ПCИХОЛОГ И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Поле возможностей и ответственности
Введение предпрофильного обучения в старших
классах общеобразовательной школы вызвало
большие споры не только среди педагогов, но и
среди психологов. Многие из них крайне
отрицательно отнеслись к этому нововведению,
объясняя свои опасения возможной утратой
универсальности общего образования.
Мнение этой части специалистов выразил А.Г.
Асмолов, выступая в середине декабря на
III Национальной научно-практической конференции
«Психология образования: культурно-исторические
и социально-правовые аспекты». «Узкоколейка
профильного обучения очень опасна», — сказал он.
Действительно, ставя учеников перед выбором
определенного комплекта учебных предметов, мы
ограничиваем их возможности в получении
универсального объема знаний.
Но есть и другая точка зрения. Ее придерживаются
специалисты, которые в течение многих лет
занимаются реальной помощью выпускникам в их
жизненном и профессиональном самоопределении.
Они уверены, что при продуманной системе
предпрофильного образования переход к
профильному обучению не только не будет
ограничивать, а, наоборот, может расширить
возможности детей.
О том, как этого добиться, рассказывает директор
Ярославского центра профессиональной
ориентации и психологической поддержки «Ресурс»
кандидат психологических наук
И.В. КУЗНЕЦОВА. |
Ирина Вениаминовна, что, на ваш взгляд, дает детям
профильное обучение?
Наши исследования показывают, что в
большинстве случаев выпускники
общеобразовательных школ имеют весьма
ограниченное представление о себе, своем
профессиональном будущем, мире профессий вообще,
о требованиях рынка труда. Поэтому их
профессиональный выбор часто оказывается
неосознанным, необоснованным, случайным. По
последним данным, сейчас около 75% выпускников
высших учебных заведений не работают по
специальности.
В связи с этим особую актуальность приобретает
работа над формированием профессионального
самоопределения школьников, которое возможно в
рамках концепции профильного и предпрофильного
обучения. Оно должно способствовать
индивидуализации обучения и социализации
школьников, поскольку изменения в структуре,
содержании и организации общеобразовательного
процесса при переходе на профильное обучение
позволяют более полно учитывать индивидуальные
склонности и способности каждого ученика.
Мне нравится фраза В.П. Зинченко о том, что школа
— «то место, куда ребенка приводят за руку, а
выйти оттуда он должен сам». Но очень часто к
самостоятельному выходу из школы и построению
своего дальнейшего жизненного пути выпускник не
готов. Профильная подготовка, на наш взгляд,
основана, прежде всего на выборе и
ответственности каждого ученика. В общем потоке
обучения, в котором ребенок движется в течение
всех лет нахождения в школе, он, как правило,
пассивен. Но наступает момент, когда он должен
выбраться из этого потока и принять решение
относительно своего будущего. Он выбирает то, что
отвечает его личностным и профессиональным
интересам, особенностям и способностям. И в то же
время он отказывается от того, что на данный
момент не важно для него. Специализация — выход
на индивидуальную траекторию обучения: «не так,
как все, а так, как мне нужно для моего будущего».
Но для успешной реализации этого подхода
необходима серьезная работа по
профессиональному самоопределению школьников в
рамках предпрофильной подготовки.
Специалистами центра «Ресурс» была
разработана и опробована учебная программа для
общеобразовательных учреждений «Предпрофильная
подготовка. Путь к профессии», прохождение
которой позволяет ребятам принять обоснованное
решение по выбору своей дальнейшей
образовательной траектории и перспектив
профессионального становления.
Чем
отличается работа по этой учебной программе от
традиционной профориентационной деятельности?
Работа по сопровождению процесса
профессионального становления школьника обычно
направлена на усвоение предлагаемой информации.
В нашей программе мы предлагаем ребятам
своеобразную «пробу сил» в освоении «поля
возможностей и ответственности», в формировании
готовности к принятию решения.
Задача предпрофильной подготовки, на наш
взгляд, состоит прежде всего в активизации
позиции ученика, в осознании своих возможностей
и формировании ответственности за свое будущее.
Работа по программе «Путь к профессии» не
ставит перед детьми задачу окончательного
выбора профессии и места работы. Мы ориентируем
девятиклассников на выбор направления, той
области, в которой он собирается в дальнейшем
специализироваться. Но и это не является
самоцелью. Если ребенок не сделал свой выбор и
изъявил желание учиться по общему профилю, то это
его право. Важно помнить, что созревание детей
происходит очень индивидуально. И психологу
необходимо отследить момент готовности ребенка
к принятию решения относительно своего будущего.
