и заданий, но и структуры методик, формы их предъявления. Неуклонно снижается уровень развития вербального интеллекта, эрудиции, меняются приоритеты и жизненные ценности. Новые формулировки учитывают эти реалии. Все методики прошли проверку на базе МОУ «Лицей» (г. Балашиха), УДО «Диалог» (г. Электросталь) и в других образовательных учреждениях Москвы и Московской области.

Необходимо, чтобы у каждого ученика были бланки и опросники. Школьники любого возраста с большим интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов. Единственное, что может их исказить, — недоверие к преподавателю или опасения, что результаты будут использованы во вред самим ученикам. Поэтому главное условие полноценной диагностики — создание атмосферы доверия на уроке. Желательно, чтобы эту работу проводил школьный психолог, однако в школьных коллективах немало психологически грамотных учителей, которые успешно справятся с этой ответственной задачей.

Вся работа занимает два-три урока. Первый урок необходимо предварить краткой мотивационной беседой, в которой вы сообщаете о целях и задачах предстоящей работы. Важно, чтобы ребята не воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Обратите внимание ребят, что решение о выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, а задача психолога — помочь сделать правильной выбор на основе самодиагностики, успех которой во многом зависит от искренности и объективности самих школьников. Из четырех методик три предполагают самостоятельную обработку на уроке.

На первом уроке рекомендуется выполнить методики «Профиль» и «Тип мышления», каждая из которых занимает 15–20 минут. Эти методики лучше зачитывать, потому что здесь важна первая реакция. Быстрый темп не даст возможности обсуждать и комментировать вопросы. После того как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, психолог рассказывает, что каждая строка — это направление профессиональной деятельности (фактически это — десять профилей обучения). Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности.

В конце работы можно поинтересоваться, у кого результаты совпали с собственными представлениями о себе. Те, у кого совпали, радуются. Важно спросить, у кого результаты методики не совпали со своими интересами, и пояснить, что это — еще более ценный результат, потому что открывает новые возможности и варианты, расширяет представление о себе.

В каждом классе есть немало учеников, показывающих слабый интерес ко всем направлениям. Хотя по одной методике нельзя делать определенных выводов, на этих ребят следует обратить внимание, потому что у них могут быть проблемы с самооценкой, низкая мотивация. Учащиеся с высокими баллами по нескольким шкалам нередко испытывают другие трудности — не могут выбрать из нескольких вариантов. Дальнейшая диагностика может сузить их поле выбора, однако надо отдавать себе отчет, что групповая форма работы не может помочь всем — есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной профконсультации.

Методика «Тип мышления»

Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Однако независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное; пятая колонка – креативность).

Обратите внимание ребят на то, что нумерация вопросов идет по горизонтали.

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет — минус.

П-Д А-С С-Л Н-О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я понимаю красоту природы и искусства.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Мне нравится работа, требующая физической активности.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0–2 — низкий, 3–5 — средний, 6–8 — высокий).

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

Методика «Эрудит»

Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8–9-х классов. Она состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественно-научного, общественного и гуманитарного предметных циклов. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

I. Даны три слова (или словосочетания). Первое и второе связаны по смыслу. Из четырех вариантов выберите тот, который связан по смыслу с третьим словом (или словосочетанием) так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик — самолет = машинист – ? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, машинист — поездом. Правильный ответ: «б».

1. Рабовладельцы — капиталисты = рабы — ...

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наемные рабочие; г) пленные.

2. Богатство — бедность = крепостная зависимость — ...

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность.

3. Первобытный строй — рабовладельческий строй = рабовладельческий строй — ...

а) социалистический строй; б) капиталистический строй; в) демократическое правление;
г) феодальный строй.

4. Роза — цветок = врач — ...

а) занятие; б) должность; в) специальность; г) профессия.

5. Война — смерть = частная собственность — ...

а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.

6. Стихотворение — поэзия = рассказ — ...

а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение.

7. Старт — финиш = пролог — ...

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог.

8. Роман — глава = стихотворение — ...

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.

9. Числительное — количество = глагол — ...

а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.

