Диагностико-консультативная
деятельность
психолога образования
|
М.М. Семаго,
Н.Я. Семаго
М.: Айрис-пресс, 2006
|
Перед нами одна из
немногих книг, которая будет полезна любому
специалисту-психологу, занимающемуся с детьми.
Большой опыт практической работы в этом
направлении позволил авторам раскрыть на ее
страницах тончайшие особенности диагностики в
процессе консультирования детей. А ведь именно
диагностика при всей внешней простоте является,
пожалуй, самым сложным делом. Она требует
глубокого знания не только психологии детского
возраста, но и клинической и нейропсихологии,
основ психосоматики.
Авторы уверены, что для постановки верного
психологического диагноза психологу нельзя
ограничиваться рамками своей специальности, а
необходимо включать в сферу своих интересов
междисциплинарные умения и навыки по неврологии
и психопатологии детского возраста, медицинской
генетике и педиатрии. Причем психолог,
проводящий диагностическое обследование, должен
уметь «приводить к общему знаменателю» все
имеющиеся у него знания о ребенке, учитывая при
этом особенности и тонкости его развития.
Подобную комплексную системную работу М.М. и Н.Я.
Семаго определяют как интегративную
психологическую диагностику, которая
«ориентирована исключительно на анализ
конкретного ребенка, единичного уникального
случая».
Авторы с сомнением относятся к возможностям
феноменологического, тестового подхода к оценке
психического состояния детей. Этот метод
допустим лишь как вспомогательный при
проведении группового обследования, мониторинга
или экспертной оценки. В работе с детьми авторы
предлагают ориентироваться, прежде всего, на
развитие и образование ребенка в соответствии с
его максимальными потенциальными возможностями.
Содержание этого методического пособия
продумано таким образом, что его могут
использовать как специалисты, имеющие опыт
диагностико-консультационной работы, так и
психологи, недавно пришедшие в образовательные
учреждения.
Два первых раздела знакомят читателей с
основными положениями
консультационно-диагностической деятельности,
критериями оценки психического развития
ребенка, основными типами и видами
психологической диагностики. Описываются
подходы к типологии психического развития
ребенка и технологии проведения индивидуального
психологического обследования (включая оценку
особенностей психического развития ребенка и
технологию анализа результатов и составления
заключения). Содержащиеся здесь замечания и
комментарии аккумулируют богатый опыт работы
авторов пособия, которым они щедро делятся с
читателями. Мне кажется, что знакомство с этими
материалами вполне может заменить консультацию
у мудрого наставника.
Дополнительную практическую значимость пособию
придает представленная в нем система ведения
документации, созданная на основе имеющихся
нормативно-правовых документов.
К сожалению, несколько схематично представлены
материалы, посвященные консультативной
деятельности психолога образования. Хотя и здесь
специалисты найдут модели работы, позволяющие
более эффективно использовать имеющиеся у них
знания и ресурсы.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|