Если ребенок готов выбрать какую-то
специализацию, это хорошо, но если у него нет
окончательных представлений о своем дальнейшем
профессиональном маршруте, то лучше выбирать
общий профиль обучения.
Программа, которую мы разработали, носит
интерактивный характер. Это работа учащихся по
отслеживанию и рефлексии собственных шагов по
выбору профиля обучения, определению
индивидуального образовательного маршрута,
определению варианта будущей профессии.
Если мы говорим о формировании у школьника
«поля возможностей и ответственности», то в
процессе принятия решения нельзя ни мешать ему
делать это самостоятельно, ни выбирать за него.
Иначе предпрофильная подготовка не будет
отличаться от всех предыдущих этапов его учебы в
школе.
Главной действующей фигурой в этой работе
должен стать ученик. Не случайно основным звеном
в реализации программы становится
самостоятельная работа учащихся со специальной
рабочей тетрадью — «органайзером». Органайзер —
не учебник, а инструмент, который помогает
фиксировать все основные этапы работы по
программе, результаты диагностики и рефлексии.
Это позволяет учащимся по завершении курса
получить целостное представление о построении
собственного образовательнно-профессионального
маршрута.
Программа состоит из отдельных блоков,
последовательность которых строго определена.
Каждый блок и входящие в него занятия
завершаются подведением итогов и рефлексией
учащихся.
Как
строится работа по программе?
В начале обучения мы знакомим ребят с основами
профессионального самоопределения. Они узнают
об основных правилах и ошибках при выборе
профессии, делают пробные шаги по принятию
решений о выборе профиля обучения. В следующем
блоке мы даем информацию о мире профессий,
пытаемся приблизить их к реальной ситуации на
рынке труда. Мы предоставляем им возможность,
используя разные классификаторы и схемы анализа
профессий, самостоятельно поработать над
изучением мира профессий, который их окружает.
Это не только традиционная для
профориентационной работы классификация по
предмету труда, мы знакомим их со структурой
единого тарифно-классификационнного
справочника работ и профессий рабочих,
должностей руководителей, с классификатором по
отраслям, по видам деятельности Мы предлагаем
ребятам познакомиться с профессией родителей.
Как показали результаты наших исследований, дети
часто не знают, чем занимаются их мамы и папы.
Ребята анализируют объявления в газетах и
знакомятся с описанием профессиональных
требований к той или иной специальности. Хорошо
воспринимается информация о реальной ситуации
на рынке труда и образовательных услуг.
Переходной от изучения профессий, мира труда,
рынка труда является тема базовых компетенций. У
школьников появляется возможность оценить свои
базовые компетенции, которые важны для
достижения успехов в разных видах деятельности.
На этом этапе речь не идет о выборе конкретной
профессии, мы предлагаем учащимся широко и
объективно посмотреть на свои возможности.
Специальный блок программы посвящен изучению
себя в мире профессий. Он включает методы
самодиагностики и наблюдения за собой. Школьники
задумываются над тем, что у них лучше получается,
а что дается труднее, где и как они могу применить
свои способности.
Заключительный этап работы над программой —
проектирование будущего. Это один из значимых
элементов курса, когда, работая над задачей,
связанной с выбором профиля, школьник создает
свой будущий образовательный проект. Это
индивидуальный план, который может включать
школьный и внешкольный компоненты образования
(как занятия в рамках определенного профиля, так
и дополнительные занятия в кружках, на
подготовительных курсах).
Коллеги из образовательных учреждений,
работающие по нашей программе, заметили, что
после ее прохождения у учащихся 10-х классов
происходят значительные изменения в оценке себя,
своего будущего. Если, высказывая свои
предпочтения по выбору профиля, девятиклассники
больше исходят из своих «хотелок» и «мечталок»,
то в начале десятого класса при обсуждении
вариантов профилей или набора элективных курсов
многие меняют свою позицию, поскольку начинают
более реально примерять выбор к своему будущему.
Ирина
Вениаминовна, а кто может вести этот курс в школе?
Этот курс могут вести как психолог, так и
учитель или социальный педагог. Реализация
программы предполагает индивидуальные
(консультация, диагностика, работа с
«органайзером») и групповые формы работы (игры,
дискуссии, обсуждения), самостоятельную
творческую деятельность учащихся.
Основное требование к ведущему – он должен
быть специалистом, умеющим работать в режиме
сопровождения. Ему нужно не только донести до
детей определенные знания и сформировать у них
представления о том, что такое профессия, рынок
труда, базовые компетенции, но и, главное, создать
площадку, лабораторию, где ученики будут
заниматься самостоятельной исследовательской и
проектной деятельностью.
А взрослый должен тонко и мудро направлять
учащихся.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|