Мониторинг в «Логосе»
Cистема мониторинга,
разработанная и используемая в нашей гимназии,
является инструментом проверки и оценки
эффективности содержания образования и
применяемых методик обучения и воспитания.
Программный комплекс «Мониторинговые
исследования в учебном заведении» предназначен
для оптимизации учебно-воспитательного
процесса, сокращения непроизводительных затрат
времени путем внедрения современных
информационных технологий в
социально-педагогические и психологические
исследования.
С помощью мониторинга отслеживается уровень
развития объективных и субъективных параметров
образовательного процесса. К объективным
параметрам мы относим результаты учебной
деятельности учащихся (успеваемость),
посещаемость, личные достижения и здоровье
учащихся. Субъективные параметры формируются на
основании суждений педагогов, родителей и
учащихся о качестве организации
учебно-воспитательного процесса в гимназии.
Исследования, проводимые в гимназии на
протяжении учебного года
1. Мониторинг развития личности.
2. Социально-психологический мониторинг.
3. Мониторинг уровня воспитанности учащихся 4–5-х,
9–11-х классов.
4. Мониторинг уровня воспитанности учащихся 7-х,
9-х классов.
5. Мониторинг воспитательной системы гимназии.
Проведением мониторинговых исследований
занимается социально-педагогическая и
психологическая служба гимназии (СППС).
Технология разработана совместно с методической
службой и кафедрой воспитания гимназии.
Реализация программно-методического комплекса
— авторская разработка. Программный комплекс
разработан на основе интернет-технологий.
Наличие сетевого сервера позволяет организовать
работу в локальной компьютерной сети учебного
заведения и производить обработку данных.
Подобный подход дает возможность за короткое
время организовать массовые
социально-педагогические и психологические
исследования, избавить педагогов от рутинной
ручной обработки данных, значительно повысить
эффективность учебно-воспитательного процесса в
учебном заведении.
На рынке компьютерных программ существует
большое количество разработок психологических
тестов, социально-психологических исследований.
Однако их применение возможно только на одном
компьютере в режиме индивидуальной работы.
Сетевых версий либо не существует, либо качество
разработок оставляет желать лучшего. Поэтому мы
пошли по пути собственных разработок под
конкретные задачи и условия учебного заведения.
На первых этапах в работу включились выпускники
гимназии, студенты-программисты. Позже
программисты компьютерного центра освоили
приемы разработки веб-приложений для интрасети
компьютерного центра и гимназии.
Для проведения плановых исследований
задействованы компьютерный центр гимназии и
ресурс спецкурса «Основы информационных и
мультимедийных технологий» во 2–11-х классах.
Остановимся более подробно на каждом из
действующих модулей.
Мониторинг развития личности
«Ученик глазами учителя»
Мониторинг развития личности (МРЛ) разработан
службой педагогов-психологов, методической
службой и кафедрой воспитания гимназии. Основная
цель мониторинга — сопоставление и согласование
позиций субъектов оценивания. Вся информация
носит субъективный характер, однако участие в
процессе оценивания мягко стимулирует субъектов
(экспертов) на осмысление процессов развития
конкретной личности, что, несомненно, имеет
позитивный смысл для всех участников
мониторинга.
МРЛ проводится планово — два раза в год
(декабрь, апрель), в нем принимают участие
педагоги, работающие в 4–11-х классах. Для
оценивания применяется следующая шкала: 0 — нет
мнения (не знаю); 1, 2 — недостаточный уровень; 3, 4 —
критический уровень; 5, 6, 7 — достаточный уровень;
8, 9 — высокий уровень. Полученные данные
ранжируются по среднему баллу всех параметров
учащегося, определяются уровни развития: высокий
(9,00–8,00), достаточный (7,99–5,00), критический (4,99–2,00)
и недостаточный уровень (1,99–1,00).
Технология позволила собрать и обработать 282
анкеты педагогов по 22 классам (в первом полугодии
прошедшего учебного года). Учителя выступают в
качестве экспертов уже пятый год подряд, уровень
их компетентности в данном виде деятельности
вызывает обоснованное уважение, достоверность
данных высока. Вот почему в этом мониторинге не
принимают участия педагоги, работающие в классе
первый год. Данные обрабатываются, выпускается
информационный бюллетень. Служба готовит
рекомендации по использованию данных в работе:
1. Восприятие, анализ и осмысление материалов по
классу, параллели, участку.
2. Обсуждение материалов на заседании
предметной секции (кафедры).
3. Использование ориентировочных данных в
образовательном процессе гимназии.
Параметры мониторинга развития
личности
«Ученик глазами учителя»
1. Образовательная культура:
– сформированность общеучебных умений и
навыков (умение пользоваться различными
источниками знаний, планировать и
организовывать свою учебную деятельность,
контролировать и корректировать ее результаты и
др.);
– умение выразительно, осмысленно читать
(способность читать с соблюдением программных
требований);
– умение достаточно быстро и правильно писать
(способность писать с соблюдением программных
требований);
– развитие речи (умение выразить свои мысли и
рассказать о том, что видит, наблюдает, делает, о
чем думает).
2. Интеллектуальная культура:
– быстро схватывает учебный материал;
– применяет на практике изученное;
– умеет думать — сопоставлять, сравнивать,
анализировать, отделять знание от незнания;
– способен к критическому мышлению;
– стремится развивать свои интеллектуальные
способности и качества и осваивать новые
информационные поля.
3. Информационная культура:
– умение работать с печатными источниками
информации (учебник, справочник, энциклопедия и
др.);
– владение основами информационных и
компьютерных технологий (загрузка программы,
набор текста, создание презентаций и др.);
– умение работать с периферийными
устройствами компьютера (принтер, сканер, CD-ROM и
др.).
4. Культура труда:
– осознание труда как основы человеческого
существования;
– добросовестное отношение к учению, труду
(старательность, исполнительность);
– способность трудиться для блага общества,
коллектива, других людей;
– участие в общественно-полезном труде;
– владение основами культуры всех видов труда:
от духовного до ручного.
5. Коммуникативная культура:
– умение слушать собеседника;
– умение эмоционально сопереживать;
– умение разрешать конфликт;
– умение работать в группе, паре;
– умение публично выступать.
6. Нравственно-этическая культура:
– сформированность нравственных качеств
(доброта, честность, совестливость, милосердие,
порядочность);
– гуманное отношение к окружающему миру (людям,
природе);
– точность и обязательность в обещаниях;
– умение строить шкалу ценностей.
7. Психологическая и духовная культура
(способность к саморазвитию):
– самостоятельность;
– способность к адекватной самооценке;
– интерес к знаниям, выходящим за пределы
школьных;
– умение ставить конкретные цели
самообразования и достигать их;
– стремление к самопознанию, самореализации и
самоактуализации;
– уровень волевого потенциала (терпение,
настойчивость, сила воли в реализации желаний,
потребностей, обязательств и планов).
8. Культура здорового образа жизни:
– отношение к своему здоровью как к ценности;
– наличие физической активности (регулярные
занятия физкультурой и спортом);
– умение противостоять вредным привычкам;
– опрятный внешний вид и правильная осанка;
– сформированность гигиенических навыков и
привычек;
– владение принципами культуры питания.
9. Эстетическая культура:
– умение воспринимать искусство, сопереживать
и получать наслаждение от произведений
искусства;
– наличие стремления к общению с искусством;
– способность художественно-творческого
самовыражения;
– участие в конкурсах художественного
творчества.
10. Национальная и гражданская культура:
– интерес и знание родного языка, истории,
законов и культуры Беларуси;
– уважение правил, норм и законов жизни своего
народа;
– чувство любви к родине;
– выполнение правил и законов жизни гимназии;
– осознание прав и обязанностей гимназиста.
Полученные данные обрабатываются, выводятся в
виде сводных таблиц.
Таблица 1
Данные МРЛ за I полугодие 2005/2006 г.
