Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

КОМАНДА РАЗНОДУМАЮЩИХ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Впечатления участника

Прекрасно, что мы все думаем по-разному.
Именно благодаря этому мы и движемся вперед.
М.Твен

Впечатление первое,
индивидуально-значимое

В начале 90-х я, тогда новоиспеченный «освобожденный классный воспитатель», волею случая и стараниями замечательного методиста Н.А. Чирковой попала на семинары О.С. Газмана — основоположника теории педагогической поддержки. И, погрузившись в водоворот лекций, тренингов, диалогов, впервые почувствовала, что такое КОМАНДА.

Команда — не как приказ и принуждение, а как сообщество разнодумающих единомышленников, как высшая форма развития группы.

«Орленок» с высоты птичьего полета
«Орленок»
с высоты птичьего полета

Потом я много читала об этом феномене. Феномене уникальности человеческого общения, поддерживающего и сопровождающего поведения, понимающей педагогики. Феномене сочетания индивидуальных интересов и общей цели творческой деятельности. Феномене умения уважать Себя и Другого. Я так увлеклась этой идеей, что она стала одним из ключевых моментов моей научной работы. И одна из моих аспиранток, Е.А. Максимова, защитила диссертацию, изучив вопрос формирования умений командного взаимодействия.

Но после смерти Олега Семеновича Газмана я ни разу не ощутила себя участником команды. Даже стала думать, что это было одно из моих заблуждений, некий оптимистический максимализм, идеалистическое теоретизирование.

И вот в «Орленке» я убедилась, что КОМАНДА существует на самом деле. Команда Марины Ростиславовны Битяновой. Команда, работающая свободно, слаженно, на высочайшем уровне взаимопонимания и взаимоподдержки. Команда как со-общество замечательных, даже не личностей, а индивидуальностей и универсумов, пользуясь терминологией В.И. Слободчикова.

Для меня это самое яркое и самое значимое впечатление...

Впечатление второе,
наблюдательно-анализирующее

На «вечерней сказке» участникам было предложено проиллюстрировать события дня с помощью анекдота. Они инсценировали знаменитый анекдот про мартышку, которой надо было выбрать, к какой группе зверей она относится, — к той, в которой собрались умные, или к той, где красивые.

Этим анекдотом наши коллеги хотели показать и невозможность подчас решить, какой мастер-класс выбрать из множества, представленного в программе: все интересно и хочется быть везде и одновременно!

Что касается меня, то, признаюсь, аналогичный выбор я совершала начиная с мая месяца — с тех пор как впервые получила программу Недели. И тоже разрывалась: хочу всё и сразу! И это помогло мне еще раз (в который же раз в жизни!) поэтапно, пошагово прожить процесс САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Замечательной ему иллюстрацией служит описание И.А. Гончаровым выбора юношей направления его будущего университетского образования. Не преследуя конкретную цель объяснить термин «самоопределение», он пишет: «свободный выбор науки, требующий сознательного взгляда на свое влечение к той или другой отрасли знания, и зарождавшееся из того определение своего будущего призвания — все это захватывало не только ум, но и всю молодую душу» (выделено мной. — Е.А.) («Воспоминания»).

Наблюдая за собой и за участниками Недели, я убедилась в том, что именно это и происходило с нами со всеми.

Мы свободно выбирали мастер-класс, пытаясь исходить из сознательного нашего отношения к профессии или к сфере наших научных интересов, из рационального желания что-то узнать и повторить в своей практике. А привело это к тому, что многие определили направление своего будущего саморазвития, темы для следующих статей, тренингов, купили книги, которые ранее не привлекали нашего внимания, а тут, вдруг, оказалось, что для нас жизненно важно их прочитать с карандашом в руках! И постепенно этот процесс действительно «захватил не только ум, но и всю душу»...

Впечатление третье,
личностно-деятельностное

Все дни, так или иначе, напрямую или подспудно, на Неделе шел разговор о том, КТО такой школьный психолог, ЗАЧЕМ он нужен школе, педагогу-предметнику, администратору.

Кратко обозначу то, что я сама наблюдаю на практике: психолога в школе видят как «анкето-тесто-аналитика» (групповая работа, в итоге предоставляющая администрации и классному руководителю данные «в целом по классу», что напоминает анекдот о средней температуре по больнице) и «скорую помощь в конфликтных ситуациях» (индивидуальная работа с детьми).

Параллельно я, как представитель в большей степени педагогической профессии, пыталась честно ответить на вопрос: а зачем школе педагог-предметник-то?

Ответ (субъективного плана): обеспечить выполнение госзаказа на минимальный объем знаний учащихся (умений и навыков — пишут во всех документах скорее по привычке) и удержать детей в классе в течение определенного, опять же государством, времени, чтобы они не бегали по улицам.

Вопрос: что нужно Человеку, чтобы Жить?

Ответ (выстраданный и честный): здоровье, умение общаться с людьми, понимать их и себя, ставить цели и выбирать адекватные им средства их достижения, анализировать ситуации, благополучно разрешать внутриличностные и межличностные конфликты, переводить проблемы в задачи и спокойно решать их.

Вопрос: обеспечивает ли школа (читай, педагоги и психологи) ребенку необходимые для этого знания, умения, навыки?

Ответ: нет, у педагогов другая задача, а психологи физически не могут проводить индивидуальную работу подобного плана.

Вопрос: нужна ли школа в современном (читай: времен Яна Амоса Коменского) варианте?

Ответ: нет... ну я могу об этом поразмышлять, но не здесь и не теперь.

