Потом я много читала об этом феномене. Феномене уникальности человеческого общения, поддерживающего и сопровождающего поведения, понимающей педагогики. Феномене сочетания индивидуальных интересов и общей цели творческой деятельности. Феномене умения уважать Себя и Другого. Я так увлеклась этой идеей, что она стала одним из ключевых моментов моей научной работы. И одна из моих аспиранток, Е.А. Максимова, защитила диссертацию, изучив вопрос формирования умений командного взаимодействия. Но после смерти Олега Семеновича Газмана я ни разу не ощутила себя участником команды. Даже стала думать, что это было одно из моих заблуждений, некий оптимистический максимализм, идеалистическое теоретизирование. И вот в «Орленке» я убедилась, что КОМАНДА существует на самом деле. Команда Марины Ростиславовны Битяновой. Команда, работающая свободно, слаженно, на высочайшем уровне взаимопонимания и взаимоподдержки. Команда как со-общество замечательных, даже не личностей, а индивидуальностей и универсумов, пользуясь терминологией В.И. Слободчикова. Для меня это самое яркое и самое значимое впечатление... Впечатление второе,
|
Выступление команды КВН |
Я уже писала выше, что впервые опыт работы в команде получила на сессиях-погружениях О.С. Газмана. И мне очень хочется предостеречь участников Недели от того, что мне самой и моим коллегам пришлось пережить по возвращении в родные школы (внимание: это никак не повлияло на наше восхищение семинарами и безграничную благодарность их организаторам!). Схожесть ситуаций, я надеюсь, будет видна с первых же строк.
Захваченные услышанным на лекциях и прожитым на тренингах, учительницы (да, как всегда на педагогических «тусовках» большинство составляли дамы), возвращаясь в свои родные школы, мечтали начать работать по-другому, рассказать коллегам о том, что они узнали и почувствовали, по-человечески пообщаться с ними...
Однако не всякий женский коллектив адекватно воспринимает светящиеся от счастья глаза своих коллег. Общественное мнение сводилось к кулуарным фразам: «Пока мы тут работали, да еще и их заменяли, они там на лекциях отдыхали!» На педагогических чтениях, которые мы еще в дороге подготовили для того, чтобы рассказать коллегам об услышанном, прочувствованном, показать им новые книги, прозвучали ответные реплики типа: «Ну и что вы нам тут рассказываете? Мы это все уже давно делаем: детей любим, по головке гладим, об их семьях все знаем!»
Как видим, мы столкнулись с защитной реакцией коллег. Но, поскольку педагогическая поддержка начинается с умения выслушать другого человека, представить себя на его месте, проявить эмпатию, мы попробовали представить себе их ощущения.
Ну во-первых, администрация не их отправила в командировку в Москву (я имею в виду не «Орленок», а сессии Газмана). Не очень приятно...
Во-вторых, им действительно пришлось нести двойную нагрузку. Тоже не сахар.
В-третьих, ориентируясь на традиционные курсы повышения квалификации, которые проходили по схеме: посиди до обеда на лекции — и домой, а что ты услышал и понял ли — не наша головная боль, учителя не могли понять физическую и психологическую нагрузку сессий О.С. Газмана, занятия на которых длились ежедневно до 22.00, а после слушатели устраивали спонтанные обсуждения дневных событий, затягивающиеся порой за полночь (ну вот, я же предупреждала — все очень-очень похоже!). И это была не их прихоть, а необходимость за короткий промежуток времени перевернуть с ног на голову свои взгляды на ребенка, на свою деятельность, на смысл своей профессии...
В-четвертых, коллеги защищали свою профессиональную компетентность, ведь трудно сознавать, что ты всю жизнь работал-работал, а тебе доказывают, что не так, как надо!
Но самое главное, многие из нас еще не научились, рассказывая, не захлебываться в эмоциях, оставляя в тени первостепенное — смысл прочувствованных изменений и их позитивное влияние как на профессиональную деятельность педагогов, так и на образовательную деятельность учеников.
Так что осуждать учителей за подобный прием ни в коем случае нельзя — «не судите, да не судимы будете»!
Решив так, мы в «Орленке» собрались своей группкой, для того чтобы провести коллективное обсуждение — групповую рефлексию. Это уже вошло в привычку, поскольку мы поняли: проговаривая свои проблемы в кругу единомышленников, человек быстрее находит комфортный для себя и приемлемый для окружающих путь решения, ориентируясь на реплики, мимику, жесты, паузы в разговоре.
Организаторы III Недели |
Итак, на повестке дня вечный вопрос: что делать? Как общаться с коллегами? «Мозговой штурм» — прекрасный способ и принять решение, и почувствовать групповую солидарность, и посмеяться, сбросить стресс. Отбросив спонтанные решения — «уволиться», «утопиться с горя», мы приняли план действий, программный тезис которого — «Работать надо!» Как? Да как учили на сессии О.С. Газмана: с каждым ребенком и его родителями; быть рядом, верить в их силы, искать сторонников, уважительно относиться к мнению коллеги, короче, ЧЕСТНО ДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО, пытаясь не принимать к сердцу мнения злопыхателей и общаясь с ними мирно, уважительно и конструктивно.
Впечатление пятое, заключительно-обобщаюшее
Повторю здесь мою любимую африканскую пословицу, которую я озвучила в «Орленке» на «вечере ответов»: «Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил. Вот чтобы решить, что именно нужно сделать, нужна действительно огромная сила».
Услышанное, увиденное, а главное — прожитое породило мощнейший импульс к дальнейшей работе и понимание ее содержания. И новый виток самоопределения, так как опять «хочется делать все и сразу».