6 «А» класс
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
№ |
И.Ф. |
О.к. |
Инт. к. |
Инф. к. |
К. тр. |
Комм. к. |
Нр.к. |
Cп. к с. |
К. ЗОЖ |
Эст. к. |
Нац. и гр. к. |
Сред. по уч-ку |
Рейтинг |
1 |
А.Я. |
7,88 |
7,88 |
7,38 |
7,75 |
7,63 |
8,29 |
8,00 |
8,00 |
8,15 |
8,29 |
7,93 |
6 |
2 |
Б.В. |
7,38 |
7,5 |
7,63 |
6 |
6,88 |
6,86 |
6,86 |
6,72 |
7,15 |
6,86 |
6,99 |
18 |
3 |
Б.А. |
8,64 |
8,75 |
8,5 |
8,5 |
8,25 |
8,43 |
8,58 |
8,43 |
8,43 |
8,43 |
8,5 |
2 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
21 |
Ч.Е. |
8,45 |
8,34 |
8,23 |
8,56 |
8,45 |
8,5 |
8,39 |
8,39 |
8,39 |
8,25 |
8,4 |
4 |
22 |
Ч.Н. |
8,25 |
8,25 |
8,14 |
8,39 |
8,39 |
8,29 |
8,15 |
8,29 |
8,29 |
8,15 |
8,26 |
5 |
23 |
Ш.А. |
8,5 |
8,39 |
8,14 |
8,75 |
8,5 |
8,58 |
8,43 |
8,58 |
8,58 |
8,43 |
8,49 |
3 |
24 |
Ш.Е. |
8,45 |
8,78 |
8,23 |
8,78 |
8,56 |
8,64 |
8,75 |
8,64 |
8,39 |
8,5 |
8,57 |
1 |
|
Ср. по кл. |
7,33 |
7,42 |
7,33 |
7,21 |
7,35 |
7,58 |
7,35 |
7,59 |
7,78 |
7,68 |
7,44 |
|
|
6 «Б» |
7,05 |
7,28 |
7,31 |
7,23 |
7,34 |
7,48 |
7,24 |
7,59 |
7,62 |
7,71 |
7,38 |
|
|
6 «В» |
7,19 |
7,26 |
7,22 |
7,08 |
7,4 |
7,54 |
7,11 |
7,59 |
7,64 |
7,53 |
7,35 |
|
Таблица 2
Карточка оценки воспитанности
учащихся
4-го «В» класса педагогами и психологами
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Сумма баллов |
Общий средний |
в % |
Уровень воспитанности |
Рейтинг |
1 |
А.Л. |
145,0 |
4,0 |
80,6 |
Оптимальный |
7 |
2 |
Б.А. |
131,0 |
3,6 |
72,8 |
Допустимый |
14 |
3 |
В.Н. |
117,0 |
3,3 |
65,0 |
Допустимый |
22 |
4 |
Г.Л. |
145,0 |
4,0 |
80,6 |
Оптимальный |
8 |
5 |
Г.З. |
128,0 |
3,6 |
71,1 |
Допустимый |
18 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
|
21 |
Ш.А. |
123,0 |
3,4 |
68,3 |
Допустимый |
20 |
22 |
Я.П. |
126,0 |
3,5 |
70,0 |
Допустимый |
19 |
Родителям учащихся 7-х и 9-х классов
предлагается заполнить следующую форму.