10. Глагол — спрягать = существительное — ...

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять.

11. Колумб — путешественник = землетрясение — ...

а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы.

12. Север — юг = осадки — ...

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.

13. Папоротник — спора = сосна — ...

а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.

14. Растение — стебель = клетка — ...

а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.

15. Понижение атмосферного давления — осадки = антициклон — ...

а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.

16. Фигура — треугольник = состояние вещества — ...

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.

17. Прямоугольник — плоскость = куб — ...

а) сторона; б) ребро; в) высота; г) объем.

18. Диаметр — радиус = окружность — ...

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.

19. Холодно — горячо = движение — ...

а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.

20. Слагаемые — сумма = множители — ...

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.

II. Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) корова; б) лошадь; в) собака;
г) волк. Три слова обозначают домашних животных, четвертое — дикое. Правильный ответ: «г».

21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.

22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника.

23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.

24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.

25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.

26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.

27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.

28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.

29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.

30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание.

31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.

32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.

33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.

34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.

35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.

36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.

37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.

38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем.

39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.

40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.

III. Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Пример: сосна — ель. Варианты ответов: а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ — «г», потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

41. Феодализм — капитализм: а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство;
г) общественный строй.

42. Радио — телевидение: а) способы передачи информации; б) средства массовой информации;
в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.

43. Наука — искусство: а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой деятельности.

44. Школа — институт: а) образование; б) здания; в) учебные заведения; г) способы получения знаний.

45. Монархия — демократия: а) государственный строй; б) формы правления; в) правительство;
г) устройство общества.

46. Сказка — былина: а) литературный жанр; б) выдумка; в) устное народное творчество; г) литературное произведение.

47. Пролог — кульминация: а) литературный прием; б) элементы литературного произведения;
в) художественные средства; г) способы изложения.

48. Глагол — прилагательное: а) главные члены предложения; б) части речи; в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины.

49. Классицизм — романтизм: а) стиль; б) жанры; в) художественный стиль; г) направления в искусстве.

50. Определение — обстоятельство: а) члены предложения; б) части речи; в) виды предложений;
г) уточняющие слова.

51. Азия — Африка: а) страны; б) континенты; в) материки; г) части света.

52. Сердце — артерия: а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращения;
г) органы тела.

53. Облачность — осадки: а) природные явления; б) дождь; в) погода; г) атмосферные явления.

54. Жиры — белки: а) биологические вещества; б) микроэлементы; в) органические вещества;
г) химический состав тела.

55. Канал — плотина: а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды.

56. Сумма — произведение: а) математические термины; б) вычисления; в) результаты математических действий; г) результаты вычислений.

57. Газ — жидкость: а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г) агрегатное состояние вещества.

58. Дифракция — интерференция: а) волновые явления; б) характеристики световой волны;
в) природные явления; г) физические термины.

59. Ампер — вольт: а) электричество; б) физические термины; в) единицы измерения электрического тока; г) ученые-физики.

60. Синус — косинус: а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; в) четные функции; г) нечетные функции.

IV. Числа в каждом ряду расположены по определенному правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

61. 6 9 12 15 18 21
62. 9 1 7 1 5 1
63. 2 3 5 6 8 9
64. 10 12 9 11 8 10
65. 1 3 6 8 16 18
66. 3 4 6 9 13 18
67. 15 13 16 12 17 11
68. 1 2 4 8 16 32
69. 1 2 5 10 17 26
70. 1 4 9 16 25 36
71. 128 64 32 16 8 4
72. 1 2 6 15 31 56
73. 31 24 18 13 9 6
74. 255 127 63 31 15 7
75. 3 4 8 17 33 58
76. 47 39 32 26 21 17
77. 174 171 57 54 18 15
78. 54 19 18 14 6 9
79. 301 294 49 44 11 8
80. 23 46 48 96 98 196

Обработка результатов. Обработку проводит сам учитель или психолог. Она заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики строки 1–5 бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк (6–10) — вопросы гуманитарных наук, 11—15 — вопросы естественных наук, 16—20 — физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 — «Аналогии», 2 — «Классификация», 3 — «Обобщение», 4 — «Закономерности» — соответственно буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

1) наиболее успешные — 10% от общего числа испытуемых;

2) близкие к успешным — 20% от общего числа испытуемых;

3) средние по успешности — 40% от общего числа;

4) малоуспешные — 20 % от общего числа;

5) наименее успешные — 10 % от общего числа испытуемых.

