Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОЛОГ

Словно и не было этих холодных зимних месяцев... Легко и с удовольствием мы возвращаемся мыслями к тому, что расцвело и окрепло на берегах Черного моря... Неделя школьной психологии незаметно для самой себя и ее организаторов стала частью жизни профессионального сообщества. На конференциях и семинарах в самых разных городах и весях можно услышать: «Мы обсуждали это на Неделе», «Вот на Неделе было...», «Давайте сделаем на следующей Неделе...». А с ее участниками встречаешься как с родными людьми и в Красноярске, и в Минске, и в Москве, и в Нижнем Новгороде. Это радует и немного страшит... ответственностью.

Для нашей газеты становится традиционным посвящать тематический номер начинающегося календарного года Всероссийской неделе школьной психологии. На этот раз — Третьей. Ее темой было «Погружение». И пусть те, кому удалось в октябре 2006 года включиться в увлекательный процесс «психологического дайвинга», уже давно дома, давно вернулись к своим делам и обязанностям! На некоторое время наша газета превращается в полноводное и широкое психологическое море.

Благодаря «Школьному психологу» нам ничто не мешает погрузиться в атмосферу и содержание Недели вновь. «Вместе с учителем и вместе с родителями», «Психолог у доски», «Метод в теории и на практике», «Гильдия» — это не только названия традиционных рубрик «Школьного психолога», но и имена тематических дней нашей Недели. А внутри каждого из них — монолог на тему дня, мастер-классы и авторские мастерские, дискуссионные клубы и проблемные лекции, увлекательные дискуссии в «Гайд-парке» и многое другое...

У нас есть возможность рассказать вам, уважаемые читатели, обо всем понемножку. Вы познакомитесь с некоторыми из мастер-классов, несколькими мастерскими, послушаете один монолог и посетите две лекции... Кстати, и самим участникам III Недели мы можем быть полезны: каждый раз им приходилось выбирать один вариант из шести-семи возможных, а значит, потери в информации неизбежны... .

Познакомьтесь с географией Недели — это впечатляет. И если вам хочется подзарядиться положительной энергией, почитайте отклики участников.

Газета — даже такая замечательная, как наша, — не может вместить всего разнообразия тем, всего содержания Недели школьной психологии. Но многое мы сможем вам передать. И Неделя станет копилкой опыта не только для тех, кто посетил ее лично. Но все равно лично — лучше. Присоединяйтесь!

МОНОЛОГ ДНЯ

Дорогие друзья, если мы с вами совершим экскурс в историю развития школьной психологии в нашей стране (он будет небольшим, так как история пока еще очень коротенькая), то вспомним, что сначала нас называли преподавателями этики и психологии семейной жизни, затем просто психологами. Довольно быстро мы превратились в педагогов-психологов, на чем и остановились, хотя было совершено уже несколько попыток переименовать нас в психологов образования.

Педагог-психолог... Мне нравится название нашей профессии. О нем я хочу сегодня поразмышлять. посмотрим на нашу профессию с двух сторон:

• Я — педагог и психолог в одном лице: что это значит? Почему это правильно?

• Я — психолог и мой ближайший коллега — педагог: зачем мы друг другу, что делает нас коллегами?

Итак, есть такой специалист, одновременно и педагог и психолог, и это вместе составляет непротиворечивое и весьма перспективное целое. Рассмотрим те черты, которые достались этому специалисту от каждой из «прародительских» профессий.

Марина Битянова
Марина Битянова

Почему его можно назвать психологом? Потому что его интересует прежде всего не внешняя сторона учебной деятельности и вообще деятельности ребенка в образовании, а все, что связано с субъектностью, с интимной внутренней жизнью образующегося человека. Он психолог, потому что для него достаточно часто важнее процесс, чем результат, и он задается вопросом: как даются ребенку знания? Какой ценой? Он психолог, потому что для него результат образования — это не набор ЗУНов, которыми овладел ребенок. И вопросы содержания образования для него звучат приблизительно так: что остается в человеке после урока, что там происходит внутри, в его субъективном мире, что действительно становится частью этого мира?

Почему он педагог? Во-первых, потому, что его деятельность разворачивается внутри и вокруг процесса образования ребенка, а не вокруг жизни ребенка вообще. Во-вторых, он педагог, потому что он знает и принимает ту социальную рамку, в которой осуществляется обучение. Он знает и принимает факт того, что есть образовательная модель, есть социальный заказ, стандарт образования, его цели и ценности. Он педагог потому, что в своей работе старается ориентироваться на методы, формы, процедуры, которые адекватны образовательному процессу, адекватны той жизни, которую проживает ребенок в школе. Он знает, что такое педагогика, что такое образование, потому что он умеет профессионально мыслить на педагогическом языке.

