Психология конкуренции в обучении
|
А.Н. Поддьяков
М.: Изд. дом
ГУ ВШЭ, 2006
|
После прочтения
названия у читателя может возникнуть
предположение, что в книге пойдет речь о
конкуренции, возникающей между участниками
образовательного процесса. Ведь почти постоянно
мы сталкиваемся в школе с явным или скрытым
соревнованием между учащимися в процессе
обучения, проявляющимся порой в достаточно
неприглядных формах. Об этом тоже много написано
в этой работе. Но автор понимает рассматриваемую
проблему шире: он анализирует, кроме указанного
аспекта, и конкуренцию образовательных парадигм,
выделяемых современными исследователями, и
конкуренцию средств диагностики развивающего
эффекта обучения (в последнем случае он весьма
интересно и ярко обсуждает потенциалы и
ограничения тестов интеллекта и тестов
креативности).
Но собственно о конкуренции в обучении в
привычном для нас смысле А.Н. Поддьяков начинает
говорить только примерно с середины книги. Очень
объемный первый раздел посвящен серьезному
методологическому разбору типов
познавательного отношения к миру и возможностям
изучения поведения сложных динамических систем.
При этом он постоянно оперирует такими терминами,
как «синергетика», «проблема многофакторного
экспериментирования», «иллюзия универсального»
и т.п.
Практический психолог образования, взявший в
руки эту книжку с целью получения конкретных
рекомендаций, как ему поступить, чтобы снизить
или, наоборот, повысить уровень конкуренции
между учащимися и помочь им получить больший
развивающий эффект в обучении, может оказаться
разочарованным. Речь здесь не идет о конкретных
рекомендациях. Однако разочаровываться, на мой
взгляд, не стоит. Ведь внимательный и вдумчивый
читатель найдет здесь глубокие методологические
построения, связанные с рассмотрением положений
неклассической науки, идеи которой все более
проникают в образование и помогают построить
процесс обучения совершенно по-новому.
Лично меня очень заинтересовали идеи автора,
связанные с ограничениями в использовании
закона транзитивности, который часто
воспринимается как логическая аксиома (суть:
если по определенному признаку первый объект
превосходит второй, второй превосходит третий,
то первый превосходит по этому признаку третий),
— это имеет прямое отношение к конкуренции. А.Н.
Поддьяков на ярких примерах показывает
относительность принципа транзитивности, что, по
его мнению, может способствовать успешному
решению комплексных проблем современной науки.
Очевидный пример нарушения этого принципа, на
мой взгляд, — детская игра «камень — ножницы —
бумага», задающая логический круг превосходства.
Напрямую имеет отношение к практике анализ
разнообразных последствий конкуренции между
участниками процесса обучения (и не только между
учениками, но и между обучающими и обучаемыми).
Автор рассматривает такие процессы, как
преднамеренное противодействие обучению
конкурентов и «троянское обучение» — обучение
тому, что на самом деле противоречит интересам
обучаемых.
Конечно, книга А.Н. Поддьякова — не методическое
пособие, а скорее научная монография. Но для
практического психолога представление о
современных научных идеях, имеющих значение для
образования, лишним не будет.
Игорь ВАЧКОВ
|