Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Готовлюсь к профессиональной деятельности

Психологический практикум для старшеклассников

В основе профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Одной из возможных технологий, обеспечивающих данное развитие, может стать практикум «Готовлюсь к профессиональной деятельности», направленный на осознание и формирование профессионально важных качеств личности, способствующих саморазвитию, сознательному профессиональному выбору. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Профессиональное развитие человека в реальном трудовом процессе возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.

Программа психологического практикума рассчитана на шесть занятий. Полноценная работа группы возможна при условии, что каждый семинар-практикум включает все четыре стадии развития: подготовка, осознание, переоценка, действие. Каждый семинар-практикум, с одной стороны, имеет законченную форму, с другой — является основой для построения следующего занятия. Особая роль в проведении занятий отводится ведущему, который направляет, регулирует процесс выполнения и обсуждения результатов упражнений для получения участниками нового опыта, навыков и знаний.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

ЗАНЯТИЕ № 1.
«Формирование команды»

Цели:

– введение в групповую работу, формирование мотивации к психологическим занятиям;

– рефлексия представлений о себе, создание целостности в восприятии «образа Я»;

– изменение стереотипов мышления, нахождение нестандартных способов решения проблем.

Введение

Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать возникающие вопросы. Цикл наших занятий посвящен развитию профессионально важных качеств, способствующих саморазвитию, сознательному профессиональному выбору. Сегодня первое вводное занятие, которое поможет познакомиться с тренинговой формой работы. Для эффективной работы группы нужно принять правила, например: «здесь и теперь», искренность и открытость, конфиденциальность.

Коллектив, в котором человеку чаще все приходится взаимодействовать, как правило, представлен малой группой. Поэтому уместно будет ввести понятие малой группы.

Малая социальная группа — целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, который:

• состоит из ограниченного, небольшого числа людей;

• возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением;

• наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием;

• определяет некоторые особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться на основе взаимной привлекательности и сработанности, удовлетворенности результатами совместной деятельности.

Межличностная совместимость — сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей, результат согласования ими поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания.

Очень важный момент в работе любой группы — осознание места каждого участника в групповом пространстве.

Ожидания участников

Участникам раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от занятий. Затем на большом листе бумаги делаются надписи: «Ожидания» и «Выполнено». На этапе обсуждений все записанные пожелания крепятся под надписью «Ожидания». В дальнейшем каждый участник имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями в графу «Выполнено», а также по ходу занятий можно дополнять графу «Ожидания».

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Участники выстраиваются в два круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: «Мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля» и т.п.) Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: «Мы с тобой отличаемся цветом глаз» и т.п.) Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Наша группа, как...»

Ведущий. Представьте себе группу в виде определенного предмета или процесса и определите место каждого члена группы как составляющего целое. Например, группа представлена в образе кареты: Петр — его основание, Маша — окно... Нарисуйте и подпишите, где находится каждый ее член.

Упражнение «Потерявшийся»

Ведущий. Представьте себе, что ваша группа (студенческая, друзей, сотрудников) отправилась на чудесную летнюю прогулку в лес. Мы идем по тропинке, разговариваем, смеемся... С кем вы идете рядом? Как далеко разбрелась группа по лесу? Теперь представьте себе, что вы как-то случайно и незаметно отстали от группы. Может быть, свернули в сторону за цветком, ягодой, увидели муравейник или что-то еще привлекло ваше внимание. И вот вы понимаете, что вокруг никого нет. Вы начинаете кричать, звать остальных, но никто не откликается. Как вы себя ощущаете? Вот вы нашли какое-то удобное место. Как оно выглядит? Рассмотрите его внимательнее. Вы ждете, когда вас найдут. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что в это время делают остальные? Как долго вы уже так сидите и ждете? И вот вы слышите голоса: вас нашли! Присмотритесь внимательнее: кто именно вас нашел? Что он (они) говорит? Куда теперь вы направляетесь? Запишите свой рассказ.

