Прикосновение к глине
В современном
мире машин и станков душа начинает просить
чего-то, во что мастер вдохнул жизнь, любовь, к
чему прикасалась рука человека. Такие мысли и
переживания подтолкнули нас к открытию в нашей
школе кружка керамики. Сюда стали приходить дети
и включаться в процесс создания своей вещи.
Работа с ощущениями
Первое касание глины — прикосновение к
порошку, из которого путем волшебных превращений
получается пластичный и податливый комок. Дети
берут размоченный порошок, смешивают его с сухим,
слегка промешивают руками, а затем его бросают —
это необходимый этап психологической подготовки
к занятию. Ребенок, бросая глину изо всей силы,
всю свою агрессию, злость, обиду вкладывает в
этот бросок. Кому-то нравится разбежаться, а
кто-то с места кидает кусочек так, чтобы в душе не
осталось ни капли злости и раздражения, ни капли
чего-то горького, чтобы с чистой и освобожденной
душой приступить к работе.
Родители мне часто говорят, что ребенок у них
непоседливый, а мне он видится умиротворенным и
безмятежным, после того как выплескивает все
свои «злючки». Ребенок спокойно садится лепить,
он начинает фантазировать, придумывать, поток
его мыслей направлен на созидание.
Часто старшие подростки заходят к нам и
предлагают помочь замешивать глину. Они с
удовольствием «отколачивают» глину до идеальной
пластичности, а потом бегут по своим делам.
Следующее прикосновение к глине — работа со
шликером (жидкая масса, смесь глины и воды). Для
склеивания изделий мы используем разведенную в
воде жидкую глину, это очень похоже на грязную
лужу. Представьте, что вам разрешают и даже
советуют измазать руки грязью и так работать со
своим изделием. Некоторые дети застревают на
этом этапе, наслаждаясь прикосновениями грязных
рук к столу, пробуют работать в грязи со стеками
(палочками). Ребенок расслабляется, он весь в
ощущениях, в своих переживаниях, и часто эти
переживания так сильны, что ребенок ничего не
видит и не слышит вокруг. Причем неважно, сколько
ребенку лет — 3, 6 или 14...
Следующее прикосновение — формование изделия.
С детьми всех возрастов очень интересно лепить
маски. Это и психодиагностика, и психотерапия.
Ребенку полезно видеть себя в зеркале в процессе
лепки.
Работа с масками описана в разных источниках,
но каждый раз все получается по-разному. Одни
дети (особенно мальчики в подростковом возрасте)
любят лепить злых персонажей, с рогами, клыками,
другие (особенно девочки в младшем подростковом
возрасте) делают красивые плоские лица, всячески
их украшая. Детям младшего школьного возраста
нравятся маски животных с очеловеченными
чертами, а старшим — стилизация. Но практически в
любом возрасте детям, не обученным специально,
трудно соотнести черты лица, уйти от стереотипов,
что глаза — это не дырки во лбу, а нос — не две
точки посередине. Зеркало — возможность связать
свои черты в единое целое, найти место щекам,
губам, глазам и бровям, соединить все это в единое
гармоничное целое.
На радость потомкам
В
данной работе трудно отделить диагностику от
коррекции, но в процессе работы психологу видны
проблемы ребенка, и, опираясь на интерпретации
проективных методик, он может многое увидеть и
понять. Само нахождение места для отдельных
частей лица имеет для ребенка большое значение.
Он может начать воспринимать эмоциональный мир
более целостно, внимательнее относиться к лицу, к
его мимике. Когда дети уходят, оставив свои маски,
то удивительным образом в каждой работе виден ее
хозяин, вне зависимости от образа четко
прослеживаются его черты.
