Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2007


НАШИ ДЕТИ

Коррекционная работа по преодолению
детских страхов в консультативной практике

Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и младших школьников. Одна из причин обращения — страхи ребенка.

 

Чего боятся дети?

Детские страхи — весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу...

Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности, Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

Однако наряду с такими страхами существуют другие — устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога.

Сначала надо разобраться

В своей работе по коррекции детских страхов мы опирались на рекомендации А.И. Захарова. Рассматривая причины появления детских страхов, виды страхов, он говорит о необходимости их предупреждения и устранения, предлагает конкретные приемы преодоления страхов психолого-педагогическими средствами. Взяв эти приемы за основу, мы внесли свои изменения и дополнения в коррекционную работу по преодолению страхов детей дошкольного и младшего школьного возраста: больше внимания мы уделили сбору предварительной информации, расширили и видоизменили предлагаемые в дальнейшем задания. Широкое психологическое обследование диктуется целостным характером процесса развития ребенка, а значит, невозможностью существования изолированных проблем и множественностью их возможных источников.

На этапе сбора предварительной информации широко практикуется беседа с родителями ребенка (лицом, обратившимся за помощью). Для получения дополнительных сведений об особенностях детско-родительских отношений мы использовали следующие опросники:

— опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Столина — для диагностики родительской позиции по отношению к ребенку.

— «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера. Данная методика позволяет выявить различные типы негармоничного семейного воспитания (эмоциональное отвержение, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность и гипопротекция), и отклонения в отношениях родителей к детям, а также личностные неосознаваемые проблемы родителей.

Ребенка просили сделать рисунки на тему «Несуществующее животное», «Моя семья» с дальнейшим обсуждением этих тем. Мы обращали внимание на уровень тревожности детей и их самооценку. В заключение детям предлагался тест для диагностики наличия у них страхов — «Страхи в домиках» со следующей инструкцией: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (модификация М.А. Панфиловой).

Количество выявленных страхов сравнивалось с нормами, предложенными А.И. Захаровым.

«Вы сможете...»

Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Приведем пример. За консультацией обратилась мама девочки. Семья неполная. Причина обращения: девочка (Женя П., 8 лет) боится оставаться дома одна, боится опоздать в школу, плохо засыпает, вздрагивает от неожиданных резких звуков, раздражительна, упряма.

После предварительной беседы мама ответила на вопросы «АСВ», «ОРО». Результаты показали наличие у мамы воспитательной неуверенности, проекции собственных нежелательных качеств на ребенка, предпочтение в ребенке детских качеств, недостаточность требований-запретов и требований-обязанностей; симбиотический тип взаимоотношений и отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику». Кроме того, в процессе беседы нами был выявлен высокий уровень тревожности мамы в сочетании с излишней принципиальностью и ответственностью. Мама признала наличие у нее определенных страхов, о чем она раньше не задумывалась. Все это послужило основанием для работы с мамой: улучшения стиля родительского поведения, общей осведомленности, повышения социально-психологической компетенции мамы.

В своей работе с родителями мы исходим из такого положения: «Если вы это понимаете и осознаете, значит, вы сможете справиться с ситуацией, вы можете изменить ее и вы сможете измениться сами».

Проведенная диагностическая работа с Женей позволила выявить средний уровень тревожности, заниженную самооценку девочки, неблагополучную семейную обстановку (дедушка в рисунке «Моя семья» отделен от всех остальных членов семьи), повышенное количество страхов (15 при норме 10). Причиной заниженной самооценки девочки, как нам удалось выяснить в беседе с мамой, были особенности семейных взаимоотношений, определенные мамины установки.

Коррекционная работа в первую очередь была направлена на уменьшение количества страхов. А.И. Захаров рекомендует при среднем количестве страхов (у старших мальчиков — 8, у девочек — 11) проводить соответственно 4–6 занятий. Нами было проведено 8 занятий.

На первом занятии с целью установления контакта и получения дополнительных сведений мы предлагали нарисовать рисунок на тему «Самое плохое или хорошее». Во время рисования задавались вопросы как по содержанию рисунка, так и о том, каких животных девочка любит, каких боится, чего еще боится. Затем девочке было предложено рисовать страхи, так как это поможет избавиться от них. В процессе рисования возможна некоторая активизация страхов, этого не нужно бояться. По окончании каждого занятия по рисованию страхов мы говорили: «Теперь твои страхи я беру себе, и они будут храниться у меня». (При ребенке убираем рисунки в папку и затем в ящик стола.)

Наряжаем страшилку

На каждом занятии мы прорисовывали 1–2 страха. (По этическим соображениям детям не предлагается отображать в рисунке болезнь, смерть, страх смерти родителей.) После того как ребенок изобразил свой страх и описал его, ему предлагалось в некоторых случаях «нарисовать теперь так, что ты уже не боишься» (по рисункам «Страх огня и пожара», «Страх высоты», «Страх опоздать в школу»). В последнем случае, когда Женя рисовала, как она уже не боится опоздать в школу, давалась установка на каждое утро: «Утром ты проснулась, сладко потянулась и сказала себе: «У меня все получается! Я всегда успеваю туда, куда мне нужно!»

В рисунке на тему «Чего я боюсь днем» отразился страх нападения и бандитов. После рисования мы поговорили о том, что нужно делать, если на тебя хотят напасть, как можно обезопасить себя от возможности нападения. Была дана установка: «Так как ты занимаешься спортом, ты девочка сильная, быстрая. У тебя все будет хорошо».

