Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПЕРЕКРЕСТКИ
психологии и педагогики

Роль и место тьютора

При всем уважении к громадному труду школьных психологов и учителей-предметников мы вынуждены констатировать: в том виде, в котором сегодня организовано их взаимодействие с ребенком, оно неэффективно с точки зрения конечного результата — становления и развития индивидуальности растущего человека. Ни учитель, работая с классом как единицей, равной 25 ученикам, ни психолог (зачастую один на школу) физически не могут работать индивидуально с каждым учеником.

Выбор траектории

Опыт показывает, что, несмотря на декларации о необходимости выстраивания единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка, на практике педагоги и психологи в школе разъединены. Причем не по своей вине. Это дань ситуации традиционно организованного образования. Ведь, по большому счету, сегодня роль педагога сводится к тому, чтобы подготовить ребенка к ЕГЭ, а роль школьного психолога — во-первых, экстренно воздействовать на «неудобных» педагогам учеников и, во-вторых, подготовить для администрации анализ анкетирования-тестирования, дабы «не нарушать отчетности«.

Ребенку же в тот или иной момент его жизни нужен психолог (поссорился с другом), или медик (проблемы с кожей на лице!), или социальный педагог (бьют родители) и пр. Ребенок остро нуждается в человеке, который его поймет и поддержит, научит самостоятельно решать проблемы, вернее — переводить их в задачи, имеющие условие, алгоритм решения и, главное, ответ.

И таким человеком в современном образовании становится тьютор (куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель) — посредник между ребенком, его родителями и психологами, социальными педагогами, педагогами-предметниками. Обратите внимание: введение в штат образовательного учреждения должности тьютора никоим образом не говорит о том, что тем самым уничтожается должность психолога. Наоборот, как показывает практика, в таких школах администрация через некоторое время закономерно приходит к выводу о необходимости увеличить и численность психологов.

Итак, именно тьютор реально может выступить в той ипостаси, которая «здесь и сейчас» необходима конкретному ребенку, причем в той «дозе» поддержки, которая не сделает его психологически зависимым от «поддерживателя», а научит действовать самостоятельно.

Дальнейший наш разговор будет носить прецедентный характер. Но главное, на что стоит обратить внимание: вся практическая работа тьютора невозможна без глубинного знания им психологии. Именно поэтому я называю тьютора педагогом-психологом.

Итак, основная задача тьютора — научить ребенка понимать себя и самостоятельно (в силу возраста) разрешать проблемные ситуации. Для этого тьютор и ребенок совместно, но с разным долевым участием, зависящим от готовности обучающегося к данному виду деятельности и наличия у него соответствующих навыков, разрабатывают программу образовательной деятельности — индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ).

Элементами ИОТ являются цели, ценности, содержание, формы соответствующего им поведения, общения и учения (именно в этой последовательности!) ребенка на определенном временном этапе.

Поскольку индивидуальные образовательные траектории распространяются на учебную и внеучебную сферы его жизнедеятельности, а образовательные интересы детей разнонаправленны — на получение знаний, навыков и компетенций творческой и прикладной деятельности, мы выделяем воспитательные (личностно и социально ориентированные) и учебные (знаниево-, творчески и практико-ориентированные) траектории.

И тьютор в индивидуальных беседах и на тренингах создает ситуации, которые помогают ребенку выбрать стратегию поведения, стиль общения, определиться в способе решения проблем и выхода из конфликтов, в социальном статусе (как ближайшем, так и перспективном). Предметом их обсуждения становятся роли детей в подготовке и проведении мероприятий рефлексивного, научного, творческого, прикладного, спортивного характера (тренингах общения, шоу-технологиях, КДТ, дебатах, деловых играх и др.). Ребенок осознанно выбирает варианты презентации результатов, виды домашних заданий, а также педагога, стиль обучения которого творческой или учебной деятельности, темп и уровень изучения максимально ему подходят.