Таблица 3
Карточка оценки воспитанности сына
(дочери) родителями
Блоки |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Никогда |
I. Учеба |
1) ответственно относится к учебе |
|
|
|
|
2) знания для него (нее) важнее, чем оценка |
|
|
|
|
3) планирует свою работу |
|
|
|
|
4) при подготовке к урокам использует |
|
|
|
|
дополнительные источники информации |
|
|
|
|
II. Общество |
1) знает государственные символы Республики
Беларусь |
|
|
|
|
2) гордится своей Родиной |
|
|
|
|
3) принимает идеологию белорусского
государства |
|
|
|
|
4) соблюдает правила поведения в школе |
|
|
|
|
и общественных местах |
|
|
|
|
III. Труд |
1) бережно относится к результатам труда
человека |
|
|
|
|
2) умеет организовать свой труд, беречь свое и
чужое время |
|
|
|
|
3) участвует в общественно полезной
деятельности |
|
|
|
|
4) выполняет правила самообслуживания |
|
|
|
|
IV. Коллектив |
1) помогает товарищам в трудную минуту |
|
|
|
|
2) проявляет инициативу в интересах коллектива |
|
|
|
|
3) добросовестно относится к общественным
поручениям |
|
|
|
|
4) умеет слушать и уважать мнение других |
|
|
|
|
V. Семья |
1) уважает достоинство каждого члена семьи |
|
|
|
|
2) заботливо относится ко всем членам семьи |
|
|
|
|
3) родители уважают мнение своего ребенка |
|
|
|
|
4) любит проводить время в кругу семьи |
|
|
|
|
VI. ЗОЖ |
1) соблюдает правила личной гигиены |
|
|
|
|
2) занимается физкультурой и спортом |
|
|
|
|
3) соблюдает правила здорового образа жизни |
|
|
|
|
4) соблюдает правила поведения в природе |
|
|
|
|
_____________________________________________________________
(Ф.И.)_________ класс
Данные обрабатываются по специальным формулам.
Обобщенные результаты представлены в следующем
виде.
Таблица 4
Сводные данные мониторинга
уровня воспитанности учащихся 9-х классов
№ |
Класс |
Я и учеба |
Я и общество |
Я и труд |
Я и коллектив |
Я и семья |
Я и ЗОЖ |
Средний |
1 |
9-й «А» |
73,6% |
87,7% |
81,9% |
79,3% |
90,4% |
88,1% |
83,5% |
2 |
9-й «Б» |
80,1% |
85,2% |
83,0% |
81,8% |
82,2% |
84,1% |
82,7% |
3 |
9-й «В» |
79,4% |
95,4% |
85,3% |
90,4% |
95,4% |
94,7% |
90,1% |
C |
средний |
77,7% |
89,4% |
83,4% |
83,8% |
89,3% |
88,9% |
85,4% |
Кол-во анкетируемых — 65 человек.
Анализ данных по мониторингу развития личности
«Ученик глазами учителя» (МРЛ) позволяет сделать
следующие выводы:
– 21,9% учащихся 4–11-х классов показали общий
высокий уровень; 76,2% — достаточный; 1,86% —
критический.
– Общий показатель по гимназии для 4–11-х
классов составил 7,23 балла, что относится к
достаточному уровню развития. Нет ни одного
показателя, который бы соответствовал низкому
или критическому уровню.
По итогам МРЛ за каждое полугодие выпускается
информационный бюллетень, который содержит
текстовую и графическую части. В бюллетене
отражены результаты по гимназии, по классу в
целом и по каждому из 10 критериев в частности.
Тщательный анализ результатов МРЛ становится
инструментом анализа эффективности работы
воспитателя и педагогов в классе. На его
основании воспитатель гимназического класса
анализирует работу за месяц, полугодие, год, а
также планирует дальнейшую работу.
Мы считаем, что участие в процессе оценивания
учеников является эффективным способом анализа
личностного развития каждого в процессе
обучения и воспитания, формой работы для
развития навыков рефлексии, поиска путей для
дальнейшего определения зоны ближайшего
развития и личного участия каждого учителя в
становлении личности ученика.
Данные, полученные в результате проведения МРЛ,
имеют большое значение для совершенствования
образовательного процесса и являются важным
стимулом для рефлексии и анализа работы
педагогов в классе.
Социально-психологический мониторинг
Служба педагогической поддержки гимназии
берет на себя работу по изучению интересов,
мотивов, системы ценностей, направленности
личности учащихся. Знание этих параметров
необходимо для обоснованного и осознанного
выбора профессии каждым учащимся.
Диагностика склонностей, интереса к школьным
предметам и сферам профессиональной
деятельности проводится начиная с 7-го класса.
Это необходимо не только для формирования
мультипрофильных групп, но и для приобретения
учащимися рефлексивного опыта: «Что я хочу? Что я
могу?»
