А КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ!
12–14 декабря в Москве прошла III Национальная
научно-практическая конференция «Психология
образования: культурно-исторические и
социально-правовые аспекты».
В конференции, основными организаторами которой
выступили Федерация психологов образования
России и Министерство образования и науки
Российской Федерации, приняли участие более 700
представителей 78 субъектов Российской
Федерации. Среди них ученые, руководители и
педагоги-психологи образовательных учреждений,
специалисты органов управления образованием,
ответственные за деятельность службы
практической психологии, представители
министерства, иностранные гости.
Окрепшие в борьбе
Эта конференция отличалась от двух предыдущих
форумов психологов образования России не только
своим размахом (имеется в виду широта
проблематики и количество участников), но и тем,
что в ее подготовке и проведении «единым
фронтом» выступили профессиональное
психологическое сообщество и представители
органов управления образованием.
Если два года назад ситуацию в практической
психологии образования можно было
охарактеризовать как «спасение утопающих — дело
рук самих утопающих», то сейчас она стала
меняться коренным образом. И в этом мне видится
заслуга самого психологического сообщества,
которое в тяжелые для себя времена, оказавшись
без поддержки со стороны министерства, приложило
максимум усилий для того, чтобы доказать свою
дееспособность и значимость для системы
образования. Сейчас можно с уверенностью
сказать, что в эпоху реформирования образования
психологическая служба не только сохранилась
(хотя и понесла значительные потери), но и окрепла
в борьбе за выживание, подняв свой статус.
|
В президиуме конференции
В.В. Рубцов, А.Г. Свинаренко, А.Г. Асмолов
|
Если две первые конференции проходили
практически без участия чиновников из
Министерства образования, то в этом году
присутствовали и выступали А.Г. Свинаренко
(заместитель министра образования и науки
Российской Федерации), А.А. Левитская (директор
Департамента государственной молодежной
политики, воспитания и социальной защиты детей),
И.К. Беляк (заместитель директора этого же
департамента).
При этом Андрей Геннадиевич Свинаренко,
выступивший на открытии конференции с докладом
«Служба практической психологии образования:
задачи в современных условиях», отметил, что «в
лице профессионального сообщества,
объединенного под эгидой федерации, система
образования России приобрела серьезного и
надежного партнера».
Перспективы развития службы практической
психологии, считает он, должны быть определены
новыми социальными требованиями к системе
образования. Среди них на первый план выходит
реализация «Приоритетных направлений развития
образования Российской Федерации». Это, по его
словам, «предопределяет специфику дальнейшего
развития службы и деятельности ее специалистов,
определяет особую роль этой службы в оценке
результатов и последствий широкомасштабных
экспериментов и инновационных образовательных
проектов в системе образования России».
На возрастающей роли психологов образования в
условиях его модернизации остановился и
В.В.Рубцов (доктор психологических наук,
профессор, действительный член РАО, президент
Федерации психологов образования России).
«Корабль, на котором мы теперь уже прочно стоим,
плывет!» — заметил он. Именно психологи, считает
Виталий Владимирович, являются ресурсом
образовательной среды: «Наше психологическое
сообщество постоянно укрепляется, мы можем
предложить систему тончайшей работы с ребенком
на уровне его сопровождения и поддержки».
Но, к сожалению, психологи еще не заняли в школе
того места, которое они могут и готовы занять,
считает В.В. Рубцов.
Психология — педагогам
Выступая с докладом о будущем психологии
образования, Ю.М. Забродин (доктор
психологических наук, профессор, проректор по
научной работе МГППУ, вице-президент Федерации
психологов образования России) отметил, что
психология может и должна влиять на социальную
ситуацию в стране. Для этого необходима
разработка механизма
общественно-государственного взаимодействия в
этой сфере. Это подразумевает активное участие
психологического сообщества в решении задач
совершенствования системы образования,
обеспечение безопасности ребенка в
образовательной среде.
|
Пленарное заседание проходило
в главном здании МГУ
им. М.В. Ломоносова
|
А.Г. Асмолов (доктор психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой психологии
личности МГУ им. М.В.Ломоносова), рассуждая о
месте практической психологии образования в
обществе, заметил, что ее миссией является
социальная консолидация общества. Образование —
не сфера услуг, а институт развития личности.
