Психологическое сопровождение
профиля
Имея некоторый опыт работы со школьниками в
профориентационном и профильном направлениях,
мы столкнулись с необходимостью создания
специальной формы для анализа эксперимента по
подготовке и внедрению профильного обучения в
Томской области в 2004–2007 гг. Хотим предложить
ее вниманию психологов, занимающихся групповой
работой, индивидуальным консультированием по
профильной подготовке школьников.
Форма состоит из четырех блоков:
образовательный результат обучающихся,
социальная зрелость, готовность к выбору
профиля, успешность по программам профильных
дисциплин.
Такая структура позволяет отследить
результаты эксперимента. Она удобна,
информативна и эффективна для дальнейшего
анализа работы психолога.
Этапы и содержание экспериментальной
работы
№ |
Показатели |
Критерии |
Диагностика |
Резуль-
тат
на начало экспери-
мента |
Резуль-
тат
на конец экспери-
мента |
Предпо-
лагаемый
результат |
1 |
Образо-
вательный результат обучающихся |
Умение делать осознанный выбор |
Анкета
профилей № 1
Анкета
профилей № 2 |
|
|
Выявление профильной направленности
учащихся |
Умение планировать свое образование |
Метод незаконченных предложений
Сочинения учеников |
Формирование профильных классов |
Умение выбирать образовательные
средства |
Динамика выбора курсов по выбору |
Коррекция выбора образо-
вательного курса |
Умение сформировать социальные
компетенции |
Коммуни-
кативные и органи-
заторские способности (КОС) |
Формировать коммуни-
кативные и органи-
заторские способности обучающихся |
2 |
Социальная зрелость |
Способность к самостоятельному
формулированию образовательного запроса к ОУ |
Анкета
профилей №1
Анкета
профилей №2 |
|
|
Выявление профильной
направленности учащихся |
Связь профильного обучения с
дальнейшей образовательной и профессиональной
деятельностью |
Уровень сформи-
рованности обще-
образовательных способностей универсального
характера |
Тесты на изучение познавательных
процессов (память, внимание, мышление) |
Уровень сформи-
рованности обще-
образо-
вательных способностей универсального
характера |
3 |
Готовность к выбору профиля |
Выраженность ценностных ориентаций,
связанных с профилем обучения |
Анкета
профилей №1 |
|
|
Выраженность ценностных
ориентаций, связанных с профилем обучения, и их
коррекция |
Представ-
ленность целей профильного обучения |
Информационная подготовленность |
Наличие опыта приложения усилий по
освоению образовательного материала |
4 |
Успешность по программам
профильных дисциплин |
Реализация своих способностей |
Опросник профес-
сиональных предпочтений (ОПП) Кабардовой и диффе-
ренциально-
диагнос-
тический опросник (ДДО) Климова |
|
|
Выявление способностей универ-
сального характера, адаптивности учеников |
Удовлетво-
ренность от проделанной работы |
Анкета о курсе |
|
|
Получение обратной связи от учеников по
пред-
профильной подготовке |
Признание социумом |
Тест школьной тревожности Филлипса |
|
|
Выявление уровня тревожности и
самооценки учеников |
5 |
Реали-
зуемые образо-
вательные программы |
Планирование карьеры |
Предо-
ставление учащимся общих понятий и
представлений о профессиях |
|
|
Построение учащимися личной
перспективы, выбор профессио-
нальных предпочтений |
Технология профес-
сионального успеха |
Развитие и коррекция способностей по
само-
определению личности |
|
|
Само-
определяю-
щаяся личность |
Циклограмма психологического
сопровождения
предпрофильного обучения
№ |
Название блока |
Месяц |
Предполагаемый
результат |
Диагностика |
1 |
Анкета профильной ориентации
обучающихся № 1 |
сентябрь
(8-й кл.)
апрель
(9-й кл.) |
Выявление профильной направленности
учащихся |
Анкета профильной ориентации
обучающихся № 2 |
Выявление профильной направленности
учащихся |
ДДО Климова
(дифференциально-
диагностический опросник) |
октябрь |
Определение предпочитаемого типа
профессии у учеников |
Тест Голланда |
Выявление интересов и склонностей у
учеников |
ОПП Кабардовой (опросник
профессиональных предпочтений) |
ноябрь |
Выявление отношения к различным
видам профессий |
Карта интересов А.Е. Голомштока |
Оценка подвижности по жизненным
показаниям Полежаева |
декабрь |
Определение нейродинамического типа
нервной системы |
Тест школьной тревожности Филлипса |
Выявление уровня напряженности |
Тесты изучения познавательных
процессов: памяти, внимания, мышления |
январь—
февраль |
Изучение особенностей познавательных
процессов |
Определение направленности личности
Б. Басса |
Выявление интровертированности или
экстравертированности личности ученика |
Оценка коммуникативных и
организаторских способностей учеников |
Оценка коммуникативных и
организаторских способностей учеников |
Тест Айзенка по определению
темперамента |
февраль—
март |
|
Опросник
«Метод незаконченных предложений» |
Построение личной перспективы
учащимися |
2 |
Профессиональные пробы:
человек — человек;
человек — художественный образ;
человек — природа;
человек — техника;
человек — знаковая система |
март—
апрель |
Проба учащимися своих способностей в
различных профессиональных типах |
Матрицы выбора профиля |
1 раз в четверть |
Уточнение и коррекция выбора |
Просветительство |
1 |
Творческие проекты обучающихся |
В течение года по
расписанию |
Расширение области познания
личностных особенностей и профессиональной
ориентации |
Эвристические контрольные работы |
Коррекция |
2 |
Индивидуальное консультирование по
вопросам выбора профиля |
среда, суббота |
Оказание психологической помощи и
поддержки всем субъектам образовательного
процесса |
Групповые занятия: коммуникативные
тренинги, тренинги личностного роста, тренинги
принятия решений, деловые игры, имитационные
игры |
1 раз в
2 недели по расписанию |
Усвоение учениками эффективных
способов взаимодействия
Самопознание учеников
Овладение моделями принятия решений
Развитие у учеников социального интеллекта |
3 |
Диагностика на выходе |
См. начало таблицы |
Получение обратной связи о
предпрофильном обучении учеников |
Консультирование
по запросу в течение года (среда, суббота).
