Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ТЕРАПИЯ КИНОИСКУССТВОМ

Методы повышения
психологической компетенции педагогов

Путь к обновленной педагогике —
это мобилизация всех культурных ресурсов.

Е.А. Ямбург

Формулируя основные задачи школьного психолога, доктор психологических наук Ю.З. Гильбух в конце 1980-х годов на первое место поставил «повышение психологической культуры учителей, родителей и учащихся». Залогом успешной работы психолога с педагогами и родителями является многообразие применяемых им форм и методов. Различные формы взаимодействия могут одновременно являться активными методами обучения, направленными на создание в семье и школе благоприятного психологического климата.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Деятельность учителя, воспитателя становится напряженной, когда она воспринимается, понимается, оценивается как трудная и сложная. Педагоги подвержены эмоциональному выгоранию — приобретенному профессиональному поведению, которое связано с экономным расходованием энергетических и эмоциональных ресурсов, снижением эмоциональной чувствительности к людям и ситуациям. В результате педагог «закрывает глаза», «не обращает внимания», «бережет нервы», проявляет безразличие, равнодушие и душевную черствость, у него снижены сопереживание, соучастие, интерес к окружающей действительности.

Повышение психологической культуры педагогов способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.

Одной из популярных форм достижения этого являются тренинги. Разнообразие приемов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффективно работать с учителями и воспитателями.

ЦЕЛЕБНЫЙ МЕТОД

Кинотренинг — одна из форм групповой работы, которую мы вам хотим предложить. Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием «терапия искусством». Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами.

Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по-своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру. Можно сказать, что кинотерапия как один из целебных методов воздействия на психику человека возникла одновременно с появлением кинематографа. Актеры немых фильмов предоставляли публике возможность быть в кинозале героями любовных историй, совершать великие подвиги, переживать жизненные крушения, быть участниками нелепых и комических ситуаций. Великая сила кинематографа заставляла людей страдать и восхищаться, смеяться и плакать. Без единого слова фильмы открывали перед человеком удивительный мир, где он мог прожить любую жизнь и испытать любые чувства, оставаясь при этом защищенным темнотой зрительного зала. Кинематограф, так же как и другие виды искусства, был замечен психологией и «возделан» ею. Этот естественный и доступный способ «лечения души» был подкреплен психологическими теориями, под него подвели методологическую базу, опробовали на практике и таким образом сделали его одним из психотерапевтических методов.

В чем разница между кинотренингом и стандартной формой групповой работы? При обычной форме групповой работы жизнь там присутствует в вашей интерпретации — вы рассказываете и исследуете трудные для вас ситуации, напряженные отношения и пр. Трудность в том, что не каждый может откровенно рассказать о сокровенном в присутствии других людей. При этом, как мы понимаем, те же ситуации (отношения) в глазах другого человека могут иметь прямо противоположную трактовку или он может при анализе обращать внимание на совсем иные элементы.

Рис. Е. МедведеваДля того чтобы адекватно осознавать реальность, надо иметь навыки работы с ней. Эту возможность дает исследование киноматериалов. По анализу фильма видно, что обычно человек объясняет действия героев исходя из своих проекций (особенно если происходит психологическое слияние с кем-либо из персонажей), и поэтому практически не замечает тех нюансов поведения, которые указывают на иную трактовку действий, иные движущие мотивы. В процессе кинотренинга человек учится выявлять и выстраивать логику поступков, видеть их скрытую мотивацию, объяснять поведение человека, основываясь на его характеристиках, а не на своих проекциях.

Если хочешь улучшить свою жизнь, научись ее анализировать. Впрочем, безусловно, исследуя киноматериалы, вы работаете также и над собой — тренируете свои интеллектуальные навыки, улучшаете наблюдательность, расширяете набор стереотипов поведения, изменяете принципы стереотипизации. Причем такая форма работы позволяет проделывать это, не вытаскивая напрямую на обозрение проблемы личности, как в стандартных тренинговых группах. Положительным моментом кинотренинга является тот факт, что участники группы получают возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является киноперсонаж.

Целительные свойства кинотерапии воздействуют чаще всего на бессознательную сферу и основаны на работе нескольких психологических механизмов. Однако прежде, чем описать их, необходимо сказать о том, что все механизмы тесно связаны между собой, взаимопроникая и дополняя друг друга. Понятие «механизм» здесь также весьма условно, так как оно означает одновременно и условие кинотерапии, и ее психологическую суть.

