ПРОЛОГ
Словно и не было этих холодных
зимних месяцев... Легко и с удовольствием мы
возвращаемся мыслями к тому, что расцвело и
окрепло на берегах Черного моря... Неделя
школьной психологии незаметно для самой себя и
ее организаторов стала частью жизни
профессионального сообщества. На конференциях и
семинарах в самых разных городах и весях можно
услышать: «Мы обсуждали это на Неделе», «Вот на
Неделе было...», «Давайте сделаем на следующей
Неделе...». А с ее участниками встречаешься как с
родными людьми и в Красноярске, и в Минске, и в
Москве, и в Нижнем Новгороде. Это радует и немного
страшит... ответственностью.
Для нашей газеты становится традиционным
посвящать тематический номер начинающегося
календарного года Всероссийской неделе школьной
психологии. На этот раз — Третьей. Ее темой было
«Погружение». И пусть те, кому удалось в октябре
2006 года включиться в увлекательный процесс
«психологического дайвинга», уже давно дома,
давно вернулись к своим делам и обязанностям! На
некоторое время наша газета превращается в
полноводное и широкое психологическое море.
Благодаря «Школьному психологу» нам ничто не
мешает погрузиться в атмосферу и содержание
Недели вновь. «Вместе с учителем и вместе с
родителями», «Психолог у доски», «Метод в теории
и на практике», «Гильдия» — это не только
названия традиционных рубрик «Школьного
психолога», но и имена тематических дней нашей
Недели. А внутри каждого из них — монолог на тему
дня, мастер-классы и авторские мастерские,
дискуссионные клубы и проблемные лекции,
увлекательные дискуссии в «Гайд-парке» и многое
другое...
У нас есть возможность рассказать вам,
уважаемые читатели, обо всем понемножку. Вы
познакомитесь с некоторыми из мастер-классов,
несколькими мастерскими, послушаете один
монолог и посетите две лекции... Кстати, и самим
участникам III Недели мы можем быть полезны:
каждый раз им приходилось выбирать один вариант
из шести-семи возможных, а значит, потери в
информации неизбежны... .
Познакомьтесь с географией Недели — это
впечатляет. И если вам хочется подзарядиться
положительной энергией, почитайте отклики
участников.
Газета — даже такая замечательная, как наша, —
не может вместить всего разнообразия тем, всего
содержания Недели школьной психологии. Но многое
мы сможем вам передать. И Неделя станет копилкой
опыта не только для тех, кто посетил ее лично. Но
все равно лично — лучше. Присоединяйтесь!
МОНОЛОГ ДНЯ
Дорогие друзья, если мы с вами
совершим экскурс в историю развития школьной
психологии в нашей стране (он будет небольшим,
так как история пока еще очень коротенькая), то
вспомним, что сначала нас называли
преподавателями этики и психологии семейной
жизни, затем просто психологами. Довольно быстро
мы превратились в педагогов-психологов, на чем и
остановились, хотя было совершено уже несколько
попыток переименовать нас в психологов
образования.
Педагог-психолог... Мне нравится название нашей
профессии. О нем я хочу сегодня поразмышлять.
посмотрим на нашу профессию с двух сторон:
• Я — педагог и психолог в одном лице: что это
значит? Почему это правильно?
• Я — психолог и мой ближайший коллега —
педагог: зачем мы друг другу, что делает нас
коллегами?
Итак, есть такой специалист, одновременно и
педагог и психолог, и это вместе составляет
непротиворечивое и весьма перспективное целое.
Рассмотрим те черты, которые достались этому
специалисту от каждой из «прародительских»
профессий.
|
Марина Битянова
|
Почему его можно назвать психологом? Потому
что его интересует прежде всего не внешняя
сторона учебной деятельности и вообще
деятельности ребенка в образовании, а все, что
связано с субъектностью, с интимной внутренней
жизнью образующегося человека. Он психолог,
потому что для него достаточно часто важнее
процесс, чем результат, и он задается вопросом:
как даются ребенку знания? Какой ценой? Он
психолог, потому что для него результат
образования — это не набор ЗУНов, которыми
овладел ребенок. И вопросы содержания
образования для него звучат приблизительно так:
что остается в человеке после урока, что там
происходит внутри, в его субъективном мире, что
действительно становится частью этого мира?
Почему он педагог? Во-первых, потому, что его
деятельность разворачивается внутри и вокруг
процесса образования ребенка, а не вокруг жизни
ребенка вообще. Во-вторых, он педагог, потому что
он знает и принимает ту социальную рамку, в
которой осуществляется обучение. Он знает и
принимает факт того, что есть образовательная
модель, есть социальный заказ, стандарт
образования, его цели и ценности. Он педагог
потому, что в своей работе старается
ориентироваться на методы, формы, процедуры,
которые адекватны образовательному процессу,
адекватны той жизни, которую проживает ребенок в
школе. Он знает, что такое педагогика, что такое
образование, потому что он умеет профессионально
мыслить на педагогическом языке.
