Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2007


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Психологическое сопровождение профиля

Имея некоторый опыт работы со школьниками в профориентационном и профильном направлениях, мы столкнулись с необходимостью создания специальной формы для анализа эксперимента по подготовке и внедрению профильного обучения в Томской области в 2004–2007 гг. Хотим предложить ее вниманию психологов, занимающихся групповой работой, индивидуальным консультированием по профильной подготовке школьников.

Форма состоит из четырех блоков: образовательный результат обучающихся, социальная зрелость, готовность к выбору профиля, успешность по программам профильных дисциплин.

Такая структура позволяет отследить результаты эксперимента. Она удобна, информативна и эффективна для дальнейшего анализа работы психолога.

Этапы и содержание экспериментальной работы

Показатели Критерии Диагностика Резуль-
тат
на начало экспери-
мента
Резуль-
тат
на конец экспери-
мента
Предпо-
лагаемый
результат
1 Образо-
вательный результат обучающихся
Умение делать осознанный выбор Анкета
профилей № 1
Анкета
профилей № 2
    Выявление профильной направленности учащихся
Умение планировать свое образование Метод незаконченных предложений
Сочинения учеников
Формирование профильных классов
Умение выбирать образовательные средства Динамика выбора курсов по выбору Коррекция выбора образо-
вательного курса
Умение сформировать социальные компетенции Коммуни-
кативные и органи-
заторские способности (КОС)
Формировать коммуни-
кативные и органи-
заторские способности обучающихся
2 Социальная зрелость Способность к самостоятельному формулированию образовательного запроса к ОУ Анкета
профилей №1
Анкета
профилей №2
    Выявление профильной направленности учащихся
Связь профильного обучения с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью
Уровень сформи-
рованности обще-
образовательных способностей универсального характера
Тесты на изучение познавательных процессов (память, внимание, мышление) Уровень сформи-
рованности обще-
образо-
вательных способностей универсального характера
3 Готовность к выбору профиля Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения Анкета
профилей №1
    Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения, и их коррекция
Представ-
ленность целей профильного обучения
Информационная подготовленность
Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала
4 Успешность по программам профильных дисциплин Реализация своих способностей Опросник профес-
сиональных предпочтений (ОПП) Кабардовой и диффе-
ренциально-
диагнос-
тический опросник (ДДО) Климова
    Выявление способностей универ-
сального характера, адаптивности учеников
Удовлетво-
ренность от проделанной работы
Анкета о курсе     Получение обратной связи от учеников по пред-
профильной подготовке
Признание социумом Тест школьной тревожности Филлипса     Выявление уровня тревожности и самооценки учеников
5 Реали-
зуемые образо-
вательные программы
Планирование карьеры Предо-
ставление учащимся общих понятий и представлений о профессиях
    Построение учащимися личной перспективы, выбор профессио-
нальных предпочтений
Технология профес-
сионального успеха
Развитие и коррекция способностей по само-
определению личности
    Само-
определяю-
щаяся личность

Циклограмма психологического сопровождения
предпрофильного обучения

Название блока Месяц Предполагаемый
результат

Диагностика

1 Анкета профильной ориентации обучающихся № 1 сентябрь
(8-й кл.)
апрель
(9-й кл.)
Выявление профильной направленности учащихся
Анкета профильной ориентации обучающихся № 2 Выявление профильной направленности учащихся
ДДО Климова
(дифференциально-
диагностический опросник)
октябрь Определение предпочитаемого типа профессии у учеников
Тест Голланда Выявление интересов и склонностей у учеников
ОПП Кабардовой (опросник профессиональных предпочтений) ноябрь Выявление отношения к различным видам профессий
Карта интересов А.Е. Голомштока
Оценка подвижности по жизненным показаниям Полежаева декабрь Определение нейродинамического типа нервной системы
Тест школьной тревожности Филлипса Выявление уровня напряженности
Тесты изучения познавательных процессов: памяти, внимания, мышления январь—
февраль
Изучение особенностей познавательных процессов
Определение направленности личности
Б. Басса
Выявление интровертированности или экстравертированности личности ученика
Оценка коммуникативных и организаторских способностей учеников Оценка коммуникативных и организаторских способностей учеников
Тест Айзенка по определению темперамента февраль—
март
 
Опросник
«Метод незаконченных предложений»
Построение личной перспективы учащимися
2 Профессиональные пробы:
человек — человек;
человек — художественный образ;
человек — природа;
человек — техника;
человек — знаковая система
март—
апрель
Проба учащимися своих способностей в различных профессиональных типах
Матрицы выбора профиля 1 раз в четверть Уточнение и коррекция выбора