Упражнение «Кто я?»

Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. Инструкция: Дай 10 ответов на вопрос: «Кто я такой?» Затем запиши ответ на вопрос: «Как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе близкие?» (выбери кого-то конкретного). Теперь сложи лист так, чтобы записи не были видны, и передай соседу слева. Ему нужно записать в оставшемся столбике 10 ответов на вопрос: «Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?» То же делает сосед справа.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "Книги для Вас". Электронная библиотека - книги в fb2 и других форматах, электронные книги, аудиокниги, книги онлайн. Книжные новинки, популярные книги, бестселлеры, фантастика, любовные романы, приключения, справочная литература, поэзия Ваших любимых авторов и многое другое. Посмотреть полный каталог книг и авторов Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.books-for-you.info/.

Деловая игра «Пожар»

Участники игры попадают в экстремальную ситуацию, например пожар на предприятии. Найти решение проблемы. Обсудить, удовлетворен ли каждый участник принятым решением.

Упражнение «Идеальный человек»

Ведущий. Представьте, что вы собираете идеальный организм, например человека. Обсудите: кто из группы мог бы быть головой, туловищем, ногами, руками, сердцем, глазами, ртом этого человека? Почему? Какими важными качествами обладает человек, представляющий идеальный «орган»?

Упражнение «Радистка»

Участники группы берутся за руки. По команде ведущего передается телеграмма с помощью пожатия руки. Если ведущий посылает телеграмму вправо, то он должен получить пожатие руки слева. Чем быстрее дойдет телеграмма, тем сплоченнее команда.

Вопросы для обсуждения

— Какие наблюдения были вами сделаны в ходе упражнений?

— Какие характеристики вашего «образа Я» были проявлены в разных упражнениях? Какие характеристики не проявились и почему?

— В чем проявилась стереотипность вашего мышления? Как это повлияло на вашу оценку и анализ упражнений?

— Как вы оцениваете свою готовность к последующим занятиям?

ЗАНЯТИЕ  № 2.
«Профессиональные качества личности»

Цели:

– формирование представлений о важных профессиональных качествах личности;

– рефлексия своих личностных качеств;

– формирование гибкости поведения в групповой работе.

Введение

Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии. Эти психологические образования облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления.

Под профессионально важными качествами понимают индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.

При всем многообразии профессий можно выделить ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость, толерантность, отношение к риску.

Профессиональные достижения, их оценка окружающими людьми оказывают существенное влияние на формирование многих важных личностных особенностей, таких как самооценка и самосознание.

Упражнение «Паровозик»

Группа разбивается на команды по три-четыре человека. Участники становятся друг за другом, образуя паровоз: все закрывают глаза, кроме последнего игрока. Его задача – провести свой состав, не столкнувшись с другими. По команде ведущего паровозик останавливается, происходит смена участников, и так несколько раз, чтобы каждый побывал в позиции ведомого и ведущего.

Упражнение «Найди мяч»

Участники группы становятся в круг плечом к плечу. За кругом они передают мячик. Ведущий в центре круга должен угадать, у кого находится мячик, с помощью команды: «Руки!» Тот, кому ведущий говорит: «Руки!» — должен их показать. Если у него мяч, то он становится ведущим.

Упражнение «Рекламный агент»

Группа делится на команды по 5–7 человек. Каждой команде необходимо прорекламировать товар, а также договориться о приобретении предложенного товара соседней группой. Каждой группе дается наименование ее товара, например: парфюмерный набор, зубная паста, спортивная сумка, искусственная икра, посуда, мыло, шампунь и др.

Сначала команде дается 3–5 минут на составление представления о товаре и придумывания, как его рекламировать. Каждая команда выбирает своего представителя. Представитель будет заключать договор с соседними командами о поставке своего товара. Цель команд и их представителей – продать как можно больше своего товара. В заключение подсчитывается, сколько товара продано. Выигрывает команда, продавшая больше всех.