После рисования следующего страха — «темноты и мышей» — девочке сообщалось: «Я тебе по секрету скажу, что их заколдовала злая волшебница. Давай поможем доброй волшебнице их расколдовать». Женя нарисовала вместо страшилища Темноты девушку, а вместо мышей — ее любимых котят.

На одном из занятий мы предлагали нарисовать самую страшную страшилку, которой боятся все дети. Затем сообщали, что эту страшилку пригласили на день рождения. А как же она пойдет такая страшная? Как мы можем ей помочь? («Нарядить ее», — ответила Женя и сделала это.) В дальнейшей беседе по рисунку мы пытались изменить представление девочки о сущности этой страшилки, подводя к пониманию того, что несмотря на свой внешний вид это может быть вполне доброе и безобидное существо.

Под охраной талисмана

В работе с другими детьми мы использовали такие варианты упражнений.

Упражнение «Парикмахерская». Детям рекомендуется закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого обычно боятся все дети, и нарисовать его. Затем сообщаем, что это существо — девушка, которая собирается выйти замуж. И конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу, макияж и пр. Детям предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою девушку как можно лучше.

Упражнение «Больница». В этом варианте упражнения детям сообщалось, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Детям надо нарисовать на лице существа страдания (слезы, повязку). Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается превратиться в добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить «существо» и нарисовать на его лице выражение радости (это можно сделать уже на другом листе).

Так как при состоянии хронического беспокойства и страха человек находится в напряженном ожидании, не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему могут быть свойственны преходящие головные боли и спазмы в различных участках тела, одновременно с рисованием страхов мы обучали навыкам релаксации, проводили упражнения на снятие мышечных зажимов.

Хочется отметить важный момент в работе над страхами: на последнем занятии мы давали детям возможность нарисовать страх по своему желанию — то, чего ребенок еще очень боится, и о чем мы не говорили. Темы рисунков были довольно неожиданными, например: «Страх пьяного деда», «Страх лета».

Более старшим детям мы предлагали написать сочинение. Темы их возникали в процессе коррекционной работы: «Что я чувствую и что я делаю, когда остаюсь дома одна», «Что нравится и что не нравится мне в себе», «Страх лета» и др. Было замечено, что дети не всегда могут рассказать о том, что их беспокоит, некоторым об этом проще написать. Обладая высокой информативной значимостью, сочинения помогали нам лучше понять ребенка, более эффективно построить коррекционную работу.

По результатам психокоррекции (через 7–10 дней после окончания занятий) детям снова предлагался тест «Страхи в домиках». В некоторых случаях, для чистоты анализа результатов, мы дублировали эту методику и, рассматривая рисунки, дополнительно задавали следующие вопросы: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?» В дальнейшем фраза постепенно укорачивалась: «Теперь боишься или нет?», «Боишься или нет?». После обсуждения мы хвалили ребенка, что он смог справиться со своими страхами или с частью страхов, и дарили талисман (мелкую игрушку). При этом давалась установка: эта фигурка непростая, она будет другом и защитником, нужно только взять фигурку в руки, погладить ее и сказать: «У меня все будет хорошо, я все смогу!»

Помогите своему ребенку!

По результатам коррекционной работы количество страхов у Жени П. снизилось с 15 до 5. Следует сказать, что в нашей практике были случаи, когда коррекционная работа оказывалась не столь эффективной. Мы обратили внимание, что в таких случаях сами родители имели повышенный уровень тревожности и страхов и культивировали его у детей. Это выяснялось как из сочинений детей, так и из бесед. Приведем пример. С девочкой 11 лет мы на одном из занятий проработали страх высоты, рассматривали возможность того, что когда-нибудь она прокатится на колесе обозрения. На следующем занятии девочка говорит: «Мама сказала, что на колесе обозрения так высоко, что там даже папа не катается».

Таким образом, изменения, происходящие с ребенком, требуют перестройки взаимоотношений взрослого с ребенком, изменения самих родителей. Поэтому, дорогие родители, пожалуйста, поддержите нас, помогите своему ребенку! Сделайте его жизнь яркой, интересной, насыщенной, научите его радоваться и сами удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним, цените каждое мгновенье жизни.

Мы твердо уверены в том, что человечек, который растет в атмосфере любви и уважения, в окружении жизнерадостных, гибких и чутких родителей, наименее подвержен страхам, уверен в себе, любим другими и способен на многое в этой жизни.

Н. НИКОЛАЕВА,
психолог

ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: ИЦ «Академия», 2002.

2. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Педагогика, 1986.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: Союз; Лениздат, 2000.

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. — М.: ГНОМ и Д, 2000.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1996.

6. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. — Смоленск: Совершенство, 1997.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина «ARANZA». Посетив сайт интернет-магазина «ARANZA», располагающийся по адресу http://Aranza.Ru, Вы сможете по выгодной цене купить косметику, парфюм, товары для ухода за кожей и волосами, которые в большом ассортименте представлены в предлагаемом каталоге. Удобный рубрикатор сайта интернет-магазина «RANZA» поможет быстро найти товар нужного бренда, будь то косметика Урьяж, Шанэль или Клапп. А доставка заказа по Москве и всей России позволят совершить покупку, не покидая кресла за своим компьютером.