Вопрос: кто же из субъектов образовательного учреждения сможет обеспечить подобный заказ Ребенка?!

Ответ (результат многолетнего практического опыта, научной работы, окончательно оформившийся в данный тезис благодаря впечатлениям Недели): тьютор, классный воспитатель, куратор, профессиональная сфера которого находится в перекрестье деятельности психолога и педагога.

Именно тьютор имеет реальную возможность индивидуально работать с каждым ребенком, выступая посредником между ним и педагогами основного и дополнительного образования, психологом, администраций.

Именно тьютор, обладая педагогической подготовкой и занимая поддерживающую позицию, поможет разработать и реализовать индивидуальную образовательную траекторию в условиях массовой школы, тем самым обеспечив ему условия для самоопределения и самореализации.

Именно тьютор, обладая психологическими знаниями, научит его понимать, сохранять и развивать себя, позитивно воспринимать разность людей.

Современные дети и современные родители остро нуждаются в такой фигуре в школе.

Впечатление четвертое,
воспоминательно-предостерегающее

Выступление команды КВН
Выступление команды КВН

Я уже писала выше, что впервые опыт работы в команде получила на сессиях-погружениях О.С. Газмана. И мне очень хочется предостеречь участников Недели от того, что мне самой и моим коллегам пришлось пережить по возвращении в родные школы (внимание: это никак не повлияло на наше восхищение семинарами и безграничную благодарность их организаторам!). Схожесть ситуаций, я надеюсь, будет видна с первых же строк.

Захваченные услышанным на лекциях и прожитым на тренингах, учительницы (да, как всегда на педагогических «тусовках» большинство составляли дамы), возвращаясь в свои родные школы, мечтали начать работать по-другому, рассказать коллегам о том, что они узнали и почувствовали, по-человечески пообщаться с ними...

Однако не всякий женский коллектив адекватно воспринимает светящиеся от счастья глаза своих коллег. Общественное мнение сводилось к кулуарным фразам: «Пока мы тут работали, да еще и их заменяли, они там на лекциях отдыхали!» На педагогических чтениях, которые мы еще в дороге подготовили для того, чтобы рассказать коллегам об услышанном, прочувствованном, показать им новые книги, прозвучали ответные реплики типа: «Ну и что вы нам тут рассказываете? Мы это все уже давно делаем: детей любим, по головке гладим, об их семьях все знаем!»

Как видим, мы столкнулись с защитной реакцией коллег. Но, поскольку педагогическая поддержка начинается с умения выслушать другого человека, представить себя на его месте, проявить эмпатию, мы попробовали представить себе их ощущения.

Ну во-первых, администрация не их отправила в командировку в Москву (я имею в виду не «Орленок», а сессии Газмана). Не очень приятно...

Во-вторых, им действительно пришлось нести двойную нагрузку. Тоже не сахар.

В-третьих, ориентируясь на традиционные курсы повышения квалификации, которые проходили по схеме: посиди до обеда на лекции — и домой, а что ты услышал и понял ли — не наша головная боль, учителя не могли понять физическую и психологическую нагрузку сессий О.С. Газмана, занятия на которых длились ежедневно до 22.00, а после слушатели устраивали спонтанные обсуждения дневных событий, затягивающиеся порой за полночь (ну вот, я же предупреждала — все очень-очень похоже!). И это была не их прихоть, а необходимость за короткий промежуток времени перевернуть с ног на голову свои взгляды на ребенка, на свою деятельность, на смысл своей профессии...

В-четвертых, коллеги защищали свою профессиональную компетентность, ведь трудно сознавать, что ты всю жизнь работал-работал, а тебе доказывают, что не так, как надо!

Но самое главное, многие из нас еще не научились, рассказывая, не захлебываться в эмоциях, оставляя в тени первостепенное — смысл прочувствованных изменений и их позитивное влияние как на профессиональную деятельность педагогов, так и на образовательную деятельность учеников.

Так что осуждать учителей за подобный прием ни в коем случае нельзя — «не судите, да не судимы будете»!

Решив так, мы в «Орленке» собрались своей группкой, для того чтобы провести коллективное обсуждение — групповую рефлексию. Это уже вошло в привычку, поскольку мы поняли: проговаривая свои проблемы в кругу единомышленников, человек быстрее находит комфортный для себя и приемлемый для окружающих путь решения, ориентируясь на реплики, мимику, жесты, паузы в разговоре.

Организаторы III Недели
Организаторы III Недели

Итак, на повестке дня вечный вопрос: что делать? Как общаться с коллегами? «Мозговой штурм» — прекрасный способ и принять решение, и почувствовать групповую солидарность, и посмеяться, сбросить стресс. Отбросив спонтанные решения — «уволиться», «утопиться с горя», мы приняли план действий, программный тезис которого — «Работать надо!» Как? Да как учили на сессии О.С. Газмана: с каждым ребенком и его родителями; быть рядом, верить в их силы, искать сторонников, уважительно относиться к мнению коллеги, короче, ЧЕСТНО ДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО, пытаясь не принимать к сердцу мнения злопыхателей и общаясь с ними мирно, уважительно и конструктивно.

Впечатление пятое, заключительно-обобщаюшее

Повторю здесь мою любимую африканскую пословицу, которую я озвучила в «Орленке» на «вечере ответов»: «Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил. Вот чтобы решить, что именно нужно сделать, нужна действительно огромная сила».

Услышанное, увиденное, а главное — прожитое породило мощнейший импульс к дальнейшей работе и понимание ее содержания. И новый виток самоопределения, так как опять «хочется делать все и сразу».

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА,
профессор
Педагогического института СГУ
им. Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов