ИДЕАЛЫ И МИРАЖИ
ЧАСТЬ 2
Окончание. Начало см. в № 1/2007
О пределах роста
Можете
ли вы представить себе полноценную зрелую
личность, то есть человека душевно здорового и
сильного, который способен ставить перед собой
достойные цели и успешно их добиваться, который
умеет стойко переносить превратности судьбы,
встречать ее вызовы и адекватно на них
реагировать, которому присуще самоуважение без
самолюбования, достоинство без гордыни,
твердость без жестокости и доброта без
слащавости? Человека нравственного, умеющего
безошибочно отличить добро от зла и золото от
мишуры? Человека разумного, способного мыслить
самостоятельно, здраво и ответственно? Человека,
который знает себе цену, но не бахвалится
ярлычком с этой ценой? Отдающего себе отчет в
своих слабостях (а у кого их нет?!) и стремящегося
их преодолеть?
Разумеется, ответ на этот вопрос может быть
только положительным. Если бы такую личность
невозможно было даже вообразить, то всякие
разговоры о личностном совершенствовании теряют
смысл. К чему стремиться, если идеала не
существует?
Статья опубликована при поддержке интернет-портала "У психолога". На сайте портала Вы найдёте материалы по психологии, анонсы тренингов, психологических конференций, семинаров и фестивалей. База психологов Украины - практикующие психологи г. Киев, Донецк, Львов, Харьков и др. города. Узнать подробнее о портале, посмотреть базу психологов Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://upsihologa.com.ua/.
Однако каждый из нас способен привести по
крайней мере несколько примеров реальных людей,
обладающих всеми названными качествами, то есть
пускай и не безупречных (таковых действительно
не бывает), но поистине личностно зрелых. Такие
люди есть, и их немало! Причем это не обязательно
гении и герои, а самые обычные люди, которые живут
рядом с нами. Даже напротив — таких людей нечасто
находит слава, ибо они, напрочь лишенные
нарциссизма и истерических амбиций, не очень-то к
ней стремятся. И у окружающих они не всегда
встречают признание — те, кто и сам не лишен
твердого нравственного стержня и здравого
рассудка, неизменно относятся к ним с симпатией и
уважением, но людишек мелких, пошлых и недалеких
зрелые личности раздражают, как слепит тараканов
яркий свет.
Означает ли их личностная зрелость, что они
достигли предела личностного роста? Разумеется,
нет! Пока человек жив, он продолжает к чему-то
стремиться, хочет чего-то достичь. Можно даже
сказать и наоборот: человек живет, пока к чему-то
стремится, — перестав ставить перед собой цели,
он перестает существовать, по крайней мере
личностно. В то же время на вопрос о пределах
роста можно в известном смысле ответить и
отрицательно. Если человек в достаточной мере
обладает качествами, необходимыми для достойной
и полноценной жизни, то нужно ли их больше? Может
ли порядочный человек стать «более порядочным»?
Добрый — «более добрым»? Справедливый — «более
справедливым»? Вряд ли! Во всех этих случаях
существует полная мера, переполнение которой
опасно. Ведь еще древними было отмечено: нет
худших недостатков, чем избыточные достоинства!
А нужны ли нам удобрения?
Таким образом, на один из поставленных ранее
вопросов — существует ли предел личностного
роста? — можно ответить утвердительно просто
исходя из здравого смысла. Если личность
настолько несовершенна, что достойная и
полнокровная жизнь ей недоступна, то ей,
личности, крайне желательно измениться.
Но нетрудно представить и такую личность,
которой изменения не требуются, ибо она сполна
обладает достоинствами, необходимыми для жизни.
Вернее, изменения с нею неизбежно происходят —
каждый из нас сегодня не тот человек, каким был
вчера, и завтра будет уже другим, в силу того что с
нами постоянно происходят разнообразные
события, пополняющие наш опыт, расширяющие
кругозор, заставляющие критически переосмыслить
прежние установки. Но изменения нет никакой
нужды специально организовывать, стимулировать
и форсировать.
Так дерево, прорастая из семечка, долгие годы
растет ввысь, пока не достигнет предела,
естественного для своего вида, а потом лишь
крепнет и обрастает годичными кольцами. И всякие
рассуждения о безграничном личностном росте
сродни попыткам вырастить дерево до небес. Оно
само вырастет сообразно своей природе и
складывающимся условиям. Если условия долгие
годы складывались неблагоприятно (неподходящая
почва, недостаток влаги, климатические аномалии
и пр.), этот недостаток можно попытаться
компенсировать удобрением, поливом и прочими
ухищрениями. Но в нормальных естественных
условиях ничего этого не требуется!
Человеку для достижения личностной зрелости
также не требуется никаких особых условий, кроме
тех, что известны испокон веку, — полноценное
воспитание, пища для ума, достойные примеры,
развивающая среда, неустанные упражнения
умственные и нравственные. Многолетнее действие
этих условий и формирует личность достойную и
зрелую. И какие бы то ни было дополнительные
«удобрения» для личностного роста оказываются
совершенно излишними.
Таким образом, специально организованный
тренинг личностного роста может быть расценен не
иначе, как коррекционная процедура по
исправлению и компенсации аномалий
естественного процесса развития. И человеку,
отправляющемуся на эту процедуру, необходимо
прежде всего честно себе признаться: «Как
личность я не состоялся, моя личность ущербна, и
без помощи мудрого наставника я обречен
прозябать».