Упражнение «Сказка»

Разыграть сказку «Три «поросенка». Роли: три поросенка – Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф, волк, соседи (придуманные персонажи), строители (придуманные персонажи), автор. Правила игры: каждый участник может сделать по очереди только один шаг. Шаг — это любое действие, даже волшебное, которое вызывает изменение ситуации при условии, что действие психологически обосновано и естественно вытекает из сути персонажа.

По сценарию поросята должны построить дом. Ведущий может заранее предложить участникам роли и стратегию персонажа. Персонажи не называют свою стратегию, а действуют исходя из нее.

Например:

Автор (стратегия сотрудничества). Жили три поросенка, и не было у них дома.

Ниф-ниф (стратегия сотрудничества). Надо построить дом.

Нуф-нуф (стратегия противодействия). Тебе надо – ты и строй!

Наф-наф (стратегия избегания). Пойду погуляю.

Волк (стратегия компромисса). Где найти работу?

Бобер (стратегия сотрудничества). Организую строительную фирму.

Медведь (стратегия уступчивости). Буду помогать бобру.

Автор. Наступила осень....

Дискуссия на тему «Профессионал»

Целью дискуссии является обсуждение общих требований, предъявляемых к личности профессионала. В результате выделяются 10 профессионально важных качеств. Участники оценивают по 10-бальной шкале развитие данного качества у себя.

Вопросы для обсуждения

— Какой стиль деятельности вы чаще выбираете: ведомого или ведущего?

— Как человек прогнозирует поведение других людей?

— Что влияет на формирование групповой сплоченности?

— На основе чего формируются представления о важных профессиональных качествах личности?

— Насколько адекватно вы оцениваете развитие у себя профессионально важных качеств?

— Какую стратегию взаимодействия вы выбираете для достижения целей?

ЗАНЯТИЕ  № 3.
«Здоровье и карьера»

Цели:

– психологическое обеспечение условий профессиональной гибкости;

– рефлексия компонентов, составляющих здоровье профессионала;

– формирование позитивных личностных качеств, обеспечивающих здоровье.

Введение

Здоровье — важнейшая ценность человеческой жизни. Современный западный философ Т. Бендит считает, что «личность, которая расположена чувствовать себя удовлетворенной жизнью, является в то же время и здоровой личностью». Вся философия обучения здоровью сводится к развитию способности каждой личности творить себя и мир вокруг себя. Сложность овладения секретами своего здоровья и объясняется относительностью всякой истины.

Центральной проблемой современной медицины является раскрытие содержания понятий «норма» и «здоровье», «патология» и «болезнь». А между тем норма — лишь необходимое (базисное) условие здоровья человека. Норма и патология в основном представляют собой характеристики состояния организма человека, а здоровье и болезнь — личностного состояния человека.

Данные, приводимые Ю.П. Лисицыным (2002), свидетельствуют о том что:

• 8–10% здоровья зависят от медицины;

• 20% приходится на наследственность

• 20% – влияние внешней среды (экологии);

• 50% зависит от образа жизни.

Таким образом, доказана значимость для оздоровления человека выбора его собственной стратегии и тактики жизни.

По данным официальной статистики, показатели здоровья в России существенно отстают от показателей более развитых стран. например, по продолжительности жизни Россия занимает 35-е место, растет детская смертность и смертность мужчин трудоспособного возраста.

К профессионалу в современных условиях предъявляется новое требование — уметь восстанавливать свою эмоциональную форму, поддерживать благополучие в состоянии здоровья, расширять свои возможности адаптации к нагрузкам. Причем это требования, которые обеспечивает своеобразный «допуск» к профессии. Они связаны не просто с накоплением знаний, а с выработкой собственного опыта поддержания оптимального состояния здоровья.

