Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

ЮМОР И ПСИХОЛОГИЯ


Марина СТЕПАНОВА,
психолог

Смеяться, право, не грешно...
или С юмором о психологии и психологах

Спектр исследуемых психологами явлений настолько широк, что создается впечатление о неограниченных возможностях психологии. При чуть более глубоком проникновении в психологию ошибочность этого впечатления становится очевидной. К числу явлений психической жизни, так и не получивших обоснованного научного толкования, относится и чувство юмора. Однако отсутствие научной психологии юмора не мешает существованию юмора в психологии.

Юмор и отношение к нему
в психологии

В толковом словаре русского языка «юмор» определяется как добродушно-насмешливое отношение к кому-л., чему-л., умение представить события и недостатки в комическом виде. А в «Большом толковом психологическом (!) словаре» А. Вебера этот термин вовсе отсутствует. То же самое, к сожалению, можно сказать и про другие многочисленные словари по психологии и смежным дисциплинам, в том числе и маститых авторов. В «Психологической энциклопедии» Р. Корсини и А. Ауэрбаха нашлось место статье под названием «Чувство юмора», по прочтении которой становится ясно, что это — одно из самых сложных и мало изученных понятий психологии. И лишь в «Кратком психологическом словаре» удалось прочитать, что под «чувством юмора» понимается способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Определение, с одной стороны, достаточно понятное, а с другой — почти не отличающееся от данного в словаре русского языка и потому устраивающее лишь любителя от психологии, но никак не профессионального психолога.

Научные сведения о чувстве юмора и остроумии действительно бедны, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что психологи занимались развитием (или формированием) большого числа представлений и умений у ребенка, вплоть до мировоззрения и убеждений. Однако вопрос о том, можно ли — и если ответ положительный, то как — научить человека смеяться, пока что не получил экспериментального подтверждения. В то же время уже сегодня имеются факты о нарушениях чувства юмора при психических расстройствах, например при шизофрении. Отечественные исследователи вслед за А.Н. Луком разводят такие понятия, как «чувство юмора» — способность воспринимать юмор, и «остроумие» — способность его продуцировать.

Говоря об остроумии, было бы непростительной ошибкой не упомянуть работу З. Фрейда 1905 года «Об остроумии и его отношении к бессознательному». При этом, правда, следует признать, что попытка создателя психоанализа посредством изучения оговорок, описок, а также сновидений и анекдотов проникнуть в бессознательные процессы представляет собой лишь один из возможных, хотя и получивших широкое признание, подходов к пониманию механизмов порождения комического. Сторонники гуманистической психологии рассматривают чувство юмора как одно из характерных свойств самоактуализирующейся личности. Отечественные психологи высказывают гипотезу о связи между остроумием и творческим мышлением, в частности таким его показателем, как оригинальность.

Весьма вероятно, что высказываемые учеными предположения о природе и механизмах чувства юмора и остроумия не противоречат друг другу, но следует признать, что на сегодняшний день проверенные научные сведения по данной проблематике отсутствуют. Их заменяет так называемая житейская психология, которая позволяет относиться к чувству юмора как к здоровью: его наличие не ощущается, а вот отсутствие обращает на себя внимание. Не случайно, наверное, психологи утверждают, что недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.

Житейская психология подсказывает нам, насколько полезным, разряжающим обстановку порой бывает юмористическое отношение к происходящему и к самому себе. И потому серьезные психологи, занятые разработкой методологических и теоретических вопросов психологии, не прочь посмеяться над собой — своими профессиональными слабостями и неудачами, а заодно и над всей психологией, которая стала для них не только предметом изучения, но и средой обитания и, если хотите, местом пожизненного заключения.

Чему смеетесь?
Над собою смеетесь...

В книге «Психологи тоже шутят», окончание работы над которой символически датируется 1 апреля 2002 года, ее автор А.В. Юревич, не жалея острого словца, пишет о том, о чем мы с вами порой не решаемся сказать вслух, — о положении дел в современной психологической науке и практике. Первое апреля, безусловно, не время для серьезных разговоров, но хороший повод посмотреть на себя с необычной стороны — юмористической, которая, может быть, и далека от научной, но зато как нельзя лучше отражает то отношение, которое заслужили психологи и психология.

У любой науки всегда свое, уникальное лицо. Если у общей психологии оно серьезное и скучноватое, у педагогической — напоминающее школьного завуча, у инженерной — похожее на лицо советского инженера, у психологии бизнеса — смахивающее на лица строителей финансовых пирамид, то у юмористической психологии оно веселое и улыбчивое, но изменяющее свое выражение в зависимости от того, на что смотрит.

Психолог никогда не может быть состоявшимся, и вообще, тот, кто считает себя состоявшимся психологом, это на самом деле несостоявшийся кто-то еще.

Объявление: «Требуется психолог до 35 лет. Психологическое образование необязательно».

Ненормальность большинства психологов вписывается в один из основных законов, открытых психологической наукой: сапожник всегда ходит без сапог. В применении к психологам он означает, что, призванные лечить других людей, они сами, как правило, не вполне здоровы, а выбирая себе стезю профессиональной деятельности, предпочитают заниматься тем, чего им самим недостает... Так, например, психологи, которые плохо видят, изучают зрительное восприятие, плохо слышащие — слуховое, склеротики изучают память и т.п., а неважно соображающие — мышление...

