Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Методы активного
социально-психологического обучения

Учебное пособие
А.К. Быков
М.: ТЦ Сфера, 2005

О таких видах активного обучения, как ролевые игры и социально-психологические тренинги, педагоги и психологи наверняка наслышаны, однако их применение пока что не носит массового характера. И психологи не спешат с включением, например, деловых игр или групповых дискуссий в педсоветы или родительские собрания. Сложившееся положение объясняется действием, как минимум, двух факторов: недостатком представлений о специфике и процедуре таких мероприятий и настороженным отношением к социально-психологическим методам обучения, эффективность которых ставится под сомнение.
В книге Быкова изложены научно-методические основы групповых форм активного обучения. Издание является учебным и предназначено прежде всего студентам – будущим педагогам и психологам. В то же время оно окажется полезным и психологам уже состоявшимся, но готовым к расширению спектра используемых методов практической работы. Чтобы решить для себя, представляет ли это небольшое пособие профессиональный интерес, необходимо внимательно ознакомиться с первой главой, содержащей общую характеристику методов активного социально-психологического обучения. Автор приводит классификацию названных методов и перечисляет психолого-педагогические ситуации, в которых допустимо и желательно их использовать.
Активные методы обучения делятся на индивидуальные и групповые. Описание последних и составляет содержание книги. К групповым методам относятся дискуссионные (групповая дискуссия, круглый стол, «мозговая атака» и др.), игровые (ролевая, деловая игра) и социально-психологические тренинги. В зависимости от профессиональных предпочтений и задач читатель может остановиться на чтении соответствующего раздела книги.
Отнесение издания к категории учебных накладывает отпечаток на характер изложения, которое отличается основательностью и последовательностью, а кроме этого, носит выраженную методическую направленность. При описании, например, деловых игр автор не ограничивается изложением их видов, задач и структуры и специально останавливается на методике подготовки и проведения. Лучшему пониманию способствует и подробное описание конкретной ситуации деловой игры.
Помещенный в конце книги «Терминологический словарь» содержит в себе толкование понятий, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемым в учебном пособии вопросам.
В завершение необходимо отметить, что ознакомление с данным изданием не мешает сохранению критического отношения к некоторым методам активного социально-психологического обучения. В книге специальное внимание уделено особенностям проведения тренинга креативности и даже предложены соответствующие психотехнические упражнения. К таковым относится игра с называнием нестандартного способа использования предмета. Вряд ли стоит повторять все те замечания, которые были неоднократно высказаны в адрес этой методики. Кстати, интересно отметить, что тренинг креативности, наряду с тренингом по развитию памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, выступает, по авторскому замыслу, частной формой тренинга личностного роста. В наличии выраженной собственной позиции автору учебного (!) пособия не откажешь.

Михаил ЖДАНОВ