Необходимая последовательность

Для того чтобы это стало реальным, разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий осуществляется тьютором в определенной последовательности.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина спортивной обуви "Все кроссовки". Футбольная и баскетбольная обувь, мужские, женские и детские кроссовки (Adidas, Nike Air Max, пума блейз и другие популярные бренды), угги, Timberland, эспадрильи Toms, Crocs, сапоги, ботинки. Только лучшие производители, гарантия качества, доступные цены, акции и скидки! Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://vse-krossovki.in.ua/.

1. На основе личных наблюдений, изучения документов ученика, его портфолио, тьютор анализирует индивидуальные особенности старшеклассника, в том числе стиль его межличностного общения, качественную динамику учения за все годы, образовательные предпочтения (учебные и внеурочные), проектирует возможную направленность его индивидуальной образовательной траектории и прогнозирует темп и результаты ее реализации. Таким образом, тьютор в первом приближении разрабатывает собственную версию ИОТ для учащегося.

2. В процессе организованной им серии индивидуальных или групповых бесед он обсуждает со старшеклассником его возможности и перспективы построения ИОТ, мотивируя учащегося на формулирование его собственного видения пути индивидуального развития, корректируя при необходимости и свои представления, и самооценку обучающегося.

3. Для формирования готовности обучающихся к ответственному свободному выбору содержания ИОТ и развития соответствующих навыков тьютор моделирует педагогические ситуации (тренинги общения, деловые игры и проч.) или использует ситуации, спонтанно возникающие в учебно-воспитательном процессе, в микро- или макрогруппах, в которые включен учащийся.

4. Ребенок и тьютор совмещают свои представления об ИОТ и корректируют, определяя последовательность, темп выполнения запланированной деятельности и прочие ее аспекты. Результаты фиксируются в «зачетных книжках» («дневниках») учащихся.

5. Тьютор удостоверяется в том, что старшеклассник понимает и принимает на себя ответственность за результаты выбора (беседы, наблюдения за поступками в учебной и внеурочной сфере), и разрешает ему действовать самостоятельно в процессе реализации «пробной» (кратковременной) ИОТ, консультируя при необходимости. При этом он наблюдает за характером межличностного общения ученика, изучает и фиксирует динамику его продвижения по траектории и при необходимости создает мотивирующие ситуации для стимулирования активности учащегося.

6. Также он координирует работу других педагогов школы и учреждений дополнительного образования, психолога, социальных работников, представителей фирм и учреждений социума, причастных к процессу реализации ИОТ. Как правило, при этом происходит совместная с ними и учениками корректировка индивидуальных образовательных траекторий.

7. Мотивация и коррекция продвижения старшеклассника по ИОТ происходит в процессе микрогрупповых и индивидуальных консультаций, дебатов, дискуссий для обучающихся и родителей. При этом анализируются как типичные проблемы учащихся, связанные с особенностями старшего школьного возраста, так и специфичные для ситуации индивидуальных траекторий проблемы общения и учения (индивидуальные способы достижения успеха, сочетание индивидуальных образовательных интересов с требованиями государственного стандарта образования, межличностные отношения в процессе выполнения групповых проектов и др.).

8. Со своей стороны, обучающиеся встречаются с проблемами в обучении и межличностном общении, которые не могут разрешить самостоятельно. Обращаясь с запросом о поддержке к тьютору, они вступают во взаимодействие с ним, активно участвуют в смоделированных им ситуациях деятельности и общения. В результате подростки разрабатывают индивидуальный алгоритм самостоятельного разрешения проблемы или же приобретают необходимый для этого опыт.

10. Тьютор совместно со старшеклассниками организует презентацию результатов реализации ИОТ и рефлексию процесса в целом в разнообразных формах (от индивидуального общения, микрогрупповых обсуждений до массовых КТД и шоу-технологий).

Роли для тьютора

Основной тезис: перекладывать ответственность за решение проблемы на ребенка надо постепенно, обучая его этому.

Пример: у ребенка возникает проблемная ситуация. Тьютор предлагает ему определить, в какой роли он хочет видеть взрослого в разговоре: эксперт, контролер, консультант, эксперт-консультант, рассказчик, режиссер или актер.

После того как ученик выбрал для него роль, тьютору стоит полностью придерживаться ее, как бы ему ни хотелось играть прямо противоположную. Как долго? До тех пор, пока ученик не захочет увидеть его в другой роли. Или можно договориться, что каждую роль тьютор будет играть по одному дню (неделе, месяцу...).

Что же тьютор должен делать и зачем?

Роль эксперта: вначале выслушивает, потом задает вопросы и затем оценивает ситуацию, не анализируя ее вслух. Короче говоря, это обычная роль традиционного педагога: оценить.

Поделимся опытом. Поскольку ученики имеют право выбора этой роли для тьютора, то в начале нашей работы мы предположили, что ребята очень редко будут предлагать нам выступить в этой роли. Так и произошло. Но как только они поняли смысл предлагаемого выбора и активно включились в работу, то все чаще начали выбирать для нас данную роль. Свой выбор один из подростков объяснил следующим образом: «Я сделал все это сам, и мне интересно знать, как это у меня получилось».

Роль контролера предусматривает постоянный контроль поведения со стороны тьютора, но при этом ученик уверен, что оно не будет оценено.

Эта роль нивелирует опасения ученика по поводу его возможной неуспешности в самореализации, поскольку тьютор ненавязчиво поддерживает и направляет его в нужное русло в самом процессе деятельности. Вовремя помогая ученику, он создает условия для дальнейшего самостоятельного поиска собственных ошибок.

Роль консультанта (советника по процессу) предполагает следующие шаги: ученик изначально запрашивает мнение тьютора, как лучше поступить в той или иной ситуации, выполнить творческое задание, получить квалифицированную помощь при подготовке аргументов и фактов, необходимых для дальнейшего самостоятельного решения задач, но также не уполномочивает его оценивать процесс. Тьютор выслушивает, задает вопросы (если надо прояснить ситуацию), анализирует ситуацию, ни в коем случае не позволяя себе никаких оценочных суждений («хорошо»-«плохо» поступил, «правильно»-«неправильно» сделал, «молодец»-«...» — язык не поворачивается озвучить те эпитеты, каковыми «педагоги» иногда награждают учеников).

Роль тьютора как советника по процессу помогает школьникам определить личностный смысл поведения. Положительным в этой роли является то, что она снимает опасения ребенка по поводу его возможной неудачи, поскольку мы можем ненавязчиво поддержать и направить его действия в нужное русло. Кроме того, вовремя подсказывая ребенку и показывая ему, где возможен «срыв» ситуации, тьютор создает условия для дальнейшего самостоятельного поиска им собственных ошибок, нахождения точек самовоспитания.

Становится понятно, что в качестве эксперта-консультанта в течение разговора тьютор и проанализирует ситуацию-процесс, и даст оценку результату поступков.

Роль рассказчика предполагает опосредованный разговор тьютора со школьником с помощью притчи, сказки, басни, песни. Смысл этого понятен, поскольку еще наши бабушки и прабабушки пользовались этой ролью постоянно: подбирали сюжет рассказа или сказки, наиболее подходящий к ситуации, и рассказывали (или читали) его нашим мамам и папам. Далее шло обсуждение «морали». Так, многие из нас с детства помнят рассказ Н. Асеевой «Волшебное слово», мультфильмы «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридесятом царстве», «Королева Зубная щетка» и др. (Роль рассказчика или исполнителя песен может взять на себя телевизор или видеомагнитофон.)

В этом случае у ребенка формируются установки, основанные на ощущении жизненных ситуаций, полученных им из текстов и фантазий: «Я почувствовал, прочитав, услышав, вообразив...»

Роль режиссера диктует тьютору создание какой либо ситуации, которую он с учеником проживет, проиграет, прочувствует вместе. Это и деловые игры, и дебаты, и мозговой штурм, и различные интеллектуальные игры, образцов каковых на телевидении видимо-невидимо. Еще вариант: в процессе игры смоделировать ситуацию, с которой ученик столкнулся в реальности. Или: «Представь себе, что... Как бы ты поступил?», «Моя соседка рассказала... Просит совета. Я в этом не разбираюсь, решила посоветоваться с тобой. Помоги!».