К следующему, завершающему уроку вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвращая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекомендации о профиле обучения, тем более что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух — во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время.

Образец бланка

1 21 41 61
2 22 42 62
3 23 43 63
4 24 44 64
5 25 45 65
Общественные науки
6 26 46 66
7 27 47 67
8 28 48 68
9 29 49 69
10 30 50 70
Гуманитарные науки
11 31 51 71
12 32 52 72
13 33 53 73
14 34 54 74
15 35 55 75
Естественные науки
16 36 56 76
17 37 57 77
18 38 58 78
19 39 59 79
20 40 60 80
Физика-математика
А К О З

Правильные ответы

1 В 21 А 41 Г 61 24
2 Б 22 Д 42 Б 62 3
3 Г 23 Д 43 Г 63 11
4 Г 24 Б 44 В 64 7
5 В 25 Г 45 А 65 36
Общественные науки
6 А 26 А 46 В 66 24
7 Г 27 А 47 Б 67 18
8 В 28 В 48 Б 68 64
9 Б 29 Б 49 Г 69 37
10 Г 30 Г 50 А 70 49
Гуманитарные науки
11 А 31 Б 51 Г 71 2
12 Г 32 А 52 А 72 92
13 Б 33 В 53 Г 73 4
14 В 34 В 54 В 74 3
15 А 35 Г 55 Б 75 94
Естественные науки
16 А 36 В 56 В 76 14
17 Г 37 Г 57 Г 77 5
18 А 38 Б 58 А 78 2
19 Б 39 Б 59 В 79 4
20 В 40 А 60 Б 80 198
Физика-математика
А К О З        

Опросник профессиональных склонностей

Данная методика с трудом воспринимается на слух, поэтому у ребят должны быть опросники. Выполнение теста занимает 10–15 минут. Подсчет баллов учащиеся проводят самостоятельно. Краткая интерпретация результатов дана в опроснике, однако психолог может дополнить ее своими примерами.

Инструкция. Для того чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов — «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене;

в) заниматься расчетами, вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю прежде всего

а) дружелюбие и отзывчивость;

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение;

11. Мне интереснее беседовать

а) о человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;

б) музыкальный;

в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание

а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;

б) с машинами, механизмами;

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться

а) о защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда;

б) физкультуры;

в) математики.

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи

а) о выдающихся ученых и их открытиях;

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. В свободное время я люблю

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение

а) о научном открытии;

б) о художественной выставке;

в) об экономической ситуации.

24. Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.

7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.

4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

0–3 балла — профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов — это шесть видов деятельности.

I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с людьми, понимать их настроение, намерения, помнить их особенности.

II — склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью. Ученые отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума.

III — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов, зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

IV — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий часто отличают оригинальность и независимость.

V — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии, предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, характеру.

VI — склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Интерпретация результатов. После обработки результатов перед психологом стоит задача их анализа и обобщения. «Профиль» выявляет группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения. Анализ результатов диагностики упрощает то, что шкалы методики «Профиль» почти полностью соответствуют существующим профилям обучения:

Методика «Профиль» Профили обучения
1 — физика и математика;
2 — химия и биология;
3 — радиотехника и электроника;
4 — механика и конструирование;
5 — география и геология;
6 — литература и искусство;
7 — история и политика;
8 — педагогика и медицина;
9 — предпринимательство и домоводство;
10 — спорт и военное дело

1. Физико-математический
2. Естественно-научный
  (1 — физика и химия),
  (2 — биология и география)
3. Социально-экономический
4. Гуманитарный
5. Филологический
6. Информационно-технологический
7. Агротехнологический
8. Индустриально-технологический
9. Художественно-эстетический
10. Оборонно-спортивный

Результаты работы над Опросником профессиональных склонностей уточняют и конкретизируют эти данные. Так, если выраженный интерес к военному делу и спорту (десятая колонка) по методике «Профиль» подкрепляется склонностью к экстремальным видам деятельности (пятая шкала) по Опроснику профессиональных склонностей, уже есть основания для выбора оборонно-спортивного профиля. Интерес к педагогике и медицине (восьмая колонка по методике «Профиль»), подтвержденный склонностью к работе с людьми (первая шкала по Опроснику профессиональных склонностей), указывает на гуманитарную направленность подростка.