При помощи данного пакета программ можно
проводить мониторинговые исследования по
следующим направлениям:
1. Опросник Филиппса (изучение школьной
тревожности);
2. Опросник Шмишека (изучение подростковых
акцентуаций);
3. FPI (Фрайбургский личностный опросник —
изучение личности подростка);
4. Профдиагностическая методика Е.А. Голомштока
(изучение профессиональных намерений подростков
и юношей);
5. Дифференциально-диагностический опросник
Е.А. Климова;
6. Анкета «Отношение к учению».
Технология проведения исследований следующая:
учащиеся при помощи программы Internet Explorer выходят
на стартовую страницу программного комплекса,
выбирают необходимое исследование, заполняют
электронную анкету, регистрируются и сохраняют
данные. Если соединение с сервером прошло
успешно (как правило), ученик получает
обработанные данные и краткую интерпретацию (при
необходимости). После окончания занятия психолог
имеет возможность получить итоговый протокол
исследования либо подвергнуть полученные данные
дополнительной обработке с помощью других
приложений.
Результаты исследований актуальны и
затребованы для изучения адаптационных
процессов учащихся 1, 5 и 10-х классов при изменении
условий обучения. На основе психологических
данных формируются мультипрофильные группы
обучения в 10-м классе, проводится
профориентационная работа.
По результатам диагностики ведутся групповые и
индивидуальные консультации для учащихся, их
родителей. Особая роль возлагается на
воспитателей гимназических классов. Получая
консультации у педагогов-психологов, они
проводят классные часы, другие воспитательные
мероприятия с учетом индивидуальных
потребностей и возможностей учащихся.
Мониторинг воспитанности учащихся
В течение последних лет одним из важнейших
направлений в работе педагогов-психологов,
кафедры воспитания является проведение
мониторинга воспитанности учащихся, который
включает в себя:
– мониторинг уровня воспитанности учащихся (4,
5, 9, 10, 11-е классы);
– мониторинг уровня воспитанности учащихся
(7-е, 9-е классы);
– мониторинг воспитательной системы (10-е, 11-е
классы).
Мониторинг качества воспитания — это
система сбора, анализа, отслеживания, коррекции,
сопоставления результатов наблюдения для
обоснования стратегии и прогноза развития
воспитательного процесса, действенности форм,
способов, приемов воспитательного воздействия.
Субъекты мониторинга — учащиеся, педагоги и
родители. Участники по предложенной шкале
оценивают уровень воспитанности учащихся
определенных классов. Параметры воспитанности
разработаны специалистами областного
управления образования и представляют собой
описание личностных характеристик и свойств.
Для учащихся 4–5-х классов, например,
используются следующие параметры:
1. Сообразительность
2. Любознательность
3. Самостоятельность
4. Сочувствие
5. Дружелюбие
6. Трудолюбие
7. Честность
8. Самокритичность
9. Дисциплинированность
10. Вежливость
11. Патриотизм
12. Стремление к здоровому образу жизни
Мониторинг уровня воспитанности проводится во
всех школах Минской области (как правило, с
использованием бумажных технологий).
Накопленный нами опыт проведения массовых
исследований в гимназии позволил быстро
разработать компьютерный вариант проведения
мониторинга.
Изучение уровня воспитанности школьников
осуществляется с учетом их возрастных
особенностей. Состояние эффективности
воспитательной системы гимназии оценивается
учащимися, родителями и педагогами 10–11-х
классов.
Таким образом, разработанная система
мониторинга качества образования в гимназии
позволяет своевременно выявлять проблемные зоны
образовательного процесса и учитывать их при
дальнейшем планировании, координировать
деятельность всех субъектов образовательного
процесса, совершенствовать технологию
информационно-аналитической деятельности и
механизмы мониторинговых исследований.
Проверка на практике программного комплекса
показала высокую эффективность разработанных
программ. Особым ее достоинством является
возможность для педагогов мгновенно получать
обработанные результаты в виде таблиц, диаграмм
и использовать их в своей работе.
Михаил ЖЕРНОСЕК,
педагог-психолог,
Вилейская гимназия № 1 «Логос»,
Республика Беларусь
|