Роль актера поможет тьютору наилучшим образом подготовить школьника к столкновению с реальностью. Предположим, ребенку завтра предстоит вести разговор с родителями по поводу болтовни на уроке, разбитого стекла, драки и т.п. Тьютор предлагает ему разыграть эту неприятную сценку заранее. Вначале он берет на себя роль родителя и проигрывает всю ситуацию. Причем сценка играется несколько раз исходя из разных обстоятельств: мама очень торопится, или рассержена, или дома гости, или мама в хорошем настроении. Ребенок играет сам себя, рассказывая, объясняя, убеждая. После этого тьютор меняется ролями с ребенком. Он теперь играет роль ребенка, а тот — маму (спокойную, рассерженную, торопящуюся...).

Зачем это надо? Дело в том, что такая игра является для ребенка как бы репетицией его поведения в реальном разговоре и несет много положительного.

Во-первых, ребенок узнает, чего можно ожидать как от взрослого (каких поворотов разговора, каких фраз, какой реакции на его высказывания), так и от самого себя (что он может «ляпнуть», расплачется или нет, какие его аргументы и выражение лица окажутся наиболее выигрышными). Этим самым достигается второй положительный момент: снимается страх перед неизвестным, поскольку зачастую человек боится не самого разговора, а неизвестности.

Третий момент: подросток начинает приобретать некий опыт поведения и умение простраивать логику разговора со взрослым в определенной ситуации. Поэтому он хоть и волнуется перед разговором с родителем, но уже подготовлен к нему и, скорее всего, с честью сумеет выйти из конфликтной ситуации. В этом случае эмоциональный опыт ребенка носит личностный характер и предоставляет ему возможность попробовать свои силы в разных условиях, выбрать стратегии успешного поведения в аналогичных ситуациях и является превентивной мерой в отношении возможных нежелательных ситуаций в будущем.

Составление и анализ графика

Основной тезис: нельзя сравнивать успехи ребенка с успехами других учеников. Мы можем сравнить их только с его предыдущими успехами.

Чтобы сравнение с самим собой «предыдущим» выглядело более зримо и весомо, тьютор может предложить ученикам вести индивидуальные графики продвижения в учении.

На листке бумаги в клеточку ученик чертит обычную систему координат. Тьютор предлагает ему взять дневник (если туда внесены все отметки ребенка) или рабочие тетради по всем предметам. Причем разговор о том, что он (они) не заполнен или грязен, будет сейчас не к месту.

Вначале вместе с учеником (это важно!) тьютор подсчитывает сумму десяти последних полученных отметок по всем предметам, не забывая физкультуру, рисование, труд — все то, что мы часто и очень зря считаем совсем неважным. Это личная жизнь ребенка, и в ней важно все.

Максимально полученная сумма может составлять 50 баллов. Это 10 оценок «5» (отлично). Минимально — 10 баллов. Это 10 оценок «1» (единица). Кстати, единица ставится за полное отсутствие ответа ученика. То есть если он встает и говорит «Я не знаю» или вообще молчит. В практике наших школ в таких случаях выставляется «двойка». Явный факт завышения оценки, то есть любовного отношения к детям, нежелания их травмировать! Все остальные успехи нашего ребенка уместятся в пределах между этими двумя цифрами.

Приведем пример. Ученик получил подряд 3, 4, 2, 5, 5, 4, 3, 4, 5, 3. Сумма этих оценок составляет 38 баллов. Объясняем ребенку, что это начало его соревнования с самим собой. Это начальные его успехи. Именно успехи. И именно начальные.

Обращаемся к подготовленной ребенком системе координат. По оси Х откладываем равные отрезки произвольной величины, которые будут означать номер подсчета (первый раз подсчитали 10 оценок, второй раз — следующие 10 оценок и т.д.). У нас на первой схеме отмечен один результат, на второй — два, а на третьей — три подряд идущих результата.

По оси Y отмечаем деления от 10 до 50, соответствующие количеству набранной суммы баллов (в нашем случае — 38).

Тьютору следует обязательно проговаривать ребенку все действия, объяснить ему, что значит та или иная черточка. Если он постарше и может чертить сам — предоставить ему это почетное право.

Дальше можно торжественно поставить первую точку. В нашем случае она будет соответствовать 1-й черточке на оси Х и цифре 38 на оси Y.

После этого тьютор объясняет ребенку, что после каждых 10 полученных оценок он будет вместе с ним повторять эту процедуру для того, чтобы посмотреть, как ребенок растет и кто победит в этом соревновании: он — немного выросший, новый или он — бывший. Через некоторое время тьютор ненавязчиво напоминает ученику, что надо обязательно уследить момент, когда будет получена следующая 10-я отметка. После чего процедура повторяется.

Предположим, что новая порция отметок такова — 2, 3, 5, 4, 5, 4, 4, 5, 3, 4. Сумма этих оценок составит 39 баллов.

Внимание! Внешне вроде бы ничего не изменилось — тот же набор — 2, 3, 4, 5. Любой учитель скажет, что ученик учится так же, как и прежде. Но ведь он стал учиться лучше на 1 балл! Это важно! Это маленький успех!

Его надо заметить, отметить, похвалить и поставить в графике новую точку — по оси Х — цифра 2; по оси Y — 39. И провести линию, ведущую вверх — от прежней точки к новой. И пожелать ребенку в следующий раз поставить точку еще выше!

Практика показала, что эта простая процедура очень нравится детям — и первоклашкам, и старшеклассникам. Это помогает им стремиться превзойти самих себя, а не кого-то там еще.

Теперь еще один нюанс. Предположим, что ребенка очень волнует не общая успеваемость, а успехи по какому-то определенному предмету. Предположим, по математике. Тогда считать следует сумму оценок, полученных только по математике. Но в этом случае десяти оценок ждать долго. Лучше перейти на подсчет суммы пяти последних оценок. Тогда максимальная цифра на оси Y будет равна 25, а минимальная — 5.

Заметим, что можно вести подсчет одновременно по разным предметам и подсчет общей успеваемости, отводя для разных графиков разные странички. Можно линии, соединяющие точки, проводить красным фломастером — если линия резко восходящая (возрастание от 38 до 47 баллов!), зеленым — если немного восходящая (от 38 до 39), синим — если чуть-чуть нисходящая (38 — 36), черным (не дай бог!) — если резко падающая (38 — 31). Совместной с ребенком фантазии нет предела!

Кстати, это поможет ребенку и тьютору увидеть даже небольшое падение успеваемости, которое пока незаметно в общей массе оценок.

График, который начнет вычерчиваться в блокнотике, сам скажет ребенку, что он начинает проигрывать САМ СЕБЕ. Он скажет это убедительнее родителей или тьютора. И поможет исправить ситуацию.

Совершеннейшая метода

О работе тьютора можно говорить не просто много, а очень много.

Это работа, включающая в себя психологическое, координационное, социальное, организационное направления. Это организация продуктивного образования ребенка как сочетания проблемно-поискового, трудового и проектного подхода к образованию.

Это многогранная работа, требующая универсальных психолого-педагогических познаний, культуры и такта взрослого, суть которой более ста лет назад великолепно сформулировал П.Д. Юркевич: «Ученика не нудят, не толкают: им не командуют, и он находит себя самостоятельным и свободным. Но самоуправление созревающего человека находит... помощь... воспитателя, затрагивающего личность воспитанника такими мыслями, которые уже имеют своих друзей в сознании, совести и воле последнего... Помощь воспитателя состоит или в увеличении ясности и количества практических идей (наставление), или в доставлении лицу воспитанника опоры, которая находится в его прошедшем и будущем (напоминание, предостережение), или в искусстве заставить воспитанника проникнуть в свое внутреннее существо глубже, нежели это бывает при его ежедневном самонаблюдении (увещание), или в сообщении ему мнения о лучшем (совет), или в такой постановке всей его личности, вследствие которой тяжесть долга переходит в удовольствие права (просьба). Но едва ли можно сказать, что многие воспитатели владеют искусством воспитывать детей по этой совершеннейшей методе...»

Как видим, эта «совершеннейшая метода» суть сочетание психологии и педагогики...

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА,
профессор
Педагогического института СГУ
им. Н.Г. Чернышевского,
главный редактор альманаха
«Продуктивное образование»