Методы активного
социально-психологического обучения
|
Учебное пособие
А.К. Быков
М.: ТЦ Сфера, 2005
|
О таких видах
активного обучения, как ролевые игры и
социально-психологические тренинги, педагоги и
психологи наверняка наслышаны, однако их
применение пока что не носит массового
характера. И психологи не спешат с включением,
например, деловых игр или групповых дискуссий в
педсоветы или родительские собрания.
Сложившееся положение объясняется действием,
как минимум, двух факторов: недостатком
представлений о специфике и процедуре таких
мероприятий и настороженным отношением к
социально-психологическим методам обучения,
эффективность которых ставится под сомнение.
В книге Быкова изложены научно-методические
основы групповых форм активного обучения.
Издание является учебным и предназначено прежде
всего студентам – будущим педагогам и
психологам. В то же время оно окажется полезным и
психологам уже состоявшимся, но готовым к
расширению спектра используемых методов
практической работы. Чтобы решить для себя,
представляет ли это небольшое пособие
профессиональный интерес, необходимо
внимательно ознакомиться с первой главой,
содержащей общую характеристику методов
активного социально-психологического обучения.
Автор приводит классификацию названных методов
и перечисляет психолого-педагогические
ситуации, в которых допустимо и желательно их
использовать.
Активные методы обучения делятся на
индивидуальные и групповые. Описание последних и
составляет содержание книги. К групповым методам
относятся дискуссионные (групповая дискуссия,
круглый стол, «мозговая атака» и др.), игровые
(ролевая, деловая игра) и
социально-психологические тренинги. В
зависимости от профессиональных предпочтений и
задач читатель может остановиться на чтении
соответствующего раздела книги.
Отнесение издания к категории учебных
накладывает отпечаток на характер изложения,
которое отличается основательностью и
последовательностью, а кроме этого, носит
выраженную методическую направленность. При
описании, например, деловых игр автор не
ограничивается изложением их видов, задач и
структуры и специально останавливается на
методике подготовки и проведения. Лучшему
пониманию способствует и подробное описание
конкретной ситуации деловой игры.
Помещенный в конце книги «Терминологический
словарь» содержит в себе толкование понятий,
имеющих непосредственное отношение к
обсуждаемым в учебном пособии вопросам.
В завершение необходимо отметить, что
ознакомление с данным изданием не мешает
сохранению критического отношения к некоторым
методам активного социально-психологического
обучения. В книге специальное внимание уделено
особенностям проведения тренинга креативности и
даже предложены соответствующие
психотехнические упражнения. К таковым
относится игра с называнием нестандартного
способа использования предмета. Вряд ли стоит
повторять все те замечания, которые были
неоднократно высказаны в адрес этой методики.
Кстати, интересно отметить, что тренинг
креативности, наряду с тренингом по развитию
памяти, внимания, речи, восприятия, воображения,
выступает, по авторскому замыслу, частной формой
тренинга личностного роста. В наличии выраженной
собственной позиции автору учебного (!) пособия
не откажешь.
Михаил ЖДАНОВ
|