«ДЕТИ ИНДИГО»:
осторожно – мистификация
Окончание. См. № 4/2007
C точки зрения лженауки
Вопрос четвертый — чем отличаются «дети
индиго» от детей, рождавшихся прежде, а также от
своих обычных сверстников?
Эти особенности описываются пропагандистами
мифа о «детях индиго» по меньшей мере на двух
уровнях: откровенно оккультистском и
псевдонаучном. Описание с точки зрения
оккультного знания содержит утверждения об их
чудесных отличиях от остальных. Говорится,
например, о наличии у них какого-то невероятного
объема энергии, которой они, как утверждается,
«постоянно подпитываются из космоса».
Рассказывают об их удивительных экстрасенсорных
способностях, а также знаниях о предыдущих
воплощениях своей души и еще многое тому
подобное. Реагировать на подобные утверждения
человеку со здоровой психикой и высшим
образованием серьезно невозможно. Потому и такие
притязания должны быть отметены сразу, поскольку
находятся за пределами объективных обсуждений.
Отреагируем на них предельно кратко.
Выдающиеся энергетические запасы «детей
индиго» никто никогда не видел и никто никогда не
измерял, равно как те мифические объемы энергии,
которые они якобы постоянно черпают из космоса.
Их замечательные экстрасенсорные способности
такой же фантом, как и экстрасенсорные
способности взрослых мошенников. Что же касается
«документально подтвержденных» воспоминаний о
прежних воплощениях своей души, то даже те, кто
уверен в их неоспоримой точности, еще ни разу не
предложили заслуживающих внимания свидетельств
их подлинности.
Правда, в качестве доказательства последнего
утверждается, что эти дети помнят о том, чего
помнить не могут, знают то, чего знать не должны. В
психологии подобные явления давно и хорошо
описаны, и феномен «дежавю» ни для кого не
является секретом. А тем, кто удивляется
невероятным познаниям и не по возрасту зрелым
суждениям детей, поименованных на этом основании
«детьми индиго», напомним, что всем нам, в том
числе и нашим детям, приходится жить в невероятно
насыщенной информационной среде. Поэтому найти
концы того, как, когда и каким образом информация
превратилась в наше личностное приобретение —
«знания» — часто практически невозможно. Мы
живем в огромном информационном океане, мимо нас
ежесекундно проплывают гигантские
информационные потоки, и часто мы улавливаем их
непроизвольно, а потом удивляемся: «где я это
видел? «когда я это слышал? откуда я это знаю?»
Еще более к впитыванию этой информации
предрасположен ребенок. В итоге он неожиданно
для всех начинает рассуждать о совсем не детских
проблемах: глобализации, мировых финансовых
кризисах, демографических волнах или опасностях
техногенных катастроф. Конечно, это нас поражает
не меньше, чем высказывания по поводу «видов на
урожай» известного попугая Кеши из знаменитого
мультфильма, но это еще не повод для того, чтобы
вешать на ребенка ярлык вроде «индиго».
Есть и описание особенностей «детей индиго»,
сделанные в якобы позитивном ключе. Тут
наблюдается одна странная особенность — ярлык
«индиго» получают все дети, которые хотя бы
чем-то выделяются из среды сверстников. Сюда
относят и тех, кого традиционно причисляли к
одаренным. Это дети с ранним расцветом
интеллекта, с выдающимися способностях к
запоминанию, счету, творческим достижениям и пр.
Сюда же относят детей, демонстрирующих высокие
музыкальные, художественные или иные
специальные способности. Но особенно интересно,
что в число «индиго» попали и дети с синдромом
гиперактивности и дефицита внимания, и даже
аутичные дети.
И если с одаренными все понятно: идея объявлять
их посланниками небес имеет долгую историю, то
появление в этой компании детей с явной
патологией может рассматриваться как «ноу-хау»
пропагандистов мифа о «детях индиго». У всякого
квалифицированного психолога тут же возникнет
вопрос: как же можно сваливать в одну кучу с
высокой одаренностью давно известную патологию
с хорошо описанной симптоматикой? О
гиперактивности вполне определенно известно,
что она как появляется, так и уходит, практически
не оставив следов, за исключением того, что
гиперактивный ребенок, в силу известных
особенностей поведения, что-то непременно
недополучает в образовании. Никаких преимуществ
в плане развития потенциальной или актуальной
одаренности за этим патологическим проявлением
никогда не наблюдалось. А с аутизмом в этом плане
еще сложней. Зачем же все это пристегнули к
«детям индиго»?
Ответ на вопрос до банальности прост —
родителей таких детей надо взять в оборот. Для
родителей обнаружение гиперактивности или
аутизма у их ребенка всегда трудное испытание. И
представьте, как они обрадуются, когда вместо
ожидающих их тяжелых трудов и забот они
столкнутся с совсем иным. Им скажут, что у вас не
проблемный, а гениальный ребенок. Педагоги,
сверстники, общество в целом не понимают и не
принимают его, потому что он — представитель
новой расы, посланник Бога и пришел он служить
планете, своим родителям и друзьям, он носитель
глубочайшей мудрости, у него своя собственная
жизненная программа... и далее — уже знакомая
риторика. В итоге родители пленены, с ними после
этого можно делать все что угодно...
