Работа психолога с застенчивыми
детьми
|
Л.И. Катаева
М.: Книголюб, 2005
|
В практической
психологии есть «вечные» темы, которые, несмотря
на то что получили отражение в многочисленных
методических пособиях и периодических изданиях,
продолжают оставаться актуальными. Проблема
детской застенчивости — одна из таких проблем,
привлекающих внимание практиков и теоретиков,
педагогов и родителей. Поэтому не приходится
сомневаться, что брошюра, вышедшая в серии
«Психологическая служба», окажется полезной для
достаточно широкого круга читателей. Причем
застенчивость — такая особенность личности,
которая порой сопровождает человека всю жизнь, и
становится понятным, насколько важно научить
ребенка как можно раньше справляться с
трудностями, обусловленными замкнутостью и
нерешительностью.
Небольшой формат издания — в брошюре всего 56
страниц — адекватен предпринятой автором
попытке представить конкретную программу
коррекционной работы с дошкольниками 4–6 лет.
Занятия по задумке автора проводятся с октября
по апрель один раз в неделю или три с половиной
месяца по два раза в неделю. При изложении автор
четко формулирует цель каждого занятия и
описывает его ход. Тем самым психологи получают
возможность, опираясь на материалы пособия,
организовать цикл групповых занятий в своем
дошкольном учреждении с учетом психологических
особенностей посещающих его детей. Подробные
описания, построенные с опорой на собственный
опыт, а не на умозрительные рассуждения,
значительно повышают доверие к авторским
рекомендациям. Тем более что данная система
занятий, как отмечается в брошюре, проверялась в
течение нескольких лет и показала высокую
результативность.
Описание занятий предваряет небольшое
«Введение», которое также содержит в себе
несколько полезных советов. В частности, автор
обращает внимание на необходимость выработки
правильного стиля общения с застенчивыми детьми,
предполагающего, прежде всего, расширение круга
их общения. В этой связи не менее важной видится
также подготовка детей, не испытывающих
трудностей в общении, к пониманию того, что учет
индивидуальных особенностей собеседника —
такое же необходимое условие организации
диалога, как и умение выслушать другого человека
и аргументированно ему возразить. Не секрет, что
застенчивые дети нередко не могут справиться с
нерешительностью именно по причине отсутствия
доброжелательного к себе отношения. Таким
образом, психологическая работа с проблемой,
получившей в психологии название
«застенчивость», предполагает работу с целым
детским коллективом.
В заключение следует отметить три момента.
Во-первых, предлагаемые занятия могут
проводиться не только психологом, но и педагогом
детского сада. Во-вторых, они будут полезны всем,
а не только застенчивым детям при подготовке их к
обучению в школе, так как направлены на развитие
навыков общения и регуляции своего поведения. В
третьих, это пособие может быть рекомендовано и
родителям в силу того, что коррекционная работа
включает в себя проигрывание ситуаций
повседневного общения.
Марина СТЕПАНОВА
|