Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психолого-педагогический практикум

Учебное пособие

Авт-сост. А.К. Быков
М.: ТЦ Сфера, 2006

Название книги позволяет предположить, что в ней речь идет об отработке сугубо практических навыков профессиональной деятельности педагогов и психологов. Это верно лишь отчасти.
«Психолого-педагогический практикум», как всякая учебная дисциплина, — а данная книга представляет собой учебное пособие по курсу с аналогичным названием — включает в себя овладение не только способами решения педагогических задач, но и сведениями теоретического характера. Поэтому условно все содержание пособия можно разделить на две части.
В первой части, совпадающей с первой главой, рассказывается о том, что такое педагогическая деятельность, какие бывают педагогические задачи и как они решаются. Автор обосновывает (следует отдать ему должное — весьма аргументированно) свое понимание педагогической деятельности как процесса непрерывного решения профессиональных задач. Педагогические ситуации не повторяются, все дети разные — эти факты обусловливают отношение к каждой новой педагогической задаче как к уникальной. Однако сказанное не исключает наличия общих методов работы, изложению которых, по сути дела, и посвящена книга.
Вторая часть, объединяющая оставшиеся семь глав, содержит в себе как теоретические, так и практические материалы. При этом следует отметить, что описание даже таких носящих прикладной характер видов деятельности, как проведение беседы, сопровождается небольшим теоретическим введением. Это лишний раз говорит о необходимости осознания теоретических оснований практической работы, о чем нередко «забывают» и педагоги и психологи, озабоченные поиском методических разработок.
Понятно, что обращение к тем или иным разделам книги диктуется стоящими перед читателем задачами. Причем каждая из практико-ориентированных глав может изучаться самостоятельно.
Для студентов и, может быть, начинающих психологов интерес представляют все разделы книги, а имеющие опыт работы психологи обратят внимание на представленные технологии решения педагогических проблем. В книге рассматриваются такие хорошо известные формы работы, как наблюдение, беседа, опрос. В то же время описаны и относительно новые виды профессиональной деятельности: диагностика поступков, анализ психолого-педагогических ситуаций. Весьма вероятно, что кто-то сочтет для себя возможным использовать материалы первой главы при проведении педсоветов или составлении документации аналитического характера.

Статья опубликована при поддержке компании "PolarSIP". Проектирование и строительство домов в Москве по канадской технологии из сип панелей под ключ. Конструкция и планировка внутренних помещений. Доступные цены. Посмотреть каталог домов с фото, узнать цены, контакты и подробную информацию о компании и услугах Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.polarsip.ru/.

Данное издание не имеет выраженной психологической направленности, скорее его следует отнести к категории педагогических, но следует обратить внимание на авторскую идею об эффективности комплексного анализа педагогического процесса, о совместном участии психологов и педагогов в решении педагогических задач, причем как учебного, так и внеучебного содержания. О необходимости приобщения педагогов к психологическим знаниям сказано немало. верно и обратное: психологу следует разбираться в педагогике. и данное издание проливает свет на некоторые аспекты психолого-педагогического взаимодействия.

Марина СТЕПАНОВА