Без иллюзий
Вопрос пятый — может быть, эти рассуждения
полезны тем, что привлекают внимание общества к
детству? Заставляют нас задуматься о том, кто они
— современные дети? Под иным углом заставляют
взглянуть на проблему детской одаренности?
Увы, должен отметить, что иллюзий здесь питать
не стоит. Обсуждение проблем детства, и в
особенности детской одаренности, в данном
эзотерическом ключе не только не помогает решать
реальные насущные проблемы развития детской
одаренности и поддержки одаренных детей, а
напротив, приводит к их дискредитации и
забалтыванию. Любые попытки вывести данную
проблематику из сферы позитивного знания,
погрузив ее в пучину эзотерического бреда и
оккультизма, лишают нас возможности серьезно
обсуждать реальные проблемы, подменяя их
проблемами вымышленными, мнимыми.
Вопрос шестой — может быть, рождение необычных
детей стало реальностью? Некоторые
пропагандисты мифа о «детях индиго» уже готовы
отказаться и от этой терминологии, и от подобной
аргументации. Но при этом склонны утверждать, что
вновь рождающиеся дети — необычные дети. Они
существенно отличаются от тех, кто рождался
прежде.
Да, современные дети существенно отличаются от
представителей прежних поколений. Это правда,
более того — так было всегда. Это очевидный факт,
не нуждающийся ни в какой оккультистской
аргументации и прочих парапсихологических
бреднях. Уже давно никто не сомневается в
утверждении биологов о том, что каждый ребенок —
это новый эксперимент, затеянный природой. Дети
во все времена отличались от родителей, но в наше
время мы стали чувствовать эту разницу тоньше и
определеннее.
Происходит это по целому ряду причин, среди
которых и наше повышенное внимание к детям и
детству, и более развитая система диагностики
психических и соматических особенностей
индивидуального развития. В итоге мы часто видим
то, на что наши предшественники не обращали
внимания, больше знаем о детях и детстве.
Существенные изменения в окружающем нас мире, и
прежде всего в образовательной среде, привели к
многократному усилению воздействий на
когнитивную сферу современного ребенка. Эти же
изменения существенно сказались на
интенсификации психосоциального развития
современных детей, становлении их социального
интеллекта. Поэтому, глядя на современных детей,
мы можем смело объявить не какую-то часть, а всех
их вместе другими по сравнению с нами людьми.
Только факты
Серьезные научные изыскания вполне
определенно указывают на реальность данной
картины. Поэтому, решительно отмежевываясь от
всякой чертовщины в обсуждении проблем развития
современных детей, полностью отказываясь от
свойственной этому подходу терминологии и
аргументации (вроде «детей индиго — посланцев
творца, новой расы, пришедшей...» и т.п.), от какого
бы то ни было рассмотрения проблемы детской
одаренности под данным углом, отметим ряд научно
зафиксированных фактов. Факты эти указывают на
весьма существенный прогресс в некоторых
особенностях развития современных детей.
• На протяжении всего ХХ века фиксируется
рост коэффициента интеллекта у детей и взрослых.
Эффект Флинна.
Систематические измерения интеллекта,
проведенные по одним и тем же методикам на
протяжении ХХ столетия в разных странах,
свидетельствуют о том, что средние результаты
решения тестов на интеллект в большинстве стран
мира неуклонно и существенно растут. Так,
например, в США выявлено, что с 1910 до 1984 года
средние показатели по тестам Стэнфорд–Бине
выросли на 22 балла. Причем замечено, что рост
показателей более выражен в сфере невербального
и менее в сфере вербального интеллекта.
Исследователями также замечено, что результаты
по тесту Дж. Равена возрастают на одно
стандартное отклонение (15–16 баллов в переводе в
IQ) за одно поколение. Это означает, что 50% бабушек
и дедушек во времена их внуков в США по
показателям теста Дж. Равена были бы причислены к
отстающим. Аналогичные результаты получены в
подобных исследованиях в странах Европы. Самый
мощный прирост интеллекта зафиксирован в
послевоенной Японии.
Причины этого явления не ясны, и различные их
толкования вызывают споры специалистов. К числу
ведущих факторов в данном случае относят:
улучшение деятельности образовательных систем,
увеличение потоков информации, обрушивающихся
на человека, улучшение питания, здравоохранения,
гигиены [более подробно см. Воронин А.Н. (2) и
Ушаков Д.В. (7)].
• Антропологами фиксируется рост
антропометрических характеристик у
современного человека.
Параллельно с процессом роста интеллекта идут
процессы усиления физических возможностей
человека: увеличение роста, веса, повышение
атлетических возможностей (например — рост
спортивных рекордов).
.Наблюдается определенная динамика в
проявлениях креативности и характере достижений
детей и подростков.
По данным моих исследований, проведенных с
педагогами дополнительного образования,
современные дети и подростки, посещающие
музыкальные и художественные школы,
демонстрируют существенно более высокие
достижения, чем их сверстники 20–30 лет тому назад.
