Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ

Е.Н. Корнеева
Екатеринбург:
У-Фактория, 2006

Новую книгу, изданную в серии «Психология детства: Современный взгляд», правильнее было бы назвать в старинном духе «Назидательная книга для родителей, не очень сведущих в психологии: чем ваш ребенок может вас огорчить и что вы можете этому противопоставить». Посвященная якобы детским капризам, книга охватывает широкий спектр поведенческих проблем — от нарушений сна и трудностей кормления в младенчестве до юношеского инфантилизма. Содержание книги сгруппировано в небольшие главки, каждой из которых предпослана набранная курсивом преамбула — жалобы конкретных родителей на поведение своей Наташи или Светы, Артема или Руслана. И каждая глава словно представляет собою ответ на данную жалобу, который дает мудрый и опытный психолог.
Как и большинство подобных книг (а их в последние годы изданы десятки и сотни), книга Корнеевой по-своему безупречна — авторские суждения бесспорны, подкреплены вековым опытом возрастной психологии и практически неуязвимы для критики. Ну разве что особо придирчивые коллеги могут посетовать на односторонность раздела, посвященного возрастным кризисам. Содержание кризисов 1 года, 3 лет и т.д. (описанных, кстати, во всех учебниках по детской психологии) автор трактует почти исключительно в негативном аспекте — со стороны типичных для этих этапов нарушений поведения (хотя любой третьекурсник психфака знает, что содержание возрастных кризисов к этому отнюдь не сводится и в благоприятных условиях воспитания кризис — закономерный и неизбежный — может протекать и вовсе без всякого негатива!). Но на это обратят внимание лишь профессиональные психологи. Большинство же родителей, вероятно, согласно закивают: «Да, да, вот так оно и происходит! И что же вы, психолог, посоветуете?» Вот тут-то и таится проблема, также, увы, общая для книг такого рода.
Мельком сославшись на конкретную родительскую жалобу, автор пускается в рассуждения — отчего такие трудности возникают. Но не у данных Маши или Пети, а вообще... Ведь чтобы дать дельный совет родителям конкретной Маши, совершенно недостаточно выслушать лаконичную жалобу, умещающуюся в пять строчек текста. Необходимо долго и подробно расспрашивать обеспокоенных родителей насчет сложившейся в семье ситуации, состояния физического здоровья ребенка, его индивидуальных особенностях, отношении к родителям, к сверстникам, к учебе, к самому себе... Потому что один и тот же «каприз» в каждом индивидуальном случае может объясняться очень по-разному и соответственно требует разного подхода.
Но вряд ли эту особенность книги можно поставить в упрек автору. Е.Н. Корнеева вполне успешно справляется с задачей психологического просвещения родителей в формате общих разъяснений и рекомендаций. Частные же случаи требуют, естественно, индивидуальных консультаций — того, чем вам, коллеги, день ото дня приходится заниматься. Разумеется, каждая частная проблема требует особого решения, и об этом в книге не написано, психологу нужна своя голова на плечах. Так об этом и нигде не написано! Но нельзя же вовсе обойтись без назидательных книг с их общими разъяснениями. Среди них рецезирумая книга, может быть, и не наилучшая, но по-своему очень неплоха.

Сергей СТЕПАНОВ

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Каприз". Сеть ногтевых центров "Каприз" оказывает профессиональные услуги наращивания ногтей, маникюра и педикюра в Москве. Наращивание ногтей от компании "Каприз" - это выгодные цены и работа высококлассных специалистов, которая своим качеством, красотой и надежностью удовлетворит самого требовательного клиента. Узнать больше о предоставляемых услугах и прочесть отзывы посетительниц ногтевых центров "Каприз" можно на официальном сайте компании, который располагается по адресу сайте http://www.nail-centr.ru