Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Методы изучения и диагностики
отклоняющегося развития

Учебное пособие

И.А. Шаповал
М.: ТЦ Сфера, 2005

Дданное пособие представлено автором как попытка возмещения дефицита научной и практико-ориентированной информации и систематизации опыта в области подготовки психолога образования к диагностической работе. Следует сразу же уточнить, что литературы по вопросам психолого-педагогической диагностики как теоретической, так и практической направленности более чем достаточно и никакой принципиально новой информации издание не содержит. Сказанное, однако, не умаляет авторских заслуг, так как издание носит не научный, а учебный характер, и о его достоинствах имеет смысл говорить в категориях соответствия требованиям, предъявляемым к учебной литературе.
Качественное учебное пособие предполагает, во-первых, всестороннее освещение темы с обязательным описанием современного состояния исследований по обсуждаемой проблеме и, во-вторых, изложение в адекватной для учебников форме. Опираясь на данные критерии, можно утверждать, что это — добротное учебное издание, которое может быть рекомендовано студентам педагогических и психологических специальностей. К сведениям теоретического характера, которые содержатся в книге, относятся общие вопросы методологии психологического исследования, историко-психологические данные о диагностике психического развития. Самостоятельный интерес представляет описание современных подходов к анализу, оценке и интерпретации результатов психолого-педагогического обследования ребенка. Информация практического характера касается организации диагностики психического развития, в том числе речь идет о дифференциальной диагностике (отличии олигофрении от ЗПР и шизофрении, первичного интеллектуального недоразвития от нарушений речи и др.) и обследовании детей с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, аффективной сферы.
Книга может быть рекомендована и практикующим психологам, причем занятым не только в образовании, но и в семейном консультировании, — кстати, весьма полезными для них являются данные о перинатальной диагностике и медико-генетических исследованиях. Все сказанное автором, с одной стороны, работающим психологам должно быть хорошо знакомо (по крайней мере, изучалось в вузе), но, с другой стороны, систематизация сведений, вне сомнения, будет способствовать иному — более полному и потому критичному взгляду на проблему и, как следствие, более ответственному отношению к профессиональным обязанностям. Кроме того, как и подобает учебным изданиям, в книге достаточно много ссылок на литературу по обсуждаемой проблематике. Не исключено, что опытным специалистам все эти книги хорошо знакомы, однако кто-то наверняка найдет ссылки на новые для себя работы.
Обращает на себя внимание проделанная автором работа по оформлению текста: четкость изложения в сочетании с продуманной последовательностью преподнесения материала значительно облегчает знакомство с пособием. Будет обидно, если оно останется незамеченным практическими психологами.

Марина СТЕПАНОВА