ШЕСТЬ МЕХАНИЗМОВ

Итак, терапевтические свойства воздействия киноленты на человека определяются, во-первых, механизмом проекции. Фильм в этом случае является тем полотном, на которое не только режиссер, но и зритель (клиент) может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает клиенту перенести содержание внутреннего мира вовне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни. Такая проекция своих забот или психологических затруднений облегчает работу над ними. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать», поэтому «отделение» проблемы, проецирование ее на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, помогая клиенту увидеть себя как бы со стороны (в консультировании, например, этот эффект достигается благодаря перефразированию или другим навыкам активного слушания).

Во-вторых, в кинотерапии активно работает такой механизм, как идентификация, который, несомненно, связан с проекцией. Благодаря проекции и идентификации человек выбирает такого киногероя, который ему наиболее близок в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и пр. Клиент, выбирая героя и идентифицируясь с ним, проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения становятся как бы общими — либо спроецированными на героя, либо позаимствованными у него.

Понятно, что за счет этих двух психологических механизмов клиент эмоционально включается в происходящее на экране. И здесь стоит помнить о том, что хоть ситуация в кинофильме и вымышленная, но чувства у клиента всегда настоящие. Поэтому золотое правило консультирования — «здесь и сейчас» — может быть выражением третьего механизма, задействованного в кинотерапии. Другими словами, целебный эффект этого вида арт-терапии достигается еще и потому, что дает личности возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни.

Представляется важным рассмотреть еще один механизм, основанный на законе «фигуры и фона». В соответствии с ним клиент выберет в фильме ту ситуацию (или героя, наиболее запомнившийся эпизод, фразу), которая является для него «фигурой», то есть чем-то наиболее значимым в данный момент.

Это можно отнести к пятому механизму, работающему в кинотерапии, — актуализации значимой проблемы (потребности). Таким образом, фильм не только помогает актуализировать скрытые проблемы, что необходимо для эффективной терапии, но и удовлетворяет различные потребности личности.

Говоря об удовлетворении потребностей, следует отметить, что кинотерапия стремится к их удовлетворению через позитивные фильмы (например, снятие стресса через смех или получение острых впечатлений через фильм с авантюрным сюжетом). Это одно из правил кинотерапии, о которых будет сказано позже. Понятно, что за рамками кинотерапии, использующей созидающий потенциал фильмов, потребности могут удовлетворяться личностью и другими, разрушительными способами — через фильмы со сценами насилия, жестокости, агрессии, ужасов и др.

И наконец, еще один важный механизм не только кино-, но и других видов арт-терапии (а также всех проективных методов) — это так называемая «маска». Как мы помним, потребность в безопасности является для личности одной из самых важных, особенно значимой она становится при обращении к болезненным, травмированным или ослабленным сторонам души, что часто происходит на консультировании и терапии. Клиент в такой ситуации ищет возможность психологически спрятаться, найти защиту от пугающих переживаний и разрушения. В кинотерапии такой защитой и служит «маска», то есть образ киногероя и осознание того, что это — всего лишь фильм, а значит, все происходящее неправда и уж тем более «не моя жизнь». Возможность оставаться «скрытым» дает клиенту возможность проникать в мир собственных чувств с наибольшей осторожностью и выдерживать ровно столько, сколько он может выдержать в данный момент.

БОГАТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Таким образом, используя просмотр позитивных кинофильмов в качестве терапевтического материала, мы видим, что они не только оставляют ощущение истинного наслаждения и обогащают духовную сферу личности, но и содержат в себе огромный целительный потенциал, который открывает широкие возможности для психотерапии. Помимо этого, в фильмах содержится богатый обучающий материал, позволяющий развивать социальные и культурные стандарты, а также нравственные и моральные нормы. Несомненно к тому же, что этот вид арт-терапии позволяет познакомиться с мнением других людей, что значительно расширяет спектр представлений о себе и мире.

В связи со столь богатыми возможностями, которые предоставляет кинематограф для оказания психологической помощи, Т.И. Сытько выделяет следующие цели, которые определяют вид кинотерапии и, соответственно, особенности ее проведения.

1. Развитие психологической компетентности. В задачи этого вида входит знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и пр.) и обучение взаимодействию с ними.