Данная ситуация — не такая уж редкость. Мало ли
вокруг несостоявшихся личностей?! Этим беднягам
можно искренне посочувствовать в надежде, что
найдется кто-то, способный им помочь. Вот только
какого рода помощь им предлагается?
Выход из тупика
С позиций поведенческой психологии личность
рассматривается как сложный репертуар
поведения. Соответственно, личностное
несовершенство определяется отсутствием в этом
репертуаре некоторых жизненно необходимых
навыков или наличием таких, которые неадекватны
жизненной реальности и потому просто вредны.
Помощь человеку в этом ключе состоит в
формировании у него полезных приемов
взаимодействия с миром при угашении ранее
сформированных непродуктивных приемов. Даже при
том, что позиции поведенческой психологии во
многом уязвимы для критики, такой подход нельзя
не признать достаточно здравым.
Человеку для благополучного существования в
сложном и многообразном мире многое надо уметь, а
коли он этого не умеет, крайне желательно
научиться. Честь и хвала тем психологам, которые
ему в этом помогают. Вот только вряд ли тут
уместно обращение к личности (в чем бихевиористы,
кстати, весьма осторожны). Фактически речь идет о
тренировке (если угодно, тренинге, хотя в
действительности это одно и то же) неких полезных
навыков. И вообще речь следует вести именно о
тренинге навыков, прежде всего коммуникативных,
несформированность которых действительно
создает для многих серьезные проблемы.
Первоначальные формы тренингов именно к этому и
сводились, и их эффективность и польза сомнений
не вызывают.
Сомнения возникают тогда, когда пропагандисты
личностного роста провозглашают глобальные цели
своей деятельности, далеко выходящие за рамки
тренировки полезных навыков. По сути дела,
содержательная сторона любого тренинга сводится
к тому, чтобы проделать нечто такое, чего
прежде проделывать не доводилось и что позволило
бы по-новому взглянуть на самого себя, на свою
жизненную ситуацию, перестать топтаться в тупике
и нащупать из него выход. Но вот трактовки тупика
и оптимального из него выхода в ряде случаев
представляются более чем спорными.
Удалим совесть и избавимся от привязанностей
Если присмотреться к идейному содержанию
большинства современных доктрин личностного
роста, суть их в основном сводится к следующему: в
ходе предшествующей жизни человек усвоил
некоторые неконструктивные представления, от
которых его нужно избавить, заменив их
позитивными, способствующими жизненному успеху.
Беда в том, что в качестве таких позитивных
представлений — и, если угодно, ориентиров роста
— предлагаются разнообразные варианты
жизненной философии создателей той или иной
концепции, основанные на их собственном, весьма
субъективном опыте и не опирающиеся ни на какие
научные данные о природе личности, характере ее
взаимодействия с миром.
Допустим, если некий деятель полагает, что
любые привязанности сковывают человека, делают
его зависимым, несамостоятельным и уязвимым, то
задачей роста он провозглашает избавление от
привязанностей. Или еще один показательный
пример: «Многие болезни — это болезни больной
совести, которая съедает человека. Успешное
лечение — только хирургическое, следует удалить
тот кусок совести, который болит» (М.Е. Литвак. Профессия
— психолог. Ростов-на-Дону, 1999, с. 346).
Что и говорить — человеку бессовестному в
известном смысле живется очень комфортно
психологически. Вот только подходящий ли это
идеал личностного роста? В иных популярных
руководствах пропагандируется избавление от
чувства вины, которое якобы не конструктивно, от
условностей и приличий, препятствующих
спонтанному изъявлению подлинной человеческой
натуры. Идеалом личностного роста
провозглашается человек, который никому ничего
не должен, ни от кого не зависим, ни перед кем не
бывает виноват, зато ведет себя так, как он один
считает для себя удобным и правильным. Надо ли
удивляться, что закономерным итогом ряда
тренингов становится отказ от
«обременительного» брака — коли «партнер» не
поспевает за моим ростом, то не грех сбросить
этот балласт. То, что при этом родные дети
останутся без отца, — это ли беда? Вскоре,
глядишь, новый появится, да и старый продолжит
существовать где-то на периферии. А ведь два папы
— это даже больше, чем один, правда?
Но в том-то всё и дело, что в данной ситуации два
отца — это намного меньше, чем один. Это вообще
очень плохо. И научные данные об этом однозначно
свидетельствуют. Но когда речь заходит о бизнесе,
тут уж не до науки.
Данные психологической науки идеологами
личностного роста оказываются вообще
практически не востребованы. Их заменяют
произвольные суждения из области житейской
«философии», с научных позиций не выдерживающие
никакой критики.
Означает ли сказанное, что личностный рост —
вредная химера? Вовсе нет! Личностный рост — это
прекрасно! Это необходимо! Но никакой
мало-мальски удовлетворительной теории на сей
счет не существует, а в отсутствие теории любая
практика оборачивается любительскими
экзерсисами с непредсказуемым итогом.
Сии размышления недаром публикуются в рубрике
«Точка зрения» — автор отдает себе отчет,
насколько они спорны и какое недовольство могут
вызвать. Что ж, давайте поспорим! Иначе откуда
взяться истине?
Сергей СТЕПАНОВ
|