Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2007


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Психологам нужна «точка опоры»

В ноябре 2006 года новым директором Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации назначена Алина Афакоевна ЛЕВИТСКАЯ. Это событие не могло остаться незамеченным сообществом психологов образования, поскольку в ведении именно этого департамента находятся вопросы развития Службы практической психологии образования. Несмотря на большую занятость Алина Афакоевна сразу дала согласие ответить на ряд вопросов, волнующих сейчас каждого российского психолога.

В последние годы, оставшись без государственной поддержки, психологи образования попали в очень сложную ситуацию, когда им приходилось рассчитывать только на свои силы. Благодаря усилиям самого профессионального сообщества России психологической службе удалось сохраниться. Каким вам видится дальнейшее взаимодействие министерства и руководимого вами департамента с психологами, работающими в системе образования?

На мой взгляд, невозможно представить образование в современной России без полноценного психологического сопровождения. Поэтому нам необходимо развивать сотрудничество по самым разным направлениям и с психологическим сообществом, и с Федерацией психологов образования России. Направления, которые определены сегодня как приоритетные в развитии современного образования, предполагают в обязательном порядке участие психологов в их реализации.

Я имею в виду прежде всего те задачи, которые определяют специфику современного образования и требуют быстрого и эффективного решения. Это и развитие системы предшкольного образования, и введение единого государственного экзамена, профильного и предпрофильного обучения, информатизацию образования.

Нельзя забывать и о том, что все инновационные педагогические проекты также предполагают профессиональное участие психологов.

Одно из важных направлений деятельности департамента — специальное коррекционное образование. Здесь у нас очень много нерешенных вопросов, что открывает огромное поле деятельности для психологов. Психологическая помощь должна быть качественной, доступной и комплексной, обеспечивать взаимодействие разных специалистов для решения проблем ребенка с учетом не только его индивидуально-психологических особенностей, но и социальной ситуации, в которой он растет и развивается.

Статья опубликована при поддержке портала о строительстве и ремонте "remontmix.ru". Каталог компаний рынка строительства и ремонта, поиск товаров, новости, статьи, поиск работы и подбор персонала, информация о строительных выставках и многое другое. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://remontmix.ru/.

Особое внимание должно быть уделено психологической работе с различными контингентами детей: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; одаренные дети; дети с девиантным поведением; дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в развитии и др.

В частности, в рамках реализации идей, заложенных в послании Президента России, и последующих постановлений Правительства РФ об устройстве детей-сирот в замещающие семьи, перед психологами возникает очень сложная и ответственная задача: помощь в организации региональных служб сопровождения семьи. Важно, чтобы замещающая семья помогла ребенку ощутить себя счастливым. Но ведь даже в родной семье возникает масса проблем, и в их решении все чаще участвуют психологи.

А при появлении в семье приемного ребенка, который часто имеет негативный жизненный опыт социального сиротства, количество проблем увеличивается во много раз. Такие семьи нуждаются в профессиональной, грамотной, методичной и, я бы даже сказала, системной повседневной помощи психолога. К сожалению, психологов, подготовленных к работе с замещающей семьей, очень мало, да и не во всех регионах они есть.

Остро стоит проблема психологической помощи в экстремальных ситуациях. К сожалению, мы живем в такое время, когда нельзя рассчитывать на идеальные условия для организации образовательного процесса. Даже когда мы находимся в относительно стабильных условиях, нельзя исключать возможности возникновения тех или иных чрезвычайных ситуаций. Все педагогическое сообщество должно быть подготовлено к оказанию квалифицированной профессиональной помощи и, конечно же, мы, психологи, в первую очередь.

Особо хочется выделить те задачи, которые мы ставим перед собой в области воспитания детей и молодежи. Ведь любой образовательный процесс нельзя рассматривать в отрыве от воспитательного воздействия.

