Три цвета времени
Несмотря на увлечение современных
психологов западными технологиями, в нашей
стране сохраняется интерес к достижениям
отечественной науки. В первую очередь это
относится к культурно-исторической теории Л.С.
Выготского, которая по-прежнему занимает
заслуженное место в палитре многообразных
психологических направлений. О значении
культурно-исторического направления для
современной психологической науки и практики
рассказывает доктор психологических наук,
профессор, академик Российской академии
образования, почетный член Американской
академии искусств и наук, главный редактор
журнала «Культурно-историческая психология» В.П.
ЗИНЧЕНКО. |
Владимир Петрович, чем вызван интерес
современных психологов к культурно-исторической
психологии Л.С. Выготского?
Взгляд на культурно-историческую психологию
Л.С. Выготского тесно связан с высшими
человеческими чувствами. А этого в современной
психологии, в том числе и психологии образования,
как раз и не хватает.
Культурно-историческая психология началась с
«Психологии искусства». Я надеюсь, что все
школьные психологи знакомы с этой работой. А если
эта встреча еще не произошла, то я могу только
позавидовать людям, которым предстоит большое
удовольствие от этого чтения.
Именно с размышления о вечных проблемах
искусства началась психология вообще и
культурно-историческая психология в частности.
Достаточно вспомнить прекрасную метафору души
Платона, катарсис Аристотеля, теорию цветового
зрения И.В. Гёте, экспериментальную эстетику
Г.Т. Фехнера, экскурсы в литературу и искусство
З. Фрейда и К.Г. Юнга, «О духовном в
искусстве» В.В. Кандинского, «Эстетические
фрагменты» Г.Г. Шпета, «Психологию искусства»
Л.С. Выготского, «Поэтику Достоевского»
М.М. Бахтина, «Разговор о Данте»
О. Мандельштама, «Психологию музыкальных
способностей» Б.М. Теплова, исследования
эстетического восприятия Н.Н. Волкова и
визуального мышления Р. Арнхейма,
«Психологическую топологию пути»
М.К. Мамардашвили, чтобы почувствовать и
понять силу искусства, не позволяющую психологии
забыть о душе и духе.
Искусство, помимо того что оно искусство, есть
еще и вид знания о мире и человеке — знания, на
столетия опережающего знание, добываемое наукой.
Конечно, это знание до-теоретическое, до-научное,
но оно живое и в определенном смысле
чувственно-сверхчувственное,
сверх-теоретическое, разумеется и
над-дисциплинарное.
Оно обладает достоинством непосредственной
жизненной достоверности. Адресованное
преимущественно нашим органам чувств и
эмоциональной сфере (а вовсе не мировоззрению),
оно расширяет наши способности мироощущения и
миропредставления, ограждает душу от
вульгарности, освобождает ее от тесноты.
Мировоззрение, не питