Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Виктор СЛОБОДЧИКОВ,
доктор психологических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института развития дошкольного образования РАО

 

НОРМА В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Ни одно сообщество не может существовать без регулирующих механизмов. В нашем профессиональном сообществе эту функцию выполняет представление о норме. Психологическая наука утверждает, что норма развития есть, она объективно существует. И для ее определения используются соответствующие методологии, категории, техники, инструментарий.

Первое, с чего начинается изучение нормы, — размышление о том, насколько все мы похожи, одинаковы. И максимальная степень одинаковости начинает восприниматься как норма. А любая неодинаковость становится отклонением от нормы, патологией.

Кроме того, любая норма имеет культурно-историческую, социокультурную природу. В каждой культуре она рассматривается по-разному.

Европейская культура, европейский строй мысли сугубо рациональны. Если внимательно проанализировать наше восприятие действительности, наше мышление, то оно предстанет как структура субъект-объектных отношений. Это отражает и структуру нашего сознания.

Отсюда появились представление о статистической норме. Я в течение двадцати лет занимался диагностикой. В созданной под руководством Д.Б. Эльконина в 1968 году лаборатории диагностики психического развития детей РАО была выстроена концепция целостного представления о развитии ребенка, и в рамках этой концепции выстраивалась диагностика. Это была очень серьезная работа.

Разработка тестов началась раньше, в 20-е годы прошлого века, в рамках развития тестологии. Тогда создатели тестов взяли на себя ответственность с их помощью определять, нормально или ненормально развивается ребенок, есть ли у него отклонения или задержки в развитии. Но, к сожалению, этот эксперимент в силу ряда просчетов был провален.

В конце 50-х, когда психология в нашей стране стала возрождаться, был поставлен вопрос: а можно ли по-другому подойти к представлению о норме? В те времена получил распространение деятельностный подход. Возникла идея: если мы сможем грамотно фиксировать рациональный способ действий человека — это и будет свидетельствовать о норме. А несформированность, слом, искажение рационального способа действия — это нарушение. В процессе обучения рациональные способы действия можно найти везде: в письме, чтении, освоении любых учебных навыков.

Такой же подход был и к деятельности психолога: тот, у кого нет грамотно простроенного представления о логике действия, не может быть профессионалом.

Правильно это было или нет — вопрос неоднозначный. И здесь мы рискуем попасть в ситуацию Лисы из басни Эзопа. Ведь для нее виноград зеленый и невкусный не потому, что он незрелый, а потому, что его невозможно достать.

Мы очень часто ненавидим то, к чему не имеем доступа. Тогда мы начинаем говорить: я выше этого, я не так устроен. Поэтому нужно сначала освоить что-либо, а потом отказаться от этого. Но отказаться на полных основаниях, лично убедившись в этом. То же самое с методами, техниками, методологиями, технологиями в нашей сугубо гуманитарной сфере. Со временем и тестология заняла свое конкретное, инструментальное, но достаточно значимое место в европейской науке. Главное — учитывать уместность применения тестов. Для изучения первичного среза, для маркетинга тесты — замечательная вещь. Но на ее основе должна проводится иная, серьезная и содержательная работа.

Нельзя забывать, что во времена господства деятельностной парадигмы в психологии существовало обожествление рационального знания, материалистической идеологии. Человек в этой парадигме представал существом усеченным. Любимая шизофреническая тема психологии — о соотношении биологического и социального в человеке. К счастью, человек — не двумерный биосоциокультурный организм, а нечто более сложное. У него есть духовная сфера. То, что неправомерно называли личностью.

Категория личности — вообще не психологическая категория, она пришла из богословия. В свое время личность определяли как системное качество психики. А что стоит за этим словосочетанием, никто реально представить не мог. Да и сейчас не представляет.

И когда мы всерьез заговорили о гуманитарности, об антропологичности, о гуманитарных и антропологических практиках, методах, технологиях, отличая их от естественно-научных, то обнаружилось, что огромные пласты наших представлений, знаний, накопленных с великим трудом и разработанных великими умами, «поплыли», стали терять свою форму, свою научную безусловность, объективность. Критерии истинности, подлинности, которые прекрасно укладывались в концепцию рационального знания, в гуманитарной системе знания «не работали».