Гарантию качественного функционирования этой
системы он видит в создании стандартов
деятельности психологов. При этом Александр
Григорьевич обратил внимание на то, что многие
эксперименты в рамках модернизации образования
задумывались без участия психологов. Это привело
к тому, что они содержат много рисков для
развития детей. В частности, большую опасность
таит в себе «узкоколейка профильного
образования». Ведь идя этим путем, мы оставляем
«за бортом» развитие универсальных способностей
ребенка.
Одна из основных задач совершенствования
образования, по мнению А.Г. Асмолова, —
психологизация педагогов.
Эту мысль развил В.Д. Шадриков (доктор
психологических наук, профессор, академик РАО),
говоривший о необходимости разработки
профессионального стандарта педагогической
деятельности, в основе которого будет лежать
компетентностный подход. В нем особое место
должна занимать психологическая компетентность
учителя.
Примечательно, что активное участие в
подготовке и проведении этой конференции
приняли ведущие вузы, занимающиеся подготовкой
психологов. Если раньше это были лишь
педагогические университеты МГППУ и РГПУ им. А.И.
Герцена, то в этом году список организаторов
пополнился Московским государственным
университетом им. М.В. Ломоносова и
Санкт-Петербургским государственным
университетом.
Самое активное участие в работе секций и
круглых столов приняли также ученые из
Психологического института РАО и Института
психологии РАН.
Благодаря этому на 39 секциях и круглых столах
шел самый серьезный разговор о различных
аспектах деятельности психологов системы
образования, их работе с различными категориями
детей с учетом тех рисков, которые существуют в
современном обществе. В последнее время все чаще
поднимается вопрос о низкой психологической
культуре участников образовательного процесса,
и в первую очередь учителей. Чтобы изменить это
положение, требуется не только коррекция учебных
планов педагогических вузов и разработка
специальных программ на курсах повышения
квалификации, но и определенная психологическая
работа внутри самого образовательного
учреждения по выстраиванию взаимоотношений
между учителями и психологом.
Поскольку одними из самых значимых участников
воспитательно-образовательного процесса
являются родители, то повышение их
психологической компетенции также ложится на
плечи психологов образования.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Cool Store Bro". Огромный выбор оригинальных подарков, товаров для детей, для кухни, для пикника, аксессуаров для дома, одежда и обувь. Доступные цены, возврат товаров в течение 30 дней, доставка по всей России, постоянные акции и бонусы для клиентов, скидка при регистрации. Посмотреть полный каталог, узнать цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://coolstorebro.ru/.
Риски XXI века
Последствия низкой психологической культуры в
обществе непосредственно сказываются на детях и
молодежи. Об этом шла речь на проходящем в рамках
конференции большом круглом столе «Социальное
служение молодежи в условиях риска современного
общества», который проходил 13 декабря в
Московском доме национальностей.
Его участникам предстояло сформулировать
основные направления стратегии государственной
молодежной политики, определить понятие и
содержание социального служения как
эффективного способа борьбы с агрессией в
молодежной среде.
Кроме заинтересованных данной проблемой
участников конференции, на него были приглашены
ведущие специалисты, занимающиеся изучением
причин агрессивного и девиантного поведения
детей и подростков: С.Н. Ениколопов (кандидат
психологических наук, доцент кафедры нейро- и
патопсихологии МГУ, заведующий отделом
клинической психологии Научного центра
психического здоровья РАМН), А.А. Реан (доктор
психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, руководитель программы
«Профилактика преступности несовершеннолетних»
Московского университета МВД РФ), В.С. Собкин
(доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, директор Центра
социологии образования РАО) и руководители
молодежных объединений: В.В. Журавлев
(председатель Центрального совета
общероссийской ассоциации общественных
объединений «Союз молодежных организаций
Российской Федерации», советник мэра Москвы,
О.Н. Костина (руководитель регионального
правозащитного движения «Сопротивление»),
А.М. Щербакова (кандидат психологических наук,
профессор, куратор волонтерского движения
«Единый мир» МГППУ).
Обобщая трехчасовые дебаты, ведущая круглого
стола И.А. Баева отметила, что в ходе обсуждения
выделились два основных аспекта детских и
молодежных проблем: социальный и
психологический.