18 ноября 2006 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Стратегия государственной молодежной политики». Психологам необходимо активно включаться в эту работу на самом раннем этапе. Важно максимально учитывать восприятие детьми и молодежью социальной ситуации, а также прогнозировать психологические и социальные последствия наших действий.

Все перечисленные направления предполагают выстраивание системы подготовки высококвалифицированных психологических кадров, их переподготовку. Кроме того, нам надо понять, какой должна быть дополнительная квалификация у психологов, работающих в разных регионах России.

Нужно продумать блок психологической составляющей подготовки молодых специалистов в сфере молодежной политики, которые сегодня обучаются этой новой специальности в 60 российских вузах.

Важно, чтобы все, кто работает в образовании, имели хорошую психологическую подготовку. В условиях современной России я не представляю себе педагогического работника без высокого уровня психологической культуры. И здесь нам нужно совместно с психологическим сообществом поработать над учебными планами, стандартами, тарифно-квалификационными требованиями к уже работающим кадрам. И конечно же, вносить коррективы в квалификационные требования к выпускникам.

Алина Афакоевна, психологам образования очень нужна поддержка на государственном уровне. Уже два года ведется работа над проектом Концепции развития системы психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года. Есть ли надежда, что эта Концепция будет принята в ближайшее время?

Комплексное решение многих перечисленных задач предусмотрено в проекте Концепции развития системы психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года. В этом документе значительное внимание уделено психологическим аспектам педагогической и воспитательной работы с разными контингентами детей и молодежи, разработке механизмов социально-психологического мониторинга их развития, проектированию и экспертизе образовательной среды, повышению уровня психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Мы ждем активного обсуждения представленного проекта Концепции всеми заинтересованными специалистами и надеемся, что доработанный вариант будет утвержден и начнется работа по его реализации.

Такой документ обязательно должен существовать, поскольку заложенная в нем система развития службы, при условии ее успешной реализации, позволит поднять на качественно иной уровень работу психологов. Во-первых, регионы получат «точку опоры» для развития службы на местах. Не секрет, что в различных регионах и разный уровень работы психологов. Во многих из них служба сопровождения образовательного процесса находится в самом начале пути: есть большие сложности с привлечением кадров. Где-то их просто нет, а там, где они есть, — не задействованы в той мере, как этого требует образовательный процесс.

Когда на всю школу один психолог, ожидать какой-либо качественной работы при отсутствии в органах управления образования сильной региональной службы, при отсутствии программы на региональном, а главное, федеральном уровне, при отсутствии взаимодействия федерального центра и регионов по проблеме организации психологической службы, без Концепции сложно. Точнее говоря, просто невозможно.

Сейчас нормативно-правовая поддержка психологов образования очень важна также в связи с тем, что мы очень четко разводим права и обязанности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Без документа, в котором эти моменты были бы концептуально проработаны и на основе этого выстроено четкое распределение полномочий в руководстве службой на различных уровнях, мы не можем двигаться дальше. И в министерстве, и в отделе воспитания, охраны здоровья, психолого-педагогической поддержки и дополнительного образования детей, который непосредственно курирует психологическую службу, есть не только понимание, но и убеждение, что такой документ нужен. Концепция определяет перспективы развития Службы практической психологии образования на ближайшие годы, а значит, затрагивает судьбу отечественного образования в целом, его гуманистическую, личностно-ориентированную направленность.

На 2007 год мы запланировали обязательное утверждение Концепции и дальнейшую ее реализацию.

В связи с переходом на подушевое финансирование детей психологи попали в «зону риска»: в образовательных учреждениях сокращают ставки, закрывают ППМС-центры. Будет ли министерство защищать психологов?

Многое в этом направлении уже делается. Как только начались эти негативные процессы, в департамент стало приходить большое количество писем. Мы внимательно знакомились с ними и направляли обращения к главам тех регионов, где сложилась неблагоприятная ситуация в психологической службе. Причем мы не только просили их вернуться «на исходные позиции», но и знакомили с аналитическими материалами о положении психологов в других, благополучных регионах. Мы писали о том, что не только нельзя закрывать учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи (ППМС-центры), а наоборот, их надо развивать и увеличивать их количество.

