Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2007


ГИЛЬДИЯ

Границы и нормы
в работе психолога с детьми

Психолог, как и педагог, не может быть одинаково хорош со всеми. Гуманистическая заповедь: «Ты должен любить всех детей одинаково», — как бы замечательна она ни была, к сожалению, невыполнима. И если стремиться к подобному идеалу, то придется в такие цепи себя заковывать, так контролировать гнев по отношению к детям, что это неизбежно где-нибудь в другом месте вырвется наружу. А значит, психолог, работающий с детьми, станет прибегать к каким-нибудь чрезвычайно изощренным видам агрессивности, то есть начнет так или иначе вредить детям, накладывать бессознательные запреты или делать еще что-то, что доставляет ребенку страдание.

Сложности групповой работы

Существует опасность, что специалист, который не справляется с определенным ребенком, подвергнется критике за свои неумения. Мне кажется, что он имеет право не справляться с ребенком или даже с группой детей и рассчитывать на помощь и понимание, как и дети имеют право на отказ от работы с психологом, если он им лично не симпатичен. Нельзя считать, что в любой момент можно понять мотивы поступков каждого ребенка и совершенно правильно на них отреагировать и что таким образом молниеносно восстановятся хорошие взаимоотношения.

Из более чем десятилетнего опыта работы психологом я могу сделать следующий вывод: к сожалению, часто мы имеем слабое представление о том, что действительно происходит в детских тренинговых группах. Групповые процессы и нарастание конфликтных ситуаций зачастую разыгрываются подспудно и психологу неведомы. В лучшем случае очевиден лишь результат, да и то не полностью.

Что может сделать психолог в групповой работе с детьми?

Очевидно, что нельзя ориентироваться только на внешние проявления, прежде всего необходимо постараться понять внутреннее содержание. Психолог должен «держать в руках» групповые процессы, а также понимать их мотивы и в соответствии с этим принимать меры, и все это непрерывно, на протяжении всего занятия, да еще и с группой детей.

Деятельность психолога при групповой работе состоит из двух частей. Во-первых, необходимо понимать, что происходит с каждым ребенком, и оказывать ему помощь: научить воспринимать мир и себя самого, помогать налаживать отношения с другими. Во-вторых, психолог вынужден становиться похожим на милиционера, то есть устанавливать порядок, подчиняя его определенной структуре, без чего всякое совместное существование было бы невозможным. Не обладая даром А.С. Макаренко, почти невозможно предоставлять самим детям возможность вырабатывать и соблюдать нормы и правила. В группе детей обязательно найдутся наиболее ретивые «ревнители» дисциплины, и большая часть их времени будет тратиться на замечания «нарушителям».

«Остановите безобразие»

Большую сложность, особенно в начале своей психолого-педагогической деятельности, я испытывала в установлении границ в работе с детьми. Некоторые дети чересчур буквально понимали доверительность психологической обстановки, которая резко контрастировала с привычными в школе рамками поведения на уроках. На наши занятия то и дело прибегали обеспокоенные преподаватели и просили остановить «это безобразие». Во мне начало развиваться опасливое отношение к нашим встречам с детьми. Так продолжалось до тех пор, пока я наконец не поняла, что причиняю детям большее зло тем, что боюсь их и злюсь, вместо того чтобы с самого начала установить границы, которые сделали бы возможной проявление моей к ним симпатии.

С другой стороны, если думать лишь о своих симпатиях и антипатиях, то появится опасность, что будут игнорироваться потребности и запросы детей.

Наш долг перед детьми — научиться так устанавливать границы, чтобы и нам, и детям было хорошо. Мы не должны забывать: границы гарантируют безопасность и социальную компетентность. Понимание происходящих групповых процессов не обязательно предусматривает сиюминутные действия. Для того чтобы что-то понять, тоже нужно время, а реагировать мы чаще всего обязаны здесь и сейчас. И тут очень большую роль играют существующие правила и сложившиеся структуры. Их можно со временем тоже изменить, но прежде всего психолог обязан иметь определенную систему ограничений, внутри которой он чувствует себя уверенно, а это, в свою очередь, дает определенную уверенность и детям.

Проблемы, возникающие внутри этой системы правил, психолог должен решать авторитетно, с помощью формулы: «Эти правила существуют, и мы обязаны их придерживаться». Но в то же время нелишне иногда задаться вопросом: «А почему, собственно, этого нельзя?» или: «А в порядке ли наши правила? Не пришло ли время их пересмотреть?».

Кто воспитает воспитателя?

Очень часто мы слышим о том, что из ребенка нужно воспитать личность. Разумеется, с этим согласны все. Вопрос в том — кто призван воспитывать личность? Этим ведь в первую очередь занимаются самые обыкновенные некомпетентные родители, которые зачастую сами на протяжении всей жизни остаются во многом детьми. Поэтому, естественно, общество возлагает эту задачу на педагога, образованного специалиста, которого с грехом пополам обучили психологии. На самом деле педагоги получили то же самое «дефектное» воспитание, как и дети, которых они призваны воспитывать.

Проблема воспитания обыкновенно страдает односторонним интересом к подопечному ребенку и столь же односторонним невниманием к невоспитанности взрослого воспитателя. Всякий, кто закончил учебу в педагогическом учебном заведении, уже считается полностью воспитанным. Более того, он должен считать себя таковым и быть уверенным в своей компетентности. Сомнения и чувство неуверенности помешали бы ему верить в собственный авторитет и сделали бы его непригодным к профессиональной жизни. Ведь от него ожидается, что он что-то умеет и уверен в своем деле, но никак не предполагается, что он испытывает сомнения в себе и своей состоятельности. Специалист уже неизбежно обречен быть компетентным!

Хорошо, если потребность в самосовершенствовании и самовоспитании не игнорируется дипломированным специалистом по воспитанию подрастающего поколения.

Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы сначала изменить в самих себе? Пожалуй, мы не признаемся в этом, потому что это напомнило бы нам, что мы сами все еще дети и в значительной мере сами нуждаемся в воспитании.

В заключение позвольте процитировать выдержку из замечательной книги архимандрита Лазаря «О тайных недугах души»: «Большинство из нас — как только прочитает что-либо поучительное или подметит какую-либо интересную мысль, рассуждение из духовных книг — сразу же спешит преподнести это ближнему в науку, вразумить его, торопится дать совет применить то или иное правило их отцов, хотя сами мы еще не пользовались этими правилами и не собираемся пользоваться...

Беда еще и в том, что преждевременно посвятивший себя учительствованию остается сам без плода, увлечение это становится сильным препятствием к тому, чтобы заниматься собой, видеть себя, свои немощи, искать собственного уврачевания».

Вера ДИСНЕНКО,
психолог,
г. Инта,
Республика Коми