|
Александр Шувалов
|
|
«Как вы считаете, какая из профессий
оказала наибольшее влияние на развитие
человеческой цивилизации в XX веке?» —
неоднократно спрашивал я у коллег и слышал в
ответ самые разные и вполне резонные точки
зрения. В потоке мнений среди прочих как-то
затерялась профессия инженера — одна из самых
востребованных, чей авторитет, между прочим,
сегодня непререкаем. Лично я отдаю пальму
первенства ей. Ведь благодаря полету инженерной
мысли самые смелые и казавшиеся невероятными
идеи получили реальное воплощение. Чем
инженерный навык может быть интересен и
поучителен нашему профессиональному сословию?
Полагаю, что гармоничным сочетанием
эвристичности и систематичности мышления,
конструктивности и мастеровитости, благодаря
чему замыслы материализуются, нередко
превосходя ожидания.
ЗНАНИЕ, ВЫДУМКА,
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ
Как определить суть?
Практический психолог в рамках своего
профессионализма должен быть вооружен знанием «что
делать?» (содержание профессиональной
деятельности), «каким образом?» (средства
и способы работы), «на каких основаниях?» (базовые
научные представления, правовые и этические
нормы) и «ради чего?» (исходные
профессионально значимые ценности).
Эти вопросы фиксируют координаты инжиниринга
профессиональной деятельности. Термин
«инжиниринг» является производным от латинского
ingenium — знание, выдумка, изобретательность и
означает конструктивное оформление
(выстраивание) деятельности специалиста или
подразделения; доведение профессиональных
замыслов до этапа их практического
осуществления; систему мер по подготовке и
организации практической работы.
Определяясь с содержанием персональной
деятельности, педагогам-психологам следует
учесть одно существенное обстоятельство:
практическая психология не имеет однозначного
понимания. Выделены два наиболее общих
определения, которые отражают суть ее задач и
пути их решения: во-первых, практическая
психология представляет собой психологическое
обеспечение различных сфер деятельности —
здравоохранения, образования, производства и др.,
во-вторых, создает особую сферу психологических
услуг. Два типа задач представлены в структуре
психологической службы образования в виде прикладного
и практического аспектов. Специфика
прикладного подхода — изучение психологической
реальности в интересах педагогической
деятельности; практический аспект предполагает
организацию непосредственной работы психологов
с этой реальностью в системе образования.
Педагогическая или, например, клиническая
деятельность имеют давние профессиональные
традиции и признание среди людей. Они не только
научно описаны, но и по-житейски понятны:
преподаватель — учит, врач — лечит. Можно ли дать
лаконичное определение деятельности психолога?
Мы провели экспресс-анализ вопроса, предлагая
односложно определить суть работы практического
психолога. Среди опрошенных были
профессиональные психологи, студенты,
получающие базовое психологическое образование,
и люди, не имеющие к профессии психолога прямого
отношения. В итоге все три категории
респондентов в большинстве своем дали
определение: «практический психолог — тот, кто
помогает...»
В разных аспектах
Результаты упомянутого опроса можно
использовать в качестве аргумента и определить
функцию практического психолога как оказание
квалифицированной психологической помощи. Получается,
что в прикладном аспекте в ней заинтересованы
другие специалисты. Благодаря кооперации с
психологом их деятельность согласуется с
закономерностями душевной жизни людей,
становится еще более осмысленной и эффективной.
Особое значение это имеет для гуманитарных сфер,
прежде всего — образования и здравоохранения.
Можно сказать, что психологи, использующие
технологии сопровождения, помогают педагогам
обучать и воспитывать детей; врачам — лечить и
восстанавливать людей после болезни.
В практическом аспекте психолог помогает уже
не специалисту — учить или лечить, а
непосредственно другому человеку (по
распространенному в профессиональной
субкультуре определению — «клиенту») учиться,
лечиться, интегрировать жизненный опыт прошлого,
рефлектировать настоящее, проектировать
будущее, стойко переживать проблемные ситуации и
использовать их для своего развития, повышать
качество индивидуальной жизни, наполняя ее
смыслом.