При этом нельзя забывать о высокой квалификации специалистов. Психологи должны быть не только хорошо подготовлены как профессионалы, но и ориентированы на ту сферу деятельности, в которой им приходится работать. В противном случае, если специалист лишь прикрывается дипломом психолога, но при этом демонстрирует полную профнепригодность, это наносит серьезный удар и по репутации психологов в целом, и по образовательному учреждению, где работают подобные «специалисты», и приводит к тому, что и дети, и родители отказываются с ними работать.

Но о том, чтобы уменьшать количество психологов, а тем более закрывать ППМС-центры, вообще не может быть речи. Эту позицию мы четко обозначили в разных документах. последний, который мы направляем в регионы, — Информационное письмо «Об итогах III Национальной конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты».

Надеемся, что к нашим рекомендациям в регионах отнесутся с полным пониманием.

Алина Афакоевна, как вам видится перспектива сотрудничества министерства с профессиональным психологическим сообществом, с Федерацией психологов образования России?

Надеюсь, что мы будем выстраивать долговременные отношения, начиная с планирования совместной деятельности, выработки единых принципов наших взаимоотношений с регионами, организации и развития там психологических служб, системной подготовки и переподготовки кадров.

К сожалению, сейчас в образовании нет системы, которая бы работала на необходимый результат. Поэтому судьба психологов часто зависит от субъективного отношения и степени понимания значимости их деятельности руководителями регионов и органов управления образованием. А так быть не должно. Получается, что если глава региона и руководитель управления образованием считают психологическую поддержку необходимой, то служба в регионе успешно развивается, а если они считают иначе, то и отношение к психологам соответственное. Это не государственный подход. Именно поэтому нам нужна и Концепция, и программа ее реализации. Нужны соответствующие программы развития психологической службы на региональном уровне, и самое главное — у нас должна быть стройная система профессиональной подготовки и переподготовки психологов в стране.

Тогда мы можем быть уверены, что система психологического обеспечения российского образованиясуществует не «пропорционально личностным представлениям руководителей», не ориентирована на какие-то их субъективные пристрастия, а действует в рамках решения государственных задач.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Биографическая справка

ЛЕВИТСКАЯ Алина Афакоевна — выпускница филологического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Окончила очную аспирантуру кафедры общего языкознания Ленинградского государственного университета с присвоением ученой степени кандидата филологических наук. Работала преподавателем русского языка и литературы в школе, ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры русского языка в Северо-Осетинском государственном университете. В 1993 г. была избрана деканом факультета русской филологии.

С ноября 1997 г. — заместитель министра общего и профессионального образования Республики Северная Осетия – Алания. На этой должности Алина Афакоевна активно участвовала в создании многоуровневой профессиональной подготовки педагогов, в реализации идеи непрерывного педагогического образования в республике Северная Осетия –Алания. Под ее руководством разработана программа «О стратегии педагогического образования в республике Северная Осетия –Алания», в рамках которой осуществлено преобразование Владикавказского педагогического училища в педагогический колледж, реорганизованный затем в государственный педагогический институт с сохранением двух уровней подготовки учителей: среднего и высшего. В СОГПИ создана лаборатория полилингвального образования, на базе которой в феврале 2005 г. открыта кафедра полилингвального образования ЮНЕСКО.

13 марта 2002 г. назначена министром общего и профессионального образования республики. С июля 2005 г. — первый заместитель министра образования и науки во вновь образованном Министерстве образования и науки Республики Северная Осетия –Алания.

В 2006 г. Алина Афакоевна возглавила Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

А.А. Левитской присвоено звание «заслуженный работник образования Республики Северная Осетия – Алания» и «заслуженный учитель Российской Федерации».