Упражнение «Четыре стихии»

Группа делится на четыре команды: огонь, земля, воздух, вода. В командах необходимо обсудить, чем данная стихия полезна для здоровья. После этого представитель от команды должен сделать общие выводы, а команда может показать с помощью пантомимы свою стихию.

Мозговой штурм

Участникам группы необходимо обсудить, из каких компонентов складывается профессиональное здоровье. На листе ватмана нарисовать систему компонентов, составляющих профессиональное здоровье. Каждая группа представляет свою систему.

Самооценка

Участники составляют систему компонентов, наиболее значимых для своего здоровья. По 10-балльной шкале необходимо оценить, насколько каждое качество развито в данный момент и есть ли возможность его улучшения, если будут приложены усилия.

Упражнение «Сказка о потерянном здоровье»

Группа разбивается на подгруппы. Участникам надо представить себя в образе сказочного персонажа, который соответствует их характеру в данный момент времени. Сказочные герои, которыми представились участники, сочиняют сказку. В ней герои в ходе сказочных испытаний должны найти путь к исцелению. Каждая подгруппа показывает свою сказку.

В ходе обсуждения каждый должен принять решение, что он будет делать для сохранности своего здоровья.

Вопросы для обсуждения

— Какие компоненты составляют здоровье профессионала?

— Как вы оцениваете свой уровень развития данных компонентов?

— Есть ли у вас вредные привычки? Какие?

— Можете ли вы избавиться от вредной привычки?

— Какие личностные характеристики обеспечивают ваше здоровье?

— Какое значение имеет здоровье для профессионального роста?

ЗАНЯТИЕ № 4. «Лидер»

Цели:

– формирование активной жизненной позиции;

– повышение уровня самосознания старшеклассников;

– побуждение учащихся к саморазвитию, качественному преобразованию своего внутреннего мира.

Введение

Слово «лидер» заимствовано из английского языка в 20-х годах ХХ века. Оно произошло от английского leader («ведущий», «руководитель»). В русском языке слово «лидер» описывает весьма широкий круг явлений, это слово относят не только к людям, но и к товарам, организациям и пр., занимающим главенствующее положение среди себе подобных.

Самое общее определение понятия звучит следующим образом: лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы.

Важнейшим основанием для эффективного управления людьми является создание условий для реализации трех статусов работника: социального, служебного, персонального. Социальный — соблюдение личностных прав; служебный — четкая регламентация служебных прав и обязанностей, использование персонала в соответствии с профессиональной квалификацией; персональный статус — удовлетворенность работника своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей и склонностей.

Самому руководителю важно обладать тремя достоинствами: доступностью, доброжелательностью, добропорядочностью. Надо искренне уважать людей, быть принципиально требовательным к себе и адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес.

Упражнение «Характеристика лидера»

Ведущий. Вспомните известных вам людей, которых вы считаете лидерами. Какими качествами обладают эти люди? Запишите их. Выберите из этих характеристик те, которые вы считаете важными для лидера, расположите их в порядке значимости.

Деловая игра «Лидер»

Задание 1. Участники формируют команды по 7–9 человек. Знакомясь, каждый участник говорит, чем он может быть полезен для своей команды. Можно нарисовать групповой портрет команды. На листе ватмана каждый участник рисует фломастерами свой символ, обозначающий роль в команде.

Задание 2. Команда выделяет значимые проблемы своего района, города, в решении которых могли бы принять участие старшеклассники, студенты.

Инструкция: Представьте, что ваша команда собралась, чтобы организовать молодежное движение: назовите свою организацию, сформулируйте ее цели и задачи (цели — чего хотим достигнуть, задачи — как будем действовать), смоделируйте проект, отражающий поле деятельности вашего движения, выберите лидера, который представит ваш проект.

На выполнение данной работы отводится 20–30 минут. По истечении времени идет защита проектов.