Таким образом, он педагог-психолог потому, что, удерживая эту педагогическую рамку, он осуществляет психологическую поддержку ребенка на трудном пути образования.

Быть педагогом-психологом очень непросто, иногда драматично. Научиться оставаться психологом, спокойно и естественно удерживая при этом границу педагогической практики и жизни ребенка внутри системы образования, — особая профессиональная задача. И, возможно, особая профессиональная судьба. Во всяком случае остаются в образовании надолго и чувствуют себя профессионально реализованными именно те психологи, которым это удалось.

Вторая сторона рассматриваемой темы: педагог и психолог. Зачем они друг другу? Когда их сотрудничество развивается максимально эффективно? Пытаясь ответить на вопрос (в том числе себе самой), зачем педагогу психолог, я часто прибегаю к метафоре «второго дна». Мне кажется, что психолог помогает педагогу до конца, до самых секретных уровней и слоев, открыть сундучок, который называется «эффективное образование». Увидеть ту психологическую тайну, иногда — изнанку, которая в режиме четко структурированной совместной деятельности педагога и ребенка зачастую не видна, отходит далеко на задний план. Раскрыть те «подводные» процессы, которые происходят или не происходят, пока на поверхности идет передача предметных знаний и умений. Психолог показывает педагогу невидимую, скрытую часть процесса образования человека. Часть, непосредственно связанную с развитием личности.

Мне кажется, первое, для чего нужен психолог педагогу, — это получение информации о психологическом аспекте образования ребенка. Эта информация служит началом совместной деятельности педагога и психолога, которая будет либо помогать ребенку «настроиться» на обучение (коррекционная, развивающая педагогическая и психологическая работа), либо «настраивать» сам процесс обучения на индивидуальный темп, ритм, индивидуальные задачи развития данного ученика. Такое сотрудничество, конечно, дело непростое. За прошедшие десять лет мы серьезно продвинулись в своем умении его организовывать и поддерживать: мы научились говорить на одном языке. У нас появились диагностические инструменты, необходимые для изучения процесса обучения. Мы научились давать информацию кратко, емко и по делу. И формулировать рекомендации, совместимые с той деятельностью, которой занимается педагог.

Второе, чем психолог может быть полезен педагогу, — это анализ и экспертиза педагогического материала, с которым педагог выходит к детям: будь то образовательные программы, конкретные методические ходы и сценарии или дидактические материалы. Мы хорошо знаем, что многие педагогические программы не соответствуют элементарным психологическим требованиям. (Правда, все симметрично: очень многие психологические программы, которые рекомендуют применять в образовании, абсолютно не педагогичны, не совместимы ни с режимом работы школы, ни с теми задачами, которые она решает.) Такая экспертиза — действительно очень важная и очень современная задача.

Вопрос — готовы ли мы?

И наконец, третье: психолог нужен педагогу для совместного проектирования образовательных программ под те задачи, которые ставит педагог. Для того чтобы модифицировать, изменять, совершенствовать образовательное пространство в соответствии с тем, какие в этом году пришли дети, какие образовательные задачи он, педагог, перед собой поставил, какая реальная ситуация существует в школе.

В этой области сотрудничества тоже существуют свои проблемы. Дело в том, что проектировочное мышление слабо развито в нашей культуре. Проходить самостоятельный путь от своих идей к результату — это не то искусство, которому учили и педагогов, и психологов. Но это та область, где нам нужно совместно развиваться. И я знаю блестящие образцы педагогического сотрудничества в области проектирования. Знаю школы, в которых педагоги и психологи научились совместно проектировать все: от маленьких мероприятий до годичных программ развития. Там, где умеют совместно реализовать проектировочный уровень сотрудничества, совсем другая среда.

А теперь «зайдем» с другой стороны: зачем психологу педагог? Он совсем не такой простой, как кажется.

Деятельность психолога в образовательном учреждении в отрыве от педагогов имеет практически нулевой КПД. Все ниточки от развития ребенка в школе в руках педагога. Ребенок настроен на те струны, которые органично связаны с его обучением. За счет содержания образования, за счет методики, за счет общения с педагогом происходит его развитие. Если мы не сотрудничаем, мы не эффективны как специалисты.

Так случилось, что наша профессия родилась и начала развиваться на стыке двух великих наук: педагогики и психологии. Такова судьба многих новых, действительно современных профессий. Мы среди них, мы создаем сами себя и выстраиваем отношения с теми, без кого наша работа блекнет и теряет смысл.

Пожелаем себе удачи!

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
директор ЦПСО «Точка ПСИ»