2. Развитие интеллектуальных навыков. Здесь основной задачей является тренировка внимания, памяти, наблюдательности, навыка формулирования мысли, слушания, логического мышления.

3. Развитие эмоциональной сферы. Этот вид кинотерапии ставит своей задачей обучить клиентов навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).

4. Развитие навыков решения проблем. В данном случае психологическая работа с фильмом позволяет увеличить количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар у членов группы (например, пятьдесят способов признаться девушке в любви).

5. Снятие стресса. Как видно из названия, такая кинотерапия позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.

6. Самоанализ. В сущности, это направление наиболее полно отражает понятие «киноТЕРАПИЯ», так как именно здесь задачами являются обучение навыкам глубокой рефлексии, самоосознания и самоанализа, а также психотерапевтическая проработка психологических проблем.

7. Обучение расшифровке символического ряда. Это один из самых интересных видов кинотерапии, так как он позволяет научиться работать с символами, которые используются в фильме. «Работать» в данном контексте — значит видеть эти символы, понимать их значение и уметь расшифровать смысл, которым они наполнены. Такое обращение к символическому ряду фильма позволяет не только сделать кинотерапию более глубокой и познавательной, но и увидеть волнующие проблемы в другом ракурсе, а также научиться замечать символику в повседневной жизни.

ТОНКОСТИ ВЫБОРА

Как мы видим, возможностей у кинотерапии очень много. Но их реализация зависит не только от профессионального мастерства психолога, но и от правильного подбора фильма. И здесь существует ряд тонкостей.

Во-первых, фильм должен быть позитивным. «Позитивность» фильма определяется многими характеристиками: первым (интуитивным) впечатлением от него, наличием жизненной правды, органичностью сюжетного и образного ряда, эстетическими переживаниями и др. Но главный критерий, который можно выделить для отбора фильма, весьма прост: фильм должен учить высшим ценностям (добро, любовь, правда, терпение, красота), нести в себе гуманистические идеалы (свобода, ответственность, смысл), ставить перед зрителем (клиентом) нравственные вопросы («свобода и вседозволенность: где между ними грань?», «что лучше: слушать свое сердце или сохранить репутацию?», «как истинное отличить от ложного?»).

Во-вторых, фильм должен соответствовать целям кинотерапии, а также учитывать возраст, уровень образования и психологическую ситуацию клиентов. При работе с педагогами и родителями можно использовать следующие фильмы:

«Билли Эллиот» — лучший британский фильм 2000 г.; престижные международные премии; признан во многих странах мира как лучший педагогический фильм последнего десятилетия XX века.

Чем должен увлекаться сын шахтера? Сомнений нет: боксом, и только боксом. Но у 11-летнего Билли Эллиота на этот счет было свое мнение — он был влюблен в... балет. Его отец и старший брат Тони впадают в ярость, когда узнают, что он «променял» бокс на менее «мужественный» балет. И только преподаватель балета миссис Уилкинсон поддерживает Билли в его желании танцевать, и он получает шанс поступить в Королевскую балетную школу.

«Саймон Бирч»

Рис. Е. МедведеваСаймон Бирч – карапуз с большими амбициями. Когда мальчик родился, врачи заявили, что он не проживет и дня. Но Саймон прожил этот день, затем месяц, потом — годы. Самый маленький житель в своем городе, он уверен, что рожден для великих дел. Саймон убежден: скоро он совершит подвиг... правда, еще не знает, какой. Пока же будущая знаменитость терроризирует своего учителя и местного священника, убеждая несчастных взрослых в собственной уникальности. А между тем настоящий подвиг уже ожидает своего героя, и вовсе не там, где его ищет малыш...

«Война» — антивоенная драма (Илайджа Вуд и Кевин Костнер)

Взрослеющий сын хочет, чтобы его отец, ветеран войны во Вьетнаме, был настоящим героем, но отца мучит комплекс вины за то, что он предал умирающего товарища. Оба опустошены войной: отец — той, большой, что в прошлом, сын — битвой местного значения, которую ему приходится вести с подростковой бандой. И хотя эти вещи несравнимы, война есть война — она убивает, калечит души, разжигает национальную, расовую, биологическую ненависть в людях — и ее лицо всегда отвратительно. в рамках авторской мастерской возможна демонстрация 10–15-минутных роликов указанных фильмов.)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Рассмотрим подробнее, как могут проходить кинотренинги по развитию эмпатии.