Еще более сложный процесс — лепка тела. В этом
году мы лепили человекоподобного петушка. Для
детей очень непросто понять, что ноги выгибаются
у человека только в одну сторону и не могут
гнуться в другую, что для того, чтобы сесть, надо
довольно хитро изогнуть ноги, а уж сложить руки у
глиняной фигурки совсем трудно. Вот тут и
начинаешь думать: что важнее — провести
психологическую диагностику или слепить
петушка? На первый взгляд для диагностики нужны
только специальные знания, а оказывается, что для
того, чтобы объяснить современным детям, как
устроены ноги, нужны внимание, интерес и
терпение, да еще и знание психологии.
У нас в кружке детские работы делаются
по-настоящему, так как проходят два обжига, как и
полагается. После первого обжига в муфельной
печи изделие надо раскрасить специальными
красками. Так вот тут возникает целый спектр
психологических проблем. Очень важно внимание —
ведь ребенку необычайно трудно раскрасить
объемную фигурку, он по привычке часто
раскрашивает изделие в одной плоскости — с одной
точки зрения. Начинаешь поворачивать перед ним
законченную как будто работу, и выясняется, что с
других-то сторон она не раскрашена. Так и ищет
ребенок пропущенные места. Вот где внимания надо
не меньше, чем на математике! И чтобы узор
нарисовать, нужны и память, и зрительно-моторная
координация.
А как расположить весь узор в объеме, да не на
идеальной фигуре, а на слепленной детскими
ручками? Как придать петушку или маске
настроение, как тарелку сделать сказочной? И
воображение, и память, и внимание, и много еще
чего нужно ребенку, чтобы работа всем
понравилась, чтобы мама обрадовалась, да и
потомки могли гордиться — ведь изделия
настоящие, храниться могут годами.
Душа в душу...
Работая
в школе психологом, в первые годы я сильно
мучилась оттого, что проведешь диагностику, а
дальше-то что с этим делать? Ну поговоришь с
ребенком, поможешь в проблеме, а результата и не
увидишь, ведь редко кто ходит к психологу с
радостью, больше всё с печалями. Работа с глиной
дала мне то, чего не хватало в «чистой»
психологии, — лицезрение результата своей
работы. Сердце замирает от счастья, когда
открываешь печь и видишь чудо — детские поделки.
Проходит год, детки растут и меняются: руки
начинают их слушаться, а глаза видеть больше. Мы
лучше начинаем понимать друг друга и окружающих
— и маму, и сверстников. Можно подержать в руках
то, что дети оставили мне, ведь не всё они
забирают домой, а учатся делиться самым
сокровенным — своей душой.
В нашей школе есть витрина, где представлены
работы детей. Во время каникул проходишь мимо и
вспоминаешь то одного, то другого. С Никитой мы
мучились от обилия волков и злых собак, но у нас
прекрасно получалось видеть в объеме. С Гришей в
первый год мы лепили динозавриков — для него
ничего больше не существовало, потом появились
мамы-динозаврики, папы, друзья, которые стали
вводить нас в окружающий мир. С Машей мы учились
работать самостоятельно. Эта девочка
удивительно умеет сказать такие слова, что не
замечаешь, как начинаешь лепить за нее. Мне
приходилось заставлять себя не подпадать под
влияние этого ребенка и вместе с тем не ранить ее
отказом в помощи, показать другие способы
общения с людьми. Каждая игрушка — это множество
наших прикосновений к глине, когда встречались
наши души — детская и взрослая. Каждое
прикосновение — общение, жизнь, переживания. Мы
вместе огорчались, когда игрушки ломались,
вместе радовались удачам.
Глина, керамика — целый мир в работе психолога.
Мне иногда кажется, что прикосновение к глине —
это постоянное соприкосновение с душами детей. И
это и есть настоящая психологическая работа.
Конечно, психологи проводят тренинги,
обсуждения, коррекционные занятия с детьми,
разговаривают, рисуют. Но не меньше психологии в
глине — настоящем волшебном материале,
помогающем приблизиться к душам друг друга.
Ольга ЧЕРНЫШЕВА,
педагог-психолог ЦО № 1943,
аспирантка МГППУ
|