Результаты методики «Эрудит» оценивают степень усвоения отдельных циклов учебной программы и уровень сформированности основных мыслительных функций. Определение типа мышления носит уточняющий характер. Так, выраженное абстрактно-символическое мышление указывает на некоторые склонности к предметам физико-математического цикла, словесно-логическое мышление — к предметам гуманитарного цикла, наглядно-образное мышление — к эстетическим видам деятельности, предметно-действенное мышление — к практической работе и экстремальным видам деятельности.

Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Сочетание четырех разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения. Рассмотрим, как результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения.

Профиль обучения Опросник
профессиональных
Опросник
типа мышления
Методика
Эрудит»
Физико-
математический
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности Абстрактно-
символическое
Предметно-
действенное
Физика и математика
«Поиск закономерностей»
«Установление аналогий»
Естественно-научный
(физика и химия)
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности Абстрактно-
символическое
Предметно-
действенное
Физика и математика
Естественные науки
«Аналогии»
«Поиск закономерностей»
Естественно-научный
(биология и географии)
Склонность к (интеллектуальной) исследовательской деятельности Абстрактно-
символическое
Предметно-
действенное
Естественные науки
«Установление аналогий»
«Поиск закономерностей»
Социально-экономический Склонность к планово-экономической деятельности Абстрактно-
символическое
Словесно-
логическое
Общественные науки
«Аналогии»
«Обобщение»
«Классификация»
Гуманитарный Склонность к работе с людьми Словесно-
логическое
Предметно-
ейственное
Общественные науки
Гуманитарные науки
«Аналогии»
«Обобщение»
«Классификация»
Филологический Склонность к эстетическим видам деятельности Словесно-
логическое
Наглядно-
образное
Гуманитарные науки
«Аналогии»
«Обобщение»
«Классификация»
Информационно-
технологический
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности Абстрактно-
имволическое
Словесно-
логическое
Физика и математика
«Поиск закономерностей»
Агро-технологический Склонность к исследовательской и экстремальной деятельности Предметно-
действенное
Абстрактно-
символическое
Eстественные науки
«Поиск закономерностей»
Индустриально-
технологический
Склонность к практической деятельности Предметно-
действенное
Наглядно-
образное
«Поиск закономерностей»
Художественно-
стетический
Склонность к эстетической деятельности Наглядно-
образное
Предметно-
действенное
Гуманитарные науки
Оборонно-
спортивный
Склонность к экстремальной деятельности Предметно-
действенное
 

Заключение может представлять собой краткий психологический портрет, в котором отражены основные результаты диагностики, существенные для принятия решения о выборе профиля обучения. Оно должно быть написано грамотно и корректно, в однозначных понятиях, доступных самим учащимся.

Необходимо информировать родителей о целях и результатах отбора, в случае необходимости можно познакомить их с технологией проведения отбора, показать заполненные бланки. Важно, чтобы взрослые действовали согласованно и ответственно в вопросах профильной ориентации, иначе подросток, столкнувшийся с противоречивой информацией, будет дезориентирован.

Одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и мотивацию, то есть желание самого учащегося. При комплектовании профильных классов необходимо собирать, анализировать и обобщать не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учителями и родителями.

Галина РЕЗАПКИНА

ЛИТЕРАТУРА

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. — М.: Генезис, 2004.

Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005.

Теплов Б.М. Способности и одаренность. — М., 1941.

Психологическая диагностика / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Изд. МГСУ, 2001.

Практикум по психологии менеджмента / под ред. В.М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2003.