Просветительство

1 Творческие проекты обучающихся В течение года по расписанию Расширение области познания личностных особенностей и профессиональной ориентации
Эвристические контрольные работы

Коррекция

2 Индивидуальное консультирование по вопросам выбора профиля среда, суббота Оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса
Групповые занятия: коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, тренинги принятия решений, деловые игры, имитационные игры 1 раз в
2 недели по расписанию
Усвоение учениками эффективных способов взаимодействия
Самопознание учеников
Овладение моделями принятия решений
Развитие у учеников социального интеллекта
3 Диагностика на выходе См. начало таблицы Получение обратной связи о предпрофильном обучении учеников

Консультирование по запросу в течение года (среда, суббота).
Оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса

АНКЕТА № 1
по определению интереса к профессиональной деятельности

1. Интересуешься ли ты вопросами будущей профессиональной деятельности?
(да, нет, не очень.)

2. Из каких источников ты пополняешь свой запас знаний?

а) газета; д) родители; г) кл. руководитель; ж) школа; б) радио; е) кл. час; в) телевидение;
з) другие.

3. Считаешь ли ты, что знания о профессиях нужны уже в школе?

4. Нужно ли в школе обучаться способам выбора своей профессиональной деятельности?

5. Нужна ли в школе предпрофильная подготовка (курсы по выбору, информационная работа)?

6. Какие вопросы сегодняшнего дня тебя волнуют:

а) куда пойти учиться?

б) какую выбрать профессию?

в) какие экзамены нужно сдавать в учебное заведение для получения выбранной профессии?

г) как подготовиться для успешной сдачи экзаменов в школе, вузе?

д) где получить информацию о профессиях?

е) что такое «Портфолио»?

ж) как поступить в профильный класс?

з) что такое «Образовательный рейтинг ученика», зачем он нужен?

и) какую возможность дают курсы по выбору?

к) другие.

7. Проводятся ли в школе мероприятия по интересующим темам, удовлетворяют ли они тебя?

8. Хотел бы ты что-нибудь предложить по предпрофильной подготовке учащихся?

9. Имеет ли значимость профильное обучение для твоего дальнейшего образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения?

10. Имеешь ли ты представление о целях профильного обучения?

11. Будет ли для тебя ценной информация, которую ты получишь в школе о профильном обучении?

12. Имеешь ли ты опыт приложения усилий по освоению учебного материала, который пригодится тебе в профильном обучении?

АНКЕТА № 2
профильной ориентации школьников
(проводится в конце 8-го класса)

Фамилия, Имя______________________

_________ класс____________________

Школа_____________________________

дата заполнения анкеты______________

На какой профиль ты хотел бы пойти в 10-м классе?

_______________________________________________________________

1. Почему ты выбираешь именно этот профиль?

а) Мне нравятся предметы, входящие в этот профиль.

б) Я плохо успеваю по другим предметам.

в) Этот профиль связан с моей будущей профессией.

г) Мне посоветовали родители.

е) не знаю.

2. Какими предметами (не только в рамках школьной программы) ты бы хотел заниматься на курсах по выбору в 10-м классе? _______________________________________________________________

3. Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?

а) Подготовиться к экзамену после 9-го класса.

б) Углубиться в предмет.

в) Уточнить свой выбор.

Индивидуальная карта профильного выбора

ученика (цы)________ класса школы №________________

___________________________________________________

Дата заполнения________________

Изучаемая характеристика Методика изучения Результат
Выбираемый профиль Анкета профильной ориентации № 1, 2  
Интересы и склонности ДДО Климова
Тест Голланда
ОПП Кабардовой
 
Внимание Тест Мюнтстерберга  
Память Таблицы Шульте  
Мышление Тест Айзенка  
Темперамент Тест Айзенка по определению темперамента  
Личностные особенности Тест Б.Басса  
Мотивация Метод незаконченных предложений  
Уровень тревожности Тест Филлипса  
Коммуникативные способности Опросник коммуникативных, организаторских способностей  
Профессиональные пробы    
Резюме    
Проектирование    
Л. ЯРОСЛАВЦЕВА,
психолог,
г. Томск

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. —
М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 320 с.

2. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 432 с.

3. Милютина Е. Психотерапевтические рецепты на каждый день. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 384 с.

4. Бондаренко А. Психологическая помощь: теория и практика. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 336 с.

5. Психология успеха и планирование карьеры / Под. ред. Н.Р. Огневой. — Томск, 2003.

6. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. Составители: Кроль Л.М.,
Пуртова Е.А. — М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – 464 с.