Например, они часто вполне успешно исполняют
произведения, о которых их нынешние учителя,
будучи учащимися музыкальных школ, даже не
помышляли.
• За прошедший ХХ век существенно изменились
представления о горизонтах образовательных
возможностей ребенка.
Несложно заметить: если в начале ХХ века
регулярное обучение детей начиналось с 10–11 лет,
то в его конце в школу стали вполне официально
принимать 6-летних. Широкое распространение
получили методики раннего, домашнего обучения.
Сейчас уже никого не удивляет ребенок, которого
научили читать в полтора года, обучили одному или
нескольким иностранным языкам и т.п. [более
подробно см. Доман Г. (3)].
• Физиологами фиксируются существенные
изменения в психофизическом развитии детей.
Например, по данным Л.А. Рудкевича, в популяции
современных Homo sapiens увеличивается количество
особей астенического и астеноидного типа. Причем
отмечается, что процесс астенизации идет
необычайно быстрыми темпами. Если среди
населения старше 50 лет доля астеников составляет
только 30–35 %, то среди юношей и подростков — уже
около 40%, а среди дошкольников и детей младшего
школьного возраста — около 50%.
Вспышка акселерации, наблюдавшаяся в 60–70-е
годы ХХ века, сменилась децелерацией. У
современных детей происходит замедление
скорости биологического развития, включая как
период первого предростового скачка, так и
сроков полового созревания.
Отмечается также увеличение количества людей с
доминирующим правым полушарием и амбидекстров.
Если среди взрослых доля левшей составляет 6%, а
амбидекстров — около 10%, то в детской популяции
доля левшей возросла до 11%, а амбидекстров — до 25%.
В качестве следующей эпохальной тенденции на
современном этапе эволюции Л.А. Рудкевич
отмечает ювенилизацию. Это выражено в усилении
«мозгового черепа» и одновременно в ослаблении
или редукции «лицевого черепа».
Следующим свидетельством изменений является
тенденция к грацилизации. Термином
«грацилизация» обозначают утончение скелета и
общее ослабление опорно-двигательного аппарата
— костей и поперечно-полосатых мышц, а также
уменьшение силы мышц. При этом Л.А. Рудкевич
подчеркивает, что в наши дни более грацильными
становятся не только астеники, но и
представители других конституциональных типов
— атлетики и пикники.
По мнению исследователя, в современной
популяции явно выражена андрогения. Она
просматривается в частичном сглаживании половых
различий или полового диморфизма.
В исследованиях Л.А. Рудкевича отмечается, что
перечисленные морфологические изменения
сопровождаются множеством психологических
признаков. «Эволюционно более продвинутые»
индивиды характеризуются относительно слабой
нервной системой. При этом они имеют более
высокий интеллект, в особенности невербальный
(интеллект у децелерированных детей и
подростков, вопреки распространенному мнению,
выше, чем у акселерированных). Их креативность
также выше. Они отличаются большим нейротизмом,
меньшей степенью экстравертированности, большей
критичностью, самодостаточностью и
независимостью мышления и меньшим
авторитаризмом, агрессивностью. У большинства из
них динамика суточной активности имеет сдвиг в
сторону «совы» [более подробно см. Рудкевич Л.А.
(5)].
Список можно долго продолжать, и заметим, что
все это уже не досужие рассуждения о мифических
«детях индиго» и их необычных
парапсихологических способностях. Это
позитивное знание, достойное самого серьезного
внимания.
Среди проблем детской одаренности множество
острых, принципиально важных и не решающихся
годами. При этом постоянно появляется масса
людей, желающих навязать обществу и специалистам
обсуждение псевдопроблем. К числу последних
относится и так называемая проблема «детей
индиго». Мотивация людей, подталкивающих
общество к обсуждению этих псевдопроблем, — тема
специального изучения (и не столько для ученых,
сколько для следователей прокуратуры).
За долгие годы работы по изучению проблемы
детской одаренности психология с горем пополам,
но все же научилась измерять «интеллект»,
«креативность», оперировать понятием «высокие
достижения». В поле этого позитивного знания и
следует вести дальнейшую исследовательскую и
практическую работу с одаренными детьми,
обсуждая при этом реальные, а не мнимые проблемы
развития детской одаренности в современной
образовательной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского
коммунизма. — Париж. Репринтное воспроизведение
издания YMCA-PRESS, 1955.
2. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в
межличностном взаимодействии. — М.: Институт
психологии РАН, 2003.
3. Доман Г., Доман Дж. Дошкольное обучение
ребенка. – М.: Аквариум, 2000.
4. Кэрролл Л., Тоубер Дж. Дети индиго. – М.;
София, 2003.
5. Рудкевич Л.А. Эпохальные изменения
человека на современном этапе и педагогические
инновации // Вестник практической психологии
образования. № 4 (5), октябрь–декабрь 2005. –
С. 28–38.
6. Савенков А.И. Психология индоктринации
личности // Развитие личности. № 1–2, 2006. –
С. 46–60.
7. Ушаков Д.В. Интеллект
(структурно-динамическая теория). – М.: Институт
психологии РАН, 2003.
Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук,
доктор педагогических наук
|