Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Семья глазами ребенка

Дети и психологические проблемы в семье

Г. Хоментаускас
Екатеринбург:
У-Фактория, 2006

Психологам со стажем нет нужды представлять книгу Хоментаускаса — наверное, все они ее запоем прочитали еще тогда, когда на излете перестройки увидело свет ее первое издание (1989). Огромный по нынешним меркам тираж (120 тысяч экземпляров) в ту пору был раскуплен моментально — главным образом заинтересованными родителями, которым книга и была адресована. Интерес же профессионалов был в основном продиктован тем, что в книге литовского автора впервые в нашей стране прозвучало проективное истолкование детских рисунков — своего рода «Тест «Рисунок семьи» для непосвященных».
Выход нового издания в серии «Современный взгляд» может показаться несколько странным, но лишь с формальной точки зрения. Да, по сравнению с первым изданием книга не претерпела никаких изменений, даже список рекомендуемой литературы отсылает в далекие 80-е. Однако блестящая работа Хоментаускаса из числа тех, которые обновления и не требуют. Все сказанное автором много лет назад справедливо и поныне, и решись кто переиздать книгу еще через четверть века — не ошибется. К тому времени многие нынешние измышления забудутся (скажем, дети якобы индиго вырастут в самых заурядных взрослых, и поверившим в этот миф станет неловко о нем вспоминать), а психологические проблемы семейного воспитания останутся все те же, и проницательные наблюдения опытного специалиста из моды не выйдут никогда.
Современного психолога, конечно же, проективными рисунками не удивишь. Но книга не столько о рисунках (они служат в буквальном смысле иллюстративным материалом), сколько о тех семейных проблемах, которые эти рисунки отражают. В конце 80-х впервые в русскоязычной литературе автор решился представить психологические позиции ребенка в семейном сообществе, опираясь на теорию трансактного анализа (о первоисточнике, впрочем, не упомянув). Берновское «я — о’кей, вы — о’кей» трансформировалось в доходчивые формулы «я нужен и любим, и я люблю вас тоже», «я нелюбим, но от всей души стараюсь приблизиться к вам» и пр. При том что практически любая семейная ситуация может быть проанализирована в свете той или иной позиции, авторские наблюдения и разъяснения представляются весьма конструктивными и полезными.
Подобно Берну, «не повезло» и Адлеру — крупный раздел книги посвящен психологическим особенностям единственного ребенка, старших и младших детей в семье, но упоминания о венском психологе, впервые поставившем и довольно детально разработавшем эту проблему, вы в книге не найдете. Да и никаких особых новшеств в сравнении с адлерианской теорией автор не высказывает, скорее просто излагает ее на популярном уровне.
Книга в целом, в свое время заявленная как научно-популярное издание, именно таковым и является. Ее важное достоинство в том, что это действительно научно-популярное издание, написанное настоящим знатоком психологии. Конечно, за почти два десятилетия психологическая эрудиция и психологов и родителей расширилась. Но вряд ли расширилась настолько, чтобы взгляд опытного и квалифицированного специалиста перестал быть современным. Поэтому тем, кто не застал первое издание, новое, несомненно, послужит на пользу.

Сергей СТЕПАНОВ