Происшествие в 7 «Б»
Игра-расследование
Игра рассчитана на подростков.
Количество участников: минимально — 10
человек, максимально — по числу информационных
раздаточных карточек (см. материалы к играм).
Можно играть всем классом. При числе участников
более 12 желательно участие соведущего или
ассистента (им может быть классный руководитель,
учитель, воспитатель).
Игра не требует специально оборудованного
помещения, ее можно проводить в учебной комнате,
где есть возможность разместить участников на
стульях по кругу.
Цели и задачи игр-расследований могут быть
различными, например:
— организация досуга;
— сплочение группы;
— диагностика взаимоотношений в группе;
— выявление неформального лидера, генератора
идей, организатора деятельности,
дезорганизатора и пр.;
— изменение статуса отдельных членов группы;
— тренировка логического мышления.
Продолжительность игры зависит от
количества участников, степени конфликтности
или сплоченности группы, наличия одного или
нескольких лидеров, самоорганизации участников,
толерантности, мотивации на успешное решение
задания. В среднем – это 20 минут. Однако на
практике были случаи успешного решения задачи за
10 минут, а в особо конфликтной группе — за 40
минут. Время игры участникам не сообщается. Если
игра увлекла группу, но они не могут прийти к
единому решению, можно дать дополнительное
время, однако желательно уложиться в 40 минут,
чтобы осталось время на обсуждение.
Опыт проведения игр-расследований показывает,
что для младших подростков интересен сам процесс
игры, поиск верной версии. Старшие же подростки,
напротив, охотнее обсуждают процесс и итоги игры,
причины успеха и неудачи, приобретенный в игре
опыт.
Материалы к играм содержат инструкцию
ведущего (с правильным ответом), карточки-подсказки
(по числу участников) и информационные
карточки, которые всегда раздаются полностью.
Если число участников меньше количества
информационных карточек, то оставшиеся карточки
раздаются дополнительно, то есть у каждого
участника может оказаться несколько карточек.
Игры заканчиваются этапом обсуждения. Вопросы
для обсуждения зависят от тех целей, которые
поставил перед собой ведущий. Обсуждение может
дать участникам ценный опыт независимо от итога
(успеха-неуспеха) игры. Ведущий направляет
обсуждение таким образом, чтобы каждый участник
говорил о своих впечатлениях, избегая оценочных
суждений относительно других участников.
Инструкция ведущего
Представьте себе, что вы работники частного сыскного
агентства. У вас отличная репутация, вы успешно
расследуете любые дела. Сегодня к вам обратился
директор одной из школ. Дело в том, что за 2 часа
до начала новогоднего концерта в его (директора)
кабинет вошел расстроенный классный
руководитель 7-го «Б» класса. Он сказал: «К
сожалению, события сегодняшнего вечера под
угрозой срыва, так как пропала одна очень важная
вещь».
Вам предстоит в течение определенного времени
расследовать, что пропало, кто это взял и где
это находится. Для работы вам будут выданы
карточки-подсказки и информационные карточки,
содержащие материал опроса свидетелей.
Полученной информацией вы можете располагать по
своему усмотрению, можете ею делиться, но никто
не может принудить вас делать это.
Как только закончится время, вы должны выдать
заказчику единую версию.
Напоминаю задание (прочесть еще раз
выделенный текст). Желаю удачи! Время пошло.
Ведущий после инструктажа и мотивации на игру
покидает круг, предоставляя участникам
возможность самостоятельной работы. Всякие
попытки вовлечь ведущего в игру на любом ее этапе
деликатно, но твердо отклоняются.
Во время игры ведущий отслеживает, на какой
минуте впервые прозвучала правильная версия
следствия, кем она была высказана, была ли
принята или отвергнута, по какой причине (в
зависимости от цели и задач игры ведущий
отслеживает материал к этапу обсуждения итогов
игры).
Раздаточный материал к игре
Карточки-подсказки (по числу
участников)
Что пропало?
• Деньги
• Детские подарки
• Фотоаппарат
• Классный журнал
• Фонограмма песен
• Костюм снегурочки
Кто взял?
• Прохор, одноклассник Анфисы
• Фотограф Сергей Петрович
• Классный руководитель Арсений Федорович
• Режиссер новогоднего концерта
• Анфиса, ученица 7-го «Б» класса
• Техничка (уборщица)
Где находится?
• В подсобном помещении
• В шкафу
• В сумке
• В коробке из-под елочных игрушек
• В раздевалке спортзала
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТОЧКИ
33 карточки. Разрезать, перемешать,
раздать.
Анфиса любит выступать на сцене и
хорошо поет.
Родители не пустят Анфису в Испанию,
если будет хоть одна четверка.
У Анфисы за четверть по физкультуре
четверка.
Анфиса украшала сегодня кабинет
мишурой со всем классом.
Прохор тайно влюблен в Анфису.
Прохор увлекается музыкой и фотоделом.
Прохора вообще не было сегодня в школе.
Прохор сегодня искал для Анфисы
дорогой подарок.
Прохор часто получает двойки.
Уборщица болеет гриппом и уже три дня
находится дома.
Уборщица очень любит сладкое.
Внучка уборщицы Катя мечтает выступать
в роли Снегурочки.
У фотографа Сергея Петровича
вместительная сумка.
У фотографа Сергея Петровича очень
ценный фотоаппарат.
У фотографа Сергея Петровича нет детей.
Фотограф Сергей Петрович — порядочный
человек.
Фотограф Сергей Петрович придет на
вечер только к началу концерта.
Режиссер весь день не выходил из
актового зала.
Режиссер мечтает о хорошем
фотоаппарате.
Классный руководитель 7-го «Б» перед
новогодним концертом
собирается сообщить родителям об оценках за
четверть.
Классный руководитель 7-го «Б» обычно
хранит общественные деньги
в кошельке.
Классный руководитель 7-го «Б» ни в чем
не виноват.
Оценки за четверть выставлены пока
только в классный журнал.
В шкафу находятся только книги.
Фотоаппарат лежит в сумке фотографа.
Спортзал был закрыт весь день.
В подсобном помещении только ведра и
веники.
В коробке из-под елочных игрушек не
только мишура.
Оставшуюся мишуру ученики сложили в
коробку.
Костюм Снегурочки — у девочки Лены,
которая играет эту роль.
Подарки привезут к началу концерта.
Деньги никто не терял.
Под фонограмму репетируют в актовом
зале. |
Ответ. пропал журнал,
взяла Анфиса. Он лежит в коробке из-под елочных
игрушек.
Татьяна СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог,
г. Волгоград
|