Таким образом, он педагог-психолог потому, что,
удерживая эту педагогическую рамку, он
осуществляет психологическую поддержку ребенка
на трудном пути образования.
Быть педагогом-психологом очень непросто,
иногда драматично. Научиться оставаться
психологом, спокойно и естественно удерживая при
этом границу педагогической практики и жизни
ребенка внутри системы образования, — особая
профессиональная задача. И, возможно, особая
профессиональная судьба. Во всяком случае
остаются в образовании надолго и чувствуют себя
профессионально реализованными именно те
психологи, которым это удалось.
Вторая сторона рассматриваемой темы: педагог и
психолог. Зачем они друг другу? Когда их
сотрудничество развивается максимально
эффективно? Пытаясь ответить на вопрос (в том
числе себе самой), зачем педагогу психолог, я
часто прибегаю к метафоре «второго дна». Мне
кажется, что психолог помогает педагогу до конца,
до самых секретных уровней и слоев, открыть
сундучок, который называется «эффективное
образование». Увидеть ту психологическую тайну,
иногда — изнанку, которая в режиме четко
структурированной совместной деятельности
педагога и ребенка зачастую не видна, отходит
далеко на задний план. Раскрыть те «подводные»
процессы, которые происходят или не происходят,
пока на поверхности идет передача предметных
знаний и умений. Психолог показывает педагогу
невидимую, скрытую часть процесса образования
человека. Часть, непосредственно связанную с
развитием личности.
Мне кажется, первое, для чего нужен психолог
педагогу, — это получение информации о
психологическом аспекте образования ребенка.
Эта информация служит началом совместной
деятельности педагога и психолога, которая будет
либо помогать ребенку «настроиться» на обучение
(коррекционная, развивающая педагогическая и
психологическая работа), либо «настраивать» сам
процесс обучения на индивидуальный темп, ритм,
индивидуальные задачи развития данного ученика.
Такое сотрудничество, конечно, дело непростое. За
прошедшие десять лет мы серьезно продвинулись в
своем умении его организовывать и поддерживать:
мы научились говорить на одном языке. У нас
появились диагностические инструменты,
необходимые для изучения процесса обучения. Мы
научились давать информацию кратко, емко и по
делу. И формулировать рекомендации, совместимые
с той деятельностью, которой занимается педагог.
Второе, чем психолог может быть полезен
педагогу, — это анализ и экспертиза
педагогического материала, с которым педагог
выходит к детям: будь то образовательные
программы, конкретные методические ходы и
сценарии или дидактические материалы. Мы хорошо
знаем, что многие педагогические программы не
соответствуют элементарным психологическим
требованиям. (Правда, все симметрично: очень
многие психологические программы, которые
рекомендуют применять в образовании, абсолютно
не педагогичны, не совместимы ни с режимом работы
школы, ни с теми задачами, которые она решает.)
Такая экспертиза — действительно очень важная и
очень современная задача.
Вопрос — готовы ли мы?
И наконец, третье: психолог нужен педагогу для
совместного проектирования образовательных
программ под те задачи, которые ставит педагог.
Для того чтобы модифицировать, изменять,
совершенствовать образовательное пространство
в соответствии с тем, какие в этом году пришли
дети, какие образовательные задачи он, педагог,
перед собой поставил, какая реальная ситуация
существует в школе.
В этой области сотрудничества тоже существуют
свои проблемы. Дело в том, что проектировочное
мышление слабо развито в нашей культуре.
Проходить самостоятельный путь от своих идей к
результату — это не то искусство, которому учили
и педагогов, и психологов. Но это та область, где
нам нужно совместно развиваться. И я знаю
блестящие образцы педагогического
сотрудничества в области проектирования. Знаю
школы, в которых педагоги и психологи научились
совместно проектировать все: от маленьких
мероприятий до годичных программ развития. Там,
где умеют совместно реализовать проектировочный
уровень сотрудничества, совсем другая среда.
А теперь «зайдем» с другой стороны: зачем
психологу педагог? Он совсем не такой простой,
как кажется.
Деятельность психолога в образовательном
учреждении в отрыве от педагогов имеет
практически нулевой КПД. Все ниточки от развития
ребенка в школе в руках педагога. Ребенок
настроен на те струны, которые органично связаны
с его обучением. За счет содержания образования,
за счет методики, за счет общения с педагогом
происходит его развитие. Если мы не сотрудничаем,
мы не эффективны как специалисты.
Так случилось, что наша профессия родилась и
начала развиваться на стыке двух великих наук:
педагогики и психологии. Такова судьба многих
новых, действительно современных профессий. Мы
среди них, мы создаем сами себя и выстраиваем
отношения с теми, без кого наша работа блекнет и
теряет смысл.
Пожелаем себе удачи!
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
директор ЦПСО «Точка ПСИ»
|