В прикладном аспекте работа педагога-психолога
ориентирована на цели и ресурсы
образовательного учреждения. Ключевые позиции
здесь занимают педагоги. Функция психолога —
содействовать работникам образования в
грамотном использовании психологических знаний
и эффективном решении педагогических задач. В
практическом аспекте психологическая помощь
реализуется в ответ на запрос со стороны детей
или родителей. Здесь работа педагога-психолога,
действующего в интересах ребенка, нацелена на
своевременное предупреждение или преодоление
конкретных психологических проблем и
оптимизацию родительско-детских отношений в
рамках системы семейного воспитания.
Правовые основания профессиональной
деятельности определены в нормативных
документах, моральные нормы отражены в кодексе
профессиональной этики, с ними нужно
ознакомиться и принять к сведению, научиться
руководствоваться ими. В методологии,
высвечивающей цели и возможности практики и в
этой связи назначение и механизмы действия
методик, важно разобраться.
Альфа и омега
Так уж повелось, что практические психологи, с
неизменным энтузиазмом пополняя багаж
диагностических методик и коррекционных
приемов, сосредоточиваются, главным образом, на
процедурной части работы. Иногда случаются
курьезы, когда не цели деятельности мобилизуют
адекватные инструментальные средства, а скорее
наоборот, когда эффектность подменяет
эффективность. А это — верные признаки
профессиональной близорукости и
самонадеянности, от которых предостерегал еще
Л.С. Выготский, называя их «фельдшеризмом».
Профессиональное мышление необходимо
тренировать, методологическую рефлексию —
развивать. И начать можно с выделения
смыслообразующего и системообразующего понятия
как доминанты своей профессиональной
деятельности, которое
• наиболее точно, полно и емко выражает
конкретный профессиональный замысел;
• определяет цель и описывает
предполагаемый результат деятельности;
• фиксирует условия и средства достижения
результата;
• позволяет вывести критерии и способы
оценки эффективности работы.
В качестве примеров можно назвать такие научно
проработанные понятия, как «психологическая
культура», «психологическое здоровье»,
«психологическая готовность ребенка к школе».
При обращении к тем или иным психологическим
теориям и методам чрезвычайно важен «взгляд
вглубь» — вплоть до ценностных оснований. Ни
содержание, ни способы работы психолога (как и
любого специалиста гуманитарного профиля), по
сути, не являются идеологически нейтральными: за
ними всегда (чаще всего имплицитно) стоят те или
иные ценности и идеалы.
Недооценка роли ценностного плана может
приводить к «скрытым» результатам работы,
которые не только не планируются, но и, возможно,
вступают в противоречие с намерениями
специалиста. Поэтому и требуется
мировоззренческое усилие, направленное на
выработку системы взглядов, принципов и
убеждений, определяющих профессиональную
позицию; на осмысление современных
социокультурных тенденций1 и
оценку их влияния на здоровье и развитие детей;
на определение ценностных приоритетов и
постановку профессиональной сверхзадачи.
Здесь стержневым является вопрос «ради чего?»
— как точка отсчета, альфа и омега
профессиональной деятельности, как индикатор
личностной зрелости специалиста, ибо на этот
вопрос отвечать словами, не становящимися
делами, грешно: «ПУСТЬ ТВОЕ «ДА» БУДЕТ «ДА», А ЧТО
СВЕРХ ТОГО, ТО ОТ ЛУКАВОГО».
1 Попытка решения этой задачи
была предпринята автором на II Неделе школьной
психологии (см. Шувалов А.В. Присоединимся к
меньшинству // Школьный психолог, № 3, 2006).
Александр ШУВАЛОВ,
кандидат психологических наук,
руководитель психологической службы
ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово»,
Москва
www.lefort.ru
|