По мнению другого ведущего, В.В. Рубцова,
источником рисков для детей является прежде
всего образовательная среда и именно туда должны
быть направлены основные усилия. Особая роль в
профилактике агрессивного и отклоняющегося
поведения принадлежит системе дополнительного
образования. Но эта профилактика не должна
ограничиваться отдельными мероприятиями,
которые организуют взрослые. Необходимо
организовать в образовательной среде реальную
деятельность самой молодежи в рамках различных
общественных объединений и волонтерских
движений.
Особое внимание должно быть уделено
информационной безопасности, которая невозможна
без обеспечения высокого уровня психологической
грамотности и культуры. Сейчас, к сожалению, нет
предметов, которые формируют у детей
мировоззрение, общечеловеческие ценности. Нужно
говорить о такой системе воспитания, которая
заставляла бы их задуматься над смыслом
происходящего. Большие надежды здесь
возлагаются на преподавание курса психологии в
школе.
|
А.А. Левитская:
«Неужели нам нужен
второй Беслан?»
|
А.А. Левитская отметила, что в создании
государственной молодежной политики делаются
только самые первые шаги. Недавно правительством
был утвержден долгожданный документ «Стратегия
государственной молодежной политики».
Министерство образования и науки РФ начало
выстраивать подходы к ее реализации, а здесь не
обойтись без помощи психологического
сообщества.
Участники круглого стола пришли к единому
мнению о том, что к решению проблемы
психологической безопасности детей и молодежи в
современном обществе должны активно
подключаться психологи. Причем работа эта должна
проводиться на всех уровнях, начиная от участия в
разработке государственных программ и концепций
и кончая непосредственной работой с ребенком,
семьей, педагогическим коллективом.
И снова Концепция
Хочется напомнить, что именно эти подходы были
положены в основу многострадального проекта
Концепции развития системы психологического
обеспечения образования Российской Федерации до
2010 года, работа над которой началась в декабре 2005
года. В этом документе была представлена модель
работы психолога по нескольким направлениям
взаимодействия с детьми на различных уровнях:
федеральном, региональном, муниципальном, уровне
отдельного образовательного учреждения
Отрадно, что на прошедшей конференции про
Концепцию вспоминали неоднократно, причем чаще
всего о ней говорили, как ни странно,
представители Министерства образования. О
необходимости принятия государственного
документа, регулирующего деятельность
психологов, сказал в своем докладе А.Г.
Свинаренко и, что особенно приятно, — говорила
новый директор Департамента государственной
молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей А.А. Левитская. Подводя итоги
круглого стола, Алина Афакоевна отметила, что в
министерстве существует полное понимание того,
что нужно как можно скорее принимать этот
документ и внедрять его в регионы. К сожалению,
сказала она, не везде есть понимание того, какую
роль играет психологическая служба в
образовании: «Пока не произошла трагедия в
Беслане, я, являясь министром образования
республики Северная Осетия, не могла убедить
правительство, что такая служба нужна». До тех
пор пока не будет государственной поддержки,
считает А.А. Левитская, психологи образования на
местах не смогут эффективно выстраивать свою
работу.
|
В споре рождается истина
(ведущие секции
«Деятельность педагога-психолога
образовательного учреждения»)
|
Необходимость скорейшего принятия
Концепции развития системы психологического
обеспечения образования Российской Федерации до
2010 года нашла свое отражение и в рекомендациях
конференции, которые на этот раз содержали всего
два пункта:
1. Одобрить проект Концепции развития системы
психологического обеспечения образования
Российской Федерации до 2010 года и поручить
президиуму Федерации психологов образования
России представить его в Минобрнауки России для
утверждения в установленном порядке.
2. Обратиться в Правительство Российской
Федерации, федеральные и региональные органы
управления образованием с предложением:
— разработать и утвердить нормативные
правовые акты, определяющие порядок
финансирования образовательных учреждений для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, а также сохранение
ставок педагогов-психологов в штатных
расписаниях образовательных учреждений всех
типов и видов;
— активно задействовать профессиональный
ресурс службы практической психологии
образования и общероссийской общественной
организации «Федерация психологов образования
России» в реализации приоритетного
национального проекта «Образование» и
Федеральной целевой программы развития
образования на период до 2010 года.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|