Задание 3. Группа составляет собирательный портрет личности лидера, в который входят такие качества личности, как активность, целеустремленность, коммуникабельность, ответственность и пр. Портрет современного лидера оформляется на листе и представляется от команды. Каждый участник по 10-балльной шкале оценивает развитие данных качеств у себя.

Вопросы для обсуждения

— Какие внешние и внутренние барьеры препятствовали самораскрытию?

— Кого можно назвать лидером?

— Какие качества личности обязательно присутствуют у лидера?

— Какие условия способствуют формированию лидерских качеств?

— Какую роль играет лидер в профессиональном коллективе?

ЗАНЯТИЕ № 5.
«Ценности профессионала»

Цели:

– рефлексия жизненных ценностей;

– повышение уровня самосознания старшеклассников;

– побуждение учащихся к саморазвитию.

Введение

Молодость — период активной ценностно-созидающей деятельности, однако объективная структура отношений, в которую включается молодой человек, структура его деятельности носят ограниченный характер и не могут служить основой для формирования ценностей как системы. В результате в сознании формируются идеальные конструкты, основанные на произвольном объединении, связывании и соподчинении различных ценностей, что определяет неспособность молодого человека к принятию адекватного решения в сложной ситуации.

Для начала определимся: что такое ценность? Можно говорить о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно-историческими. Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов. В-третьих, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).

Все ценности можно разделить на две группы:

а) терминальные ценности (или ценности-цели) — то главное, к чему хотелось бы стремиться, это и определение цели, которой необходимо добиться;

б) инструментальные ценности (или ценности-средства) — вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для достижения цели.

Ценности определяют качество нашей жизни. Они делают нашу жизнь осмысленной. Наши смыслы могут быть похожими, а могут быть различными. Мы появились в этом мире с какой-то целью. С какой именно? Что я должен сделать за свою жизнь? Как реализоваться? Хотелось бы, чтобы вы задумались над этими вопросами.

Упражнение «Ромашка откровений»

На лепестках ромашки пишутся фразы, например:

1. Я отличаюсь от других тем, что...

2. Моя самая большая проблема — это...

3. Я счастлив потому, что...

4. Меня радует, когда...

5. Меня раздражает...

6. Я себе не нравлюсь за то, что...

7. Самое мое лучшее качество — это...

8. Я обижаюсь, когда...

9. Я себя люблю за то, что...

10. Я хочу, чтобы...

11. Когда я окончу университет...

12. Если бы я был(а) волшебником...

13. Мне хотелось бы изменить...

14. Друзья меня ценят за...

15. Мое жизненное кредо...

16. Я не смогу простить человека, если он...

17. В людях я больше всего ценю...

18. Мир вокруг кажется мне...

19. Иногда люди не понимают меня, потому что...

20. Мне бывает стыдно, когда...

Нужно продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.

Упражнение «Ценности»

Ведущий. Перед вами список ценностей. Пожалуйста, поставьте «+» напротив каждой ценности только в какой-нибудь одной графе: ценности, которые я желаю только себе, и ценности, которые я желаю только другим.

Список ценностей

Название ценности

Желаю только себе

Желаю только другим

Твердая воля    
Целеустремленность    
Принципиальность    
Искренность    
Терпимость    
Мудрость    
Доброта    
Щедрость    
Честность    
Порядочность    
Смелость    
Жизнерадостность    
Чувство юмора    
Благородство    
Дружелюбие    
Тактичность    
Прощение    
Удовольствия    
Развлечения    
Понимание других людей    
Сочувствие    
Интерес к искусству    
Деньги    
Работоспособность    
Тактичность    
Общительность    
Сдержанность    
Вежливость    
Самокритичность    
Отсутствие тщеславия    
Отсутствие снобизма    
Снисходительность к слабостям других    
Эмоциональная отзывчивость    
Незлопамятность    

Попробуйте распределить ценности по двум категориям: «ценности достижения» и «ценности общечеловеческие (духовные)». Сравните, какие ценности вы в большей степени желаете для себя, а какие – для других. Сделайте вывод по результатам работы.