Оказалось, что совершенно непонятно: как быть с нормой в пространстве нашей гуманитарной деятельности? Ведь в гуманитарной системе представлений единственно нормальным может оказаться один-единственный человек. А все остальные по сравнению с ним будут «идти не с той ноги».

Возникла серьезная проблема: как совместить наши гуманистические представления с существующими представлениями об условно-статистических, социо- и культурно-исторических и уникально-единичных нормах. Ведь по Божьему замыслу в каждом из нас заложена своя, особая норма. И жизненная задача каждого человека — выйти на собственную норму.

Это тяжелейший труд, и на практике мы, как правило, стараемся избегать этого. Нам бывает достаточно придерживаться общечеловеческих норм, и мы не всегда хотим остановиться и вслушаться: а в чем состоит моя, особая норма?

Проблема, которая сегодня не только обсуждается, но и практически решается: вопрос о возрастно-нормативных моделях развития. В них закладывается представление о норме, которое предполагает какие-то обязательные критерии развития. То есть это не вкусовое отношение к уровню развития ребенка.

Психология, как система рационального знания, строила свои представления, эксперименты, практику по образу естественных наук. Всех интересовали субъект-объектные представления: состояние объекта на момент исследования. Но суть любого развития, в том числе развития ребенка, в становлении, преображении, преобразовании. А как этот живой механизм представить и удержать в рациональной модели?

Существующие периодизации лишь констатируют то, что есть на данный момент. Или определяют интервалы, во время которых должны произойти определенные изменения. Но из того, что я смогу увидеть в определенный момент времени, исчезает главное — смысл. А почему так, а не иначе? Есть целый ряд вопросов, без ответа на которые многое теряет смысл.

Я вижу четыре основных вопроса, на которые должен искать ответ современный психолог, работающий в гуманитарной парадигме.

Почему? — вопрос о причине.

Для чего? — вопрос о цели.

Во имя чего? — вопрос о ценности.

Во имя кого? — вопрос о смысле.

Как только мы эти вопросы начинаем рассматривать по отдельности, мы теряем общий смысл. Надо их удержать вместе и искать ответы на них одновременно.

Приблизиться к решению этой проблемы во многом удалось в рамках построения нормативной периодизации становления субъектности в интервале индивидуальной жизни ребенка, которую мы с коллегами из Российской академии образования продолжаем разрабатывать. Познакомившись с ней, умные педагоги сказали: вы получили некую шкалу, относительно которой мы можем построить свое грамотное педагогическое действие.

На основе этой периодизации возрастной психолог может выстроить модель нормального хода развития ребенка, а педагог может построить сообразную возрасту развивающую образовательную программу. Таким образом, происходит разделение сфер влияния этих двух специалистов. За возрастно-нормативное отвечает психолог, а возрастно-сообразное — педагог.

И между ними нет войны, исчезают взаимные обвинения, непонимание. В рамках этого подхода между педагогом и психологом появляется понимание, поскольку каждый остается в своей профессии. Педагогу не надо становиться психологом, а психологу — педагогом.

Другое дело, что все эти модели не покрывают все знания о человеке. Но в них объясняется, чего мы хотим от ребенка, и определяется, что для этого надо сделать. Это иной, противоположный полюс в понимании нормы развития: не констатация того, что есть, а фиксация в виде индивидуальной образовательной траектории того, что может или должно быть.

Наглядной иллюстрацией этого подхода является определение, данное мной в содружестве с
Г.А. Цукерман: «Норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно для каждого человека в его обстоятельствах».

Подготовила Ольга РЕШЕТНИКОВА

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта AllFirm.com. Если Вы хотите привлечь новых деловых партнеров, поставщиков или дилеров, то больше не надо тратить время на утомительный поиск контактов предприятий. Посетив сайт allfirm.com, Вы найдете полный каталог компаний, фирм и предприятий из самых разных сфер бизнеса.