Тот, кто плохо видит, может стать не только специалистом по зрительному восприятию, но и водителем или машинистом; кто плохо говорит — оратором или спикером в каком-нибудь представительном органе; кто плохо соображает — вообще имеет в нашем обществе практически неограниченные перспективы.

Все психологи делятся на две категории. Одни — несостоявшиеся физики — в школе учились хорошо по физике, математике, биологии, химии и другим естественно-научным предметам, но никогда не писали стихов и регулярно приносили двойки по русскому языку и литературе. Другие — несостоявшиеся лирики — ни черта не смыслили в косинусах, электронах и молекулах, но зато писали стихи, умели расставлять запятые и запросто могли отличить Толстого от Достоевского... Несостоявшиеся физики превращаются в психологов естественно-научной ориентации, а несостоявшиеся лирики — в кондовых гуманитариев, склонных к употреблению таких понятий, как «личность» и «душа».

Нынешние студенты-психологи в отличие от своих предшественников в большинстве своем ориентированы именно на практическую психологию, весьма скептически относясь к психологическим теориям и другим видам ненужного на практике знания.

На научных конференциях, как и в руководящих органах науки, собираются в основном мужчины. Так происходит потому, что они не моют дома посуду, не стирают белье, более склонны покидать своих жен, чем жены — их, более заряжены на то, чтобы сделать карьеру, и полагают, что разъезды по конференциям способствуют этому. И хотя в последнее время все чаще проводятся конференции, посвященные самому гендерному вопросу, которые собирают в основном ярых феминисток, данное явление не нарушает общей тенденции.

Важно не только хорошо, но и эффективно провести конференцию: так, чтобы ее участники, особенно свадебные генералы, не сомневались, что не только приятно провели время, но и сделали что-то полезное — и для науки, и для себя лично. Раньше научные конференции завершались подведением их кратких итогов, прощальным напутствием участникам и банкетом. В последнее время появился новый жанр конференций... который был назван в духе времени «научно-практическим». Его реальное отличие состоит в том, что первостепенное внимание уделяется вопросам денежным — тому, где достать деньги на проведение следующей конференции, и вообще, где их доставать. Этот финансовый прицел... сформировал очень хорошую традицию заканчивать конференции принятием некоего Обращения.

Самый простой для психолога путь в бизнес — это подключение к чьему-либо чужому бизнесу в качестве обслуживающего этот бизнес персонала... Некоторых особо амбициозных психологов такая роль не устраивает... Они предлагают собственные фирмы, предлагающие достаточно стандартный набор услуг. Среди этих услуг, во-первых, ассесмент (измерение чего-либо), во-вторых, профотбор (принятие на работу и увольнение), в-третьих, психотренинг (обучение всех всему), в-четвертых, психоанализ (анализ сновидений жен новых русских), в-пятых, организационное консультирование (советы о том, в какой цвет покрасить стены, чтобы сотрудники фирмы не просили повышения зарплаты).

Впоследствии ситуация изменилась... и многие психологи были вынуждены срочно менять профиль своей деятельности, переключаясь с психоанализа и оргконсультирования, например, на продажу паровых котлов, которые, как оказалось, востребованы больше, чем психоанализ, что говорит о хорошем психическом здоровье нации.

Современный отечественный психолог Д.А. Леонтьев, известный нашим читателям как исследователь психологии личности, изобрел по аналогии с одностишиями жанр однопсиший, которые, по свидетельствам автора, цитируются значительно чаще, чем его научные публикации. Это ничего не говорит о научных работах автора, но зато очень много — о самих однопсишиях.

Вот некоторые из них.

Общаясь, забываем друг о друге...
     Но-но! Извольте без акцентуаций!..
Я с детства не любил галлюцинаций...
     Все возрасты покорны пубертату...
Не вытеснишь ни возраста, ни пола...
     Нет, интеллект аффекту не товарищ...
Любить предпочитаю невербально...
     Не доводи меня до совершенства!..
Что может быть условнее рефлекса?..
     Все думаю, к чему бы приложиться...
От кризисов страхует только кома...
     Меня достал богатый личный опыт.
Всего труднее излечить от нормы...

Там, где шутка, — там проблема

Не надо быть профессиональным психологом, достаточно житейской наблюдательности, чтобы заметить: мы смеемся над тем, что нас волнует, и наоборот — нас сильно задевает, когда кто-то в шутливой форме обращает внимание на какие-то наши слабости. Если психологи с юмором отзываются о своей науке, то тем самым они обозначают актуальные проблемы, решение которых их не устраивает.

Судя по приведенным выше высказываниям, таких проблем в психологической науке и практике немало. В упомянутой выше работе Фрейда анализируются афоризмы Лихтенберга, одного из его любимых авторов. В частности, Фрейд соглашается с Гёте, который говорил и Лихтенберге, «что его остроумные и шутливые юморески прямо-таки таят в себе проблемы, точнее говоря: приближают к их решению» (цит. по работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному»).