Упражнение «Ситуации профессионального выбора»

Участникам группы предлагается разыграть ситуацию, в результате которой они должны сделать выбор. Каждый участник играет исходя из своей роли.

Ситуация 1. Вы работаете в нефтяной компании (директор, главный акционер компании, главный бухгалтер, инженер-эколог). В озере обнаружены залежи нефти. У вашей компании есть возможность купить патент на ее добычу, но возникает проблема: уникальность озера будет нарушена и в будущем оно может стать мертвым.

Ситуация 2. Вы работаете в центре косметологии и медицины (директор, главный врач-косметолог, юрист, спонсор, представитель от фирмы-потребителя). Доверившись старым партнерам по бизнесу, вы закупили большую партию импортных препаратов по косметологии без сертификата. При проведении медицинской экспертизы в косметических средствах обнаружены вредные вещества. Как разрешить проблему: продавать товар и получить прибыль или не продавать?

Ситуация 3. Вы производите генетически измененные продукты питания. Это очень выгодный бизнес. В настоящее время они не оказывают влияния на человеческий организм, но в следующих поколениях возможны процессы мутации. Проблема: производить данные виды продуктов или нет? Роли: директор, врач-диетолог, спонсор, медэксперт, распространители продукции.

Вопросы для обсуждения

— Что такое профессиональные ценности?

— Как профессиональные ценности сочетаются с общечеловеческими?

— Необходимо ли конкурентоспособной личности соблюдение профессиональной этики?

— Когда человек должен руководствоваться общечеловеческими ценностями, а в каких ситуациях — ценностями достижения?

— Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег?

ЗАНЯТИЕ № 6.
«Я — профессионал»

Цели:

– формирование позитивных личностных качеств, обеспечивающих изменение поведения;

– психическое обеспечение условий профессионального развития.

Введение

Профессионал — работник, обладающий высоким уровнем квалификации, форма и содержание которой в современных условиях претерпевают существенные изменения под влиянием научно-технического прогресса. Профессионал всегда востребован.

Еще в XVIII веке Адам Смит писал: «Человек, изучивший с большой затратой труда и продолжительного времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнен с такою же дорогою машиною» («Исследование о природе и причинах богатства народов»).

Понятие «квалификация работника» с внедрением компьютерных систем пополнилось следующими характеристиками: расширение и усложнение необходимых знаний, формирование способности к выполнению новых функций, требующих более высоких интеллектуальных, психологических и морально-волевых качеств.

Универсал — работник, который может не только выполнять свои основные функции, но и совмещать их с другими обязанностями. На смену рабочему, умеющему выполнять конкретную операцию, приходит работник широкого профиля. Формирование профессий широкого профиля идет за счет как совмещения смежных специальностей, так и расширения профиля работника в рамках данной профессии в результате увеличения круга его обязанностей.

Рассмотренные две модели конкурентоспособного работника (профессионал и универсал) присущи, как правило, людям зрелым, имеющим опыт практической работы по специальности (профессии). У молодых специалистов, которые обучались профессии в высшем или среднем учебном заведении, скорее могут быть развиты такие качества конкурентоспособности, как гибкость, мобильность, контактность и целеустремленность.

Гибкий работник может быстро реагировать на изменение ситуации на рынке труда, приспосабливаться, перестраиваться, переориентироваться и осваивать новые виды деятельности. Данные свойства в большей степени характерны для молодых людей, впервые вступающих на рынок труда, которых отличают высокие потенциальные возможности развития, готовность к восприятию изменений, происходящих в системе производственных отношений, наибольшая способность к инновациям и заинтересованность во внедрении в производственную деятельность научно-технических достижений, высокая включенность в профобучение и профориентацию.

Мобильный работник быстро осваивает новую профессию (специальность), может расширить географию поиска. Под профессиональной мобильностью подразумевается такой уровень качественного развития рабочей силы, который позволяет работнику переходить от выполнения одних конкретных производственных функций к другим, то есть изменять профессию (специальность) или вид занятий. Мобильность связана с наличием у работника дополнительных профессий, со степенью их освоения, хорошей базовой теоретической подготовкой (как условия быстрого освоения новой профессии), с мотивацией, направленной на смену трудовой деятельности. Существует также территориальная мобильность — готовность и возможность сменить место жительства в поисках новой работы.

Контактный работник — это работник, умеющий общаться, устанавливать деловые связи, способный устанавливать отношения с людьми на любом уровне, в том числе умеет легко вести беседу с управляющими более высокого ранга.

Целеустремленный работник — упорный, настойчивый, решительный, уверенный в своих силах, способный преодолеть любые преграды человек, ставящий перед собой определенную цель и стремящийся к ее достижению.

Осознанное отношение к своим действиям, соответствующая рефлексия каждого становятся условием выживания всех, то есть приобретают характер индивидуального поведения (Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование).

Упражнение «Я живу для...»

Каждый из участников должен продолжить фразу «Я живу для...» и попробовать осознать, что он чувствует «здесь и сейчас».

Упражнение «Собеседование»

Среди участников выбирают трех руководителей и трех соискателей на место топ-менеджера. Соискателям дается задание: «В компанию требуется топ-менеджер. У вас бедственное положение. Вам во что бы то ни стало необходимо устроиться на работу, и именно в эту компанию. Компания очень известная, с хорошей репутацией, с социальным пакетом, высокой зарплатой, возможностью карьерного роста, перспективой и пр. Вам необходимо заинтересовать своей персоной руководителя».

Руководителю дается задание разработать список вопросов и название компании. Ведущий предлагает руководителю типаж, которому должно соответствовать его поведение:

безучастный — инициатива полностью исходит от клиента;

активный — переубедить сосискателя и устроить его на другую должность;

ситуативный — вести себя в соответствии с ситуацией (заинтересован принять на работу ценного специалиста).

На проигрывание ситуаций каждому соискателю дается две минуты. Каждый соискатель проходит собеседование у трех руководителей. После того как соискатель прошел собеседование у трех руководителей, он переходит в группу наблюдателей. Руководители определяют того соискателя, с которым они хотели бы сотрудничать.

Упражнение «Имидж конкурентоспособной личности»

Участникам предлагается создать свой имидж, соответствующий конкурентоспособной личности. При этом каждый участник рассказывает, какие качества конкурентоспособной личности у него присутствуют и над чем ему необходимо работать. Группа при необходимости корректирует.

Упражнение «Мечтатель, критик, реалист...»

Каждый участник ведет монолог с трех позиций, пробуя перевести мечту в реальные возможности. Например:

Мечтатель: «Я мечтаю достичь (иметь)...»

Критик: «А что ты для этого делаешь? Ты ленивый...»

Реалист: «Я могу...»

Работа идет в парах, где один участник проходит все три позиции, а второй помогает ему выйти на реальные действия. Затем идет смена позиций.

Упражнение «Интервью из будущего»

Ведущий. Представьте себя в будущем. Сколько вам лет? Вы добились определенных успехов. Каких? Какова область ваших профессиональных интересов? Что позволило вам достичь таких выдающихся результатов? По каким критериям вы оцениваете свою успешность? Представьте, что вас фотографируют в момент успеха и берут у вас интервью.

Участники изображают свою фотографию (себя будущего), рассказывая о своих достижениях. Группа задает вопросы.

Вопросы для обсуждения

— Какие знания вы получили в процессе занятий?

— Какие изменения в плане личностного и профессионального развития вы для себя отметили?

— Какую роль сыграли представления о себе в будущем?

Наталья ЕФИМОВА,
кандидат психологических наук,
Москва