Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Диагностико-консультативная деятельность
психолога образования

М.М. Семаго,
Н.Я. Семаго
М.: Айрис-пресс, 2006

Перед нами одна из немногих книг, которая будет полезна любому специалисту-психологу, занимающемуся с детьми. Большой опыт практической работы в этом направлении позволил авторам раскрыть на ее страницах тончайшие особенности диагностики в процессе консультирования детей. А ведь именно диагностика при всей внешней простоте является, пожалуй, самым сложным делом. Она требует глубокого знания не только психологии детского возраста, но и клинической и нейропсихологии, основ психосоматики.
Авторы уверены, что для постановки верного психологического диагноза психологу нельзя ограничиваться рамками своей специальности, а необходимо включать в сферу своих интересов междисциплинарные умения и навыки по неврологии и психопатологии детского возраста, медицинской генетике и педиатрии. Причем психолог, проводящий диагностическое обследование, должен уметь «приводить к общему знаменателю» все имеющиеся у него знания о ребенке, учитывая при этом особенности и тонкости его развития. Подобную комплексную системную работу М.М. и Н.Я. Семаго определяют как интегративную психологическую диагностику, которая «ориентирована исключительно на анализ конкретного ребенка, единичного уникального случая».
Авторы с сомнением относятся к возможностям феноменологического, тестового подхода к оценке психического состояния детей. Этот метод допустим лишь как вспомогательный при проведении группового обследования, мониторинга или экспертной оценки. В работе с детьми авторы предлагают ориентироваться, прежде всего, на развитие и образование ребенка в соответствии с его максимальными потенциальными возможностями.
Содержание этого методического пособия продумано таким образом, что его могут использовать как специалисты, имеющие опыт диагностико-консультационной работы, так и психологи, недавно пришедшие в образовательные учреждения.
Два первых раздела знакомят читателей с основными положениями консультационно-диагностической деятельности, критериями оценки психического развития ребенка, основными типами и видами психологической диагностики. Описываются подходы к типологии психического развития ребенка и технологии проведения индивидуального психологического обследования (включая оценку особенностей психического развития ребенка и технологию анализа результатов и составления заключения). Содержащиеся здесь замечания и комментарии аккумулируют богатый опыт работы авторов пособия, которым они щедро делятся с читателями. Мне кажется, что знакомство с этими материалами вполне может заменить консультацию у мудрого наставника.
Дополнительную практическую значимость пособию придает представленная в нем система ведения документации, созданная на основе имеющихся нормативно-правовых документов.
К сожалению, несколько схематично представлены материалы, посвященные консультативной деятельности психолога образования. Хотя и здесь специалисты найдут модели работы, позволяющие более эффективно использовать имеющиеся у них знания и ресурсы.

Ольга РЕШЕТНИКОВА