ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 2 (13)
Автор-составитель Эрика ОCИПУК,
педагог-психолог,
я/с № 64,
г. Брест,
Республика Беларусь
Психодиагностическая и психокоррекционная
работа с детьми с использованием мандалы
Мандала
(Mandala) – в переводе с санскрита «круг». Вместе с
тем в сложной геометрической композиции мандалы
можно встретить самые разные элементы: квадраты,
треугольники, овалы и др. У разных народов, в
самых разных культурах мандала имеет особый
сакральный смысл: часто ее считают символическим
отражением духовной, космической или
психической гармонии, отмеченной присутствием
божества. Мандалу использовали как инструмент
для медитаций, она рассматривается как символ
инициации. Изображения мандал можно встретить на
китайских бронзовых зеркалах, на бубнах
сибирских шаманов, в схемах ритуальных
лабиринтов и в архитектурных композициях многих
храмов.
Однако нас интересует не магический или
религиозный смысл мандалы, а ее психологическое
содержание. Особенности ее воздействия как
символа на людей, ее роль в психическом мире
человека давно привлекли внимание специалистов.
Карл-Густав Юнг был одним из первых европейских
ученых, кто очень внимательно изучал мандалы. Он
считал мандалу чрезвычайно мощным архетипом,
являющимся зримой проекцией психического и
выражающим Самость. Этот архетип часто
появляется в сновидениях. Юнг писал о том, что
«символ мандалы несет в себе именно это значение:
священное пространство (temenos), защищающее центр.
Этот символ является одним из наиболее важных
мотивов при объективации бессознательных
образов. Это одно из средств защиты центра
личности от посягательств извне или попыток
выставить его наружу»1. То есть
мандалы способны выполнять защитную функцию в
случае психологической дезинтеграции и
личностного расщепления, их появление в
сновидениях и фантазиях свидетельствует, по
мнению Юнга, о способности эго к ассимиляции
бессознательного материала.
В настоящее время многие психологи продолжают
традицию изучения мандал. За рубежом накоплен
большой опыт использования мандал в
психотерапевтической и психологической работе с
детьми, подростками и взрослыми. Разумеется,
такая работа требует от практического психолога
высокой квалификации, глубоких знаний и широкой
эрудиции. Сегодня мы знакомим вас с некоторыми
технологиями применения мандал в деятельности
детского психолога и тем опытом, который
накоплен нашей белорусской коллегой Эрикой
Осипук.
Редакция
1 Юнг К.-Г. Тэвистокские
лекции. – Киев, 1995. С.186.
Передача знаний и опыта другим порой столь же
болезненна, как и роды. Несмотря на опасения по
поводу того, как другие распорядятся твоим
«детищем», оно должно появиться на свет и стать
достоянием других. Мы верим в мудрость
разделенного знания и не пытаемся сохранить его
в руках узкого круга «избранных». Надеемся на
ответственное отношение к психологическим
знаниям и опыту искусства и веры в то, что другие
будут с пониманием и тактом пользоваться
предложенным тобой инструментом.
Джоанна Келлог
В основе данной разработки лежат
Карточный тест мандал и cтатьи Дж. Келлог,
американской художницы, психолога,
арт-терапевта; Альбом готовых мандал немецкого
арт-терапевта Александра Цайри, а также личные
наблюдения за детьми и подростками.
Каждая мандала отражает психическое состояние
автора в тот или иной момент его развития и
включает множество аспектов опыта, некоторые из
которых автору рисунка предстоит освоить в
будущем.
Мы подобрали готовые мандалы, соответствующие
тем или иным стадиям, которые разработала
Дж. Келлог. Более подробно с данной информацией
вы можете познакомиться в книге под ред.
А.И. Копытина «Диагностика в арт-терапии. Метод
«Мандала».
Самостоятельное внесение каких-либо изменений
или дополнений в готовые рисунки мандал может
приводить к смешению нескольких стадий, что
ведет к необходимости дополнительного учета
подобной информации.
Основные правила работы
психолога с ребенком при использовании мандалы
1. Психолог показывает ребенку весь набор
мандал.
2. Выбор мандалы ребенок осуществляет
самостоятельно. в случае когда ребенок задает
дополнительные вопросы, психолог просто
повторяет инструкцию.
3. На одном занятии можно работать только с
одной мандалой.
4. Допускается использование музыкального
сопровождения (например, «Мандала» Китаро).
5. Материалы для работы (карандаши,
фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает
самостоятельно.
6. Процесс разукрашивания ограничен по
времени: для детей — по степени пресыщения
работой.
7. Психолог фиксирует состояние
напряжения/расслабленности, связанное с
процессом работы.
8. После разукрашивания ребенок
рассказывает о своих чувствах, переживаниях.
Если он самостоятельно не может начать рассказ,
допускаются наводящие вопросы со стороны
психолога.
9. Затем проводится беседа психолога с
ребенком о процессе работы и результате:
— психолог спрашивает о чувствах и
переживаниях ребенка по поводу работы над
мандалой и его отношения к результату;
— ребенок должен дать название своей мандале;
— психолог выясняет ассоциации ребенка на
каждый цвет мандалы и значение, которое придает
ребенок символам в рисунке мандалы.
Подсчитывается число символов, элементов
мандалы (например, сколько кругов, звезд,
секторов и т.д.).
10. Работая с ассоциациями ребенка, психолог
может определить его конкретную проблему. В
случае необходимости предлагается повторная
встреча с ребенком для продолжения
психодиагностической и терапевтической работы.
На повторной встрече психолог предлагает
повторный выбор мандал для уточнения стадии, на
которой находится ребенок, и вероятной фиксации
психологических изменений ребенка. |
|