Оказание психологической помощи и поддержки
всем субъектам образовательного процесса |
АНКЕТА № 1
по определению интереса к профессиональной
деятельности
1. Интересуешься ли ты вопросами будущей
профессиональной деятельности?
(да, нет, не очень.)2. Из каких источников ты
пополняешь свой запас знаний?
а) газета; д) родители; г) кл. руководитель; ж)
школа; б) радио; е) кл. час; в) телевидение;
з) другие.
3. Считаешь ли ты, что знания о профессиях
нужны уже в школе?
4. Нужно ли в школе обучаться способам
выбора своей профессиональной деятельности?
5. Нужна ли в школе предпрофильная
подготовка (курсы по выбору, информационная
работа)?
6. Какие вопросы сегодняшнего дня тебя
волнуют:
а) куда пойти учиться?
б) какую выбрать профессию?
в) какие экзамены нужно сдавать в учебное
заведение для получения выбранной профессии?
г) как подготовиться для успешной сдачи
экзаменов в школе, вузе?
д) где получить информацию о профессиях?
е) что такое «Портфолио»?
ж) как поступить в профильный класс?
з) что такое «Образовательный рейтинг ученика»,
зачем он нужен?
и) какую возможность дают курсы по выбору?
к) другие.
7. Проводятся ли в школе мероприятия по
интересующим темам, удовлетворяют ли они тебя?
8. Хотел бы ты что-нибудь предложить по
предпрофильной подготовке учащихся?
9. Имеет ли значимость профильное обучение
для твоего дальнейшего образования, жизненного,
социального и профессионального
самоопределения?
10. Имеешь ли ты представление о целях
профильного обучения?
11. Будет ли для тебя ценной информация,
которую ты получишь в школе о профильном
обучении?
12. Имеешь ли ты опыт приложения усилий по
освоению учебного материала, который пригодится
тебе в профильном обучении? |
АНКЕТА № 2
профильной ориентации школьников
(проводится в конце 8-го класса)
Фамилия, Имя______________________
_________ класс____________________
Школа_____________________________
дата заполнения анкеты______________
На какой профиль ты хотел бы пойти в 10-м классе?
_______________________________________________________________
1. Почему ты выбираешь именно этот профиль?
а) Мне нравятся предметы, входящие в этот
профиль.
б) Я плохо успеваю по другим предметам.
в) Этот профиль связан с моей будущей
профессией.
г) Мне посоветовали родители.
е) не знаю.
2. Какими предметами (не только в рамках
школьной программы) ты бы хотел заниматься на
курсах по выбору в 10-м классе?
_______________________________________________________________
3. Какие цели ты ставишь перед собой на
курсах по выбору?
а) Подготовиться к экзамену после 9-го класса.
б) Углубиться в предмет.
в) Уточнить свой выбор. |
Индивидуальная карта
профильного выбора
ученика (цы)________ класса школы №________________
___________________________________________________
Дата заполнения________________
Изучаемая характеристика |
Методика изучения |
Результат |
Выбираемый профиль |
Анкета профильной ориентации № 1, 2 |
|
Интересы и склонности |
ДДО Климова
Тест Голланда
ОПП Кабардовой |
|
Внимание |
Тест Мюнтстерберга |
|
Память |
Таблицы Шульте |
|
Мышление |
Тест Айзенка |
|
Темперамент |
Тест Айзенка по определению темперамента |
|
Личностные особенности |
Тест Б.Басса |
|
Мотивация |
Метод незаконченных предложений |
|
Уровень тревожности |
Тест Филлипса |
|
Коммуникативные способности |
Опросник коммуникативных, организаторских
способностей |
|
Профессиональные пробы |
|
|
Резюме |
|
|
Проектирование |
|
|
Л. ЯРОСЛАВЦЕВА,
психолог,
г. Томск
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермошин А.Ф. Вещи в теле:
Психотерапевтический метод работы с ощущениями.
—
М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 320 с.
2. Витакер Д.С. Группы как инструмент
психологической помощи. — М.: Независимая фирма
«Класс», 2000. — 432 с.
3. Милютина Е. Психотерапевтические
рецепты на каждый день. — М.: Независимая фирма
«Класс», 2001. — 384 с.
4. Бондаренко А. Психологическая помощь:
теория и практика. — М.: Независимая фирма
«Класс», 2001. — 336 с.
5. Психология успеха и планирование карьеры /
Под. ред. Н.Р. Огневой. — Томск, 2003.
6. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и
консалтинг. Составители: Кроль Л.М.,
Пуртова Е.А. — М.: Независимая фирма «Класс»,
2002. – 464 с. |