Семья глазами ребенка
Дети и психологические проблемы в семье
|
Г. Хоментаускас
Екатеринбург:
У-Фактория, 2006
|
Психологам со стажем
нет нужды представлять книгу Хоментаускаса —
наверное, все они ее запоем прочитали еще тогда,
когда на излете перестройки увидело свет ее
первое издание (1989). Огромный по нынешним меркам
тираж (120 тысяч экземпляров) в ту пору был
раскуплен моментально — главным образом
заинтересованными родителями, которым книга и
была адресована. Интерес же профессионалов был в
основном продиктован тем, что в книге литовского
автора впервые в нашей стране прозвучало
проективное истолкование детских рисунков —
своего рода «Тест «Рисунок семьи» для
непосвященных».
Выход нового издания в серии «Современный
взгляд» может показаться несколько странным, но
лишь с формальной точки зрения. Да, по сравнению с
первым изданием книга не претерпела никаких
изменений, даже список рекомендуемой литературы
отсылает в далекие 80-е. Однако блестящая работа
Хоментаускаса из числа тех, которые обновления и
не требуют. Все сказанное автором много лет назад
справедливо и поныне, и решись кто переиздать
книгу еще через четверть века — не ошибется. К
тому времени многие нынешние измышления
забудутся (скажем, дети якобы индиго вырастут в
самых заурядных взрослых, и поверившим в этот миф
станет неловко о нем вспоминать), а
психологические проблемы семейного воспитания
останутся все те же, и проницательные наблюдения
опытного специалиста из моды не выйдут никогда.
Современного психолога, конечно же, проективными
рисунками не удивишь. Но книга не столько о
рисунках (они служат в буквальном смысле
иллюстративным материалом), сколько о тех
семейных проблемах, которые эти рисунки отражают.
В конце 80-х впервые в русскоязычной литературе
автор решился представить психологические
позиции ребенка в семейном сообществе, опираясь
на теорию трансактного анализа (о первоисточнике,
впрочем, не упомянув). Берновское «я — о’кей, вы
— о’кей» трансформировалось в доходчивые
формулы «я нужен и любим, и я люблю вас тоже», «я
нелюбим, но от всей души стараюсь приблизиться к
вам» и пр. При том что практически любая семейная
ситуация может быть проанализирована в свете той
или иной позиции, авторские наблюдения и
разъяснения представляются весьма
конструктивными и полезными.
Подобно Берну, «не повезло» и Адлеру — крупный
раздел книги посвящен психологическим
особенностям единственного ребенка, старших и
младших детей в семье, но упоминания о венском
психологе, впервые поставившем и довольно
детально разработавшем эту проблему, вы в книге
не найдете. Да и никаких особых новшеств в
сравнении с адлерианской теорией автор не
высказывает, скорее просто излагает ее на
популярном уровне.
Книга в целом, в свое время заявленная как научно-популярное
издание, именно таковым и является. Ее важное
достоинство в том, что это действительно научно-популярное
издание, написанное настоящим знатоком
психологии. Конечно, за почти два десятилетия
психологическая эрудиция и психологов и
родителей расширилась. Но вряд ли расширилась
настолько, чтобы взгляд опытного и
квалифицированного специалиста перестал быть
современным. Поэтому тем, кто не застал первое
издание, новое, несомненно, послужит на пользу.
Сергей СТЕПАНОВ
|