Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2007


ИГРОТЕКА

БАБОЧКА СНОВИДЕНИЙ

Игра может использоваться в рамках индивидуального диагностико-коррекционного занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста или в консультативной работе со взрослыми.

Используемая технология: арт-терапия в сочетании с песочной терапией и сказкотерапией.

Техники: коллаж, изобразительная деятельность, работа в песочнице.

Цели: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Примечание: данное занятие может быть составной частью работы в песочнице.

1. Предварительный этап занятия

Предварительные занятия с ребенком в песочнице.

Игра-упражнение «Песочные прятки» Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Первый вариант

Психолог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен найти их в песке. Можно раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки — иллюстрации к разным сказкам, изображения сказочных персонажей. Ламинированные картинки можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением, на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета. Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников и младших школьников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Психолог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрой глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка, приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочный персонаж.

Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Рассматривание рисунков
с изображениями бабочек

Возможно совместное сочинение сказки о бабочке.

Беседа о значении сна и сновидений в жизни человека (для взрослого клиента).

2. Организационный этап

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы.

Изготовление коллажа

Психолог демонстрирует ребенку/взрослому разнообразие материалов для изготовления коллажа. Желательно, чтобы у ребенка имелся некоторый опыт в изготовлении коллажей. В случае необходимости возможно совместное изготовление коллажа на определенную тему.

Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы). Бабочка во многих культурах — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев — бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души.

Изготовление силуэтного
изображения бабочки

Силуэтное изображение бабочки на листе А4.

3. Основной этап

Сказка о бабочке сновидений

Можно попросить ребенка (или взрослого, если идет работа со взрослым) закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека — ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь — самые страшные сны. Открывайте глаза.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле — содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

Для ребенка инструкцию можно несколько упростить, ему может быть трудно вспомнить сразу и приятный и страшный сон, поэтому следует спросить о самом запоминающемся сне, что было в том сне и т.д.

После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Н. КУЗУБ,
психолог,
г. Брест,
Республика Беларусь

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина ортопедических матрасов "Золотой матрас". Если вы не очень удачно выбрали ортопедический матрас, или он имеет некоторые повреждения поверхности, или вы заранее хотите обезопасить свой матрас от кошачьих когтей, разлитого кофе и прочего – на помощь к вам придет ортопедический наматрасник. С помощью съемного и стираемого в стиральной машине ортопедического наматрасника вы сможете не только избежать загрязнений матраса, но и принципиально изменить его свойства, сделать мягкий – жестче и наоборот или получить спальное место с эффектом памяти вашего тела. В ассортименте магазина представлен большой выбор наматрасников с различными свойствами.