ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ
|
Александра
Теплицкая
|
Мы с коллегой провели сутки
в поезде, пока добирались до места проведения III
Всероссийской недели школьной психологии.
Разговор зашел о специфике профессии школьного
психолога. Чем дольше я работаю в школе, тем
больше осознаю отличие школьного психолога от
психологов ПМС-центров, семейных консультантов,
бизнес-тренеров и др. Школьный психолог
поставлен в достаточно жесткие рамки. Он не
обладает административными функциями, у него нет
возможностей психотерапевта, семейного
консультанта. Непосредственная включенность в
школьную жизнь накладывает на психолога ряд
серьезных ограничений, но она же дает в руки
грамотного специалиста такие инструменты,
которых нет у специалистов в смежных областях.
Школьный психолог, как никакой другой, имеет
возможность влиять на социально значимое
окружение школьника — его сверстников,
педагогов, администрацию.
Решая профессиональные задачи, мы используем
как прямое влияние на ребенка (индивидуальные
консультации, тренинги, уроки психологии,
психологические игры), так и косвенное —
взаимодействие с его окружением (родительские
собрания, семинары, тренинги для педагогов), а
также создание ситуаций, работающих на ребенка.
Но если специальным психологическим процедурам
обучают в институтах, их регистрируют в рабочих
журналах, то приемам косвенного влияния в
профессиональной литературе и учебниках уделено
гораздо меньше внимания.
Очевидно, что школьный психолог так или иначе
со средой работает. Но всегда ли у него есть
возможность обдумать этот опыт, как-то его
структурировать? Мне кажется, что действует он в
такой ситуации скорее интуитивно. Вот эти
размышления и привели меня к неожиданной для
самой себя идее обсудить этот вопрос с коллегами,
а формат «Гайд-парка», предложенный
организаторами III Всероссийской недели школьной
психологии, как нельзя лучше подошел для этого.
Попытка обобщить и систематизировать и свой
опыт, и опыт коллег в этой области и стала целью
встречи, названной «Возможности школьного
психолога в работе со средой». В данном случае
под работой со средой я подразумеваю
опосредованное влияние на ближайшее значимое
окружение ребенка с целью создания
благоприятной для него ситуации развития. То
есть в отличие от традиционной схемы психолог —
ребенок, где психолог использует
профессиональные приемы и методы влияния в
специально заданном пространстве (кабинет
психолога, тренинговый зал), в средовом подходе
работает схема психолог — окружение — ребенок,
где пространство влияния — школа, а средства
влияния не связаны с какой-либо отдельной
профессиональной позицией.
Встреча началась с небольшой разминки, затем
участники разделились на группы, каждая из
которых обсудила возможные варианты решения
конкретных проблем в свете средового подхода.
Проблемы, предложенные самими участниками для
обсуждения, были самые разные: появление в классе
ученика, имеющего особенности в развитии, потеря
авторитета взрослых у группы учащихся, нарушение
контакта между девочкой-подростком и ее мамой.
Спектр предложенных каждой группой вариантов
решения проблем с использованием косвенного
влияния был разнообразен. К сожалению, на самое
главное — обобщение полученного материала —
времени не хватило.
Уже приехав домой, я вернулась к этим записям. И,
внимательно просмотрев их, поняла, что во всех
предложенных решениях прослеживается общая
структура. В итоге удалось выделить несколько
приемов, часть из которых предполагает
использование в целях решения психологических
задач традиционных школьных мероприятий:
– Участие в классических школьных
мероприятиях: конкурс, викторина, выпуск
стенгазеты. Таким образом психолог получает
возможность привлечь внимание детей и взрослых к
какой-либо проблеме или событию. Для кого-то из
участников такое мероприятие может стать
хорошей поддержкой. Пример: организация конкурса
на лучшего учителя — с целью повышения рейтинга
учителей; выпуск фотогазеты на тему прошедшего
похода, где видны значимые дела
ребенка-аутсайдера. Или конкурс сочинений (с
участием детей и родителей) «Моя первая
учительница» как возможность повышения рейтинга
учителей начальной школы.
– Участие в «корпоративных» мероприятиях –
совместных поездках, походах и пр. Это классика и
школьной, и корпоративной культуры. Целью таких
мероприятий является сплочение коллектива.
Пример: организация совместных выездов на
экскурсию (учащиеся, ученики, родители),
совместный поход (с активным участием родителей
ребенка-аутсайдера).
– Работа над имиджем педагогов и учащихся. Для
того чтобы наладить доброжелательные отношения
между ребенком-изгоем и остальными детьми
класса, важно донести до школьника или его
родителей мысль о том, насколько важно следить за
внешним видом, одеждой, стилем — дети очень чутко
обращают на это внимание. изменение стиля
педагога (его внешнего вида, манер, речи) также
может существенным образом сказаться на его
взаимоотношениях с детьми и коллегами.
– Влияние на детский коллектив через
неформальных лидеров класса. Например, если в
классе ожидается новенький с особенностями в
развитии, в первую очередь важно, чтобы позитивно
и доброжелательно были настроены именно лидеры
класса.
|
Оказалось,
что работа с окружением ребенка
может быть очень интересной
|
– Подарок — как подтверждение хорошего
отношения. Это могут быть специально сделанные
детьми подарки будущему новенькому (как традиция
класса), а может быть просто внимание, проявление
симпатии к ребенку со стороны значимого для
детей взрослого.
– Создание ситуаций успеха в учебной или
внеучебной деятельности. Например, победа в
каком-либо конкурсе, соревновании, положительная
оценка деятельности со стороны значимых
взрослых и пр.
– Передача ответственности (ответственная
роль в каком-либо школьном мероприятии,
проектной работе).
– Организация внутришкольных сообществ. Целью
может быть создание референтной группы для
подростка или легализация какого-то увлечения.
Например, создание фан-клуба любимой певицы.
Безусловно, приведенные выше примеры не
охватывают всех возможных вариантов, скорее это
обобщение конкретного опыта участников
обсуждения.
Хочу выразить огромную благодарность моим
соавторам — тем людям, которые откликнулись и
приняли участие в обсуждении. Очень хочется
надеяться, что у участников встречи остались
приятные впечатления от общения с коллегами, а
также появились интересные идеи о способах и
приемах работы и желание их реализовывать.
Александра ТЕПЛИЦКАЯ,
педагог-психолог
НОУ СОШ «Росинка»,
Москва
|