Методы изучения и диагностики
отклоняющегося развития
Учебное пособие
|
И.А. Шаповал
М.: ТЦ Сфера, 2005
|
Дданное пособие
представлено автором как попытка возмещения
дефицита научной и практико-ориентированной
информации и систематизации опыта в области
подготовки психолога образования к
диагностической работе. Следует сразу же
уточнить, что литературы по вопросам психолого-педагогической
диагностики как теоретической, так и
практической направленности более чем
достаточно и никакой принципиально новой
информации издание не содержит. Сказанное,
однако, не умаляет авторских заслуг, так как
издание носит не научный, а учебный характер, и о
его достоинствах имеет смысл говорить в
категориях соответствия требованиям,
предъявляемым к учебной литературе.
Качественное учебное пособие предполагает, во-первых,
всестороннее освещение темы с обязательным
описанием современного состояния исследований
по обсуждаемой проблеме и, во-вторых, изложение в
адекватной для учебников форме. Опираясь на
данные критерии, можно утверждать, что это —
добротное учебное издание, которое может быть
рекомендовано студентам педагогических и
психологических специальностей. К сведениям
теоретического характера, которые содержатся в
книге, относятся общие вопросы методологии
психологического исследования, историко-психологические
данные о диагностике психического развития.
Самостоятельный интерес представляет описание
современных подходов к анализу, оценке и
интерпретации результатов психолого-педагогического
обследования ребенка. Информация практического
характера касается организации диагностики
психического развития, в том числе речь идет о
дифференциальной диагностике (отличии
олигофрении от ЗПР и шизофрении, первичного
интеллектуального недоразвития от нарушений
речи и др.) и обследовании детей с нарушениями
слуха, зрения, функций опорно-двигательного
аппарата, аффективной сферы.
Книга может быть рекомендована и практикующим
психологам, причем занятым не только в
образовании, но и в семейном консультировании, —
кстати, весьма полезными для них являются данные
о перинатальной диагностике и медико-генетических
исследованиях. Все сказанное автором, с одной
стороны, работающим психологам должно быть
хорошо знакомо (по крайней мере, изучалось в вузе),
но, с другой стороны, систематизация сведений,
вне сомнения, будет способствовать иному — более
полному и потому критичному взгляду на проблему
и, как следствие, более ответственному отношению
к профессиональным обязанностям. Кроме того, как
и подобает учебным изданиям, в книге достаточно
много ссылок на литературу по обсуждаемой
проблематике. Не исключено, что опытным
специалистам все эти книги хорошо знакомы,
однако кто-то наверняка найдет ссылки на новые
для себя работы.
Обращает на себя внимание проделанная автором
работа по оформлению текста: четкость изложения
в сочетании с продуманной последовательностью
преподнесения материала значительно облегчает
знакомство с пособием. Будет обидно, если оно
останется незамеченным практическими
психологами.
Марина СТЕПАНОВА
|