Эмпатия играет большую роль как в межличностном общении, так и в социальной адаптации, позволяя человеку, оптимально поняв другого, наилучшим образом построить свои взаимоотношения с окружающими. Это часто является особенно актуальным для педагогов.

Основой других видов кинотренинга является интеллектуальный анализ ситуации (выстраиваются версии увиденного, разбираются действия героев, выявляется их мотивация), а на этих занятиях внимание направлено на эмоциональное состояние как участников, так и персонажей фильма.

Действие можно организовать следующим образом.

1. После просмотра киноленты участники по кругу высказывают чувства, которые вызвал фильм, и указывают наиболее запомнившиеся эпизоды, описывая вызванную этими эпизодами эмоциональную реакцию. Таким образом происходит настраивание группы на работу с чувствами, ставится акцент на эмоциональном способе восприятия.

2. Поскольку во время просмотра каждый член группы обычно психологически соединяется с кем-нибудь из героев (с тем, кто наиболее близок по поведенческим и эмоциональным реакциям), то следующий шаг — указать ситуации в фильме, при которых он (член группы) наиболее сильно сопереживал герою, ощущал себя на его месте. Дается задание обсудить эти ситуации с точки зрения эмоциональной значимости — чем они вызваны, почему присоединение было наиболее полным именно в данных конкретных случаях.

3. Все предыдущее — лишь настрой, подготовка к третьему этапу. А его задача — разбудить способность эмпатически соединяться с абсолютно различными людьми, которые могут быть эмоционально и поведенчески совершенно не близкими участнику тренинга. Для этого, выбрав одного из психологически «чуждых» персонажей, участник должен найти в нем что-то эмоционально близкое (вспомнить ситуации, в которых он был наиболее эмоционально близким) и затем попытаться ощутить и описать его чувства в различные моменты фильма. Диагностика успешности психологического соединения проводится с двух сторон: с одной стороны – ведущим, а с другой — тем из участников, которому этот герой наиболее психологически близок (надо отметить, что эта задача не всегда решается сразу даже у наиболее эмпатически развитых участников группы).

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ БЕСЕДЫ

Прежде чем вынести фильм на обсуждение группы, терапевт просматривает его несколько раз сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сюжета, основных символах и даже фразах. Важно, чтобы психолог мог восстановить фильм в памяти с любого момента.

Во время групповой беседы обсуждаются впечатления от просмотренного фильма (чувства, мысли), анализируются герои, их поступки, то, что показалось символичным, обозначаются наиболее запомнившиеся эпизоды. Это помогает ведущему вычленить значимую для каждого проблематику и с ее учетом подбирать фильмы для следующих занятий. Кроме того, в ходе выполнения этого задания члены группы обнаруживают значительную разницу в восприятии и расстановке акцентов и осознают это. Как выясняется, изначально многие уверены, что восприятие фильма и его эпизодов у всех в кругу одинаково. Обсуждаются также нравственные проблемы, которые затронул этот фильм, или наиболее актуальные темы (например, «смерть», «потеря», «любовь к матери», «преступление»).

Следует помнить о том, что групповая дискуссия на тему фильма может содержать в себе опасность искусствоведческого уклона. Это одна из ловушек кинотерапии: вместо обращения к собственным чувствам и переживаниям участники могут обсуждать игру актеров или режиссерские промахи. В этом случае очень важно не забывать о целях кинотерапии и возвращать к ним группу.

Для более полного самоанализа можно использовать не только беседу, но и рисование (чувств, героев фильма, нравственных дилемм), а также элементы психодрамы, где участники группы, становясь героями фильма, разыгрывают наиболее значимую или непонятную ситуацию (сцену) из фильма.

В конце обсуждения, подводя итоги, можно поговорить о том, чему научил этот фильм, какой главный урок вынес каждый участник кинотерапии. Например, Форрест Гамп в конце одноименного фильма спрашивает: «Есть ли судьба, или все мы летим по жизни как перышко по ветру?» А как бы ответили на этот вопрос вы?

Олег БЫСТРИЦКИЙ,
педагог-психолог МОУ СОШ № 11,
г. Байкальск,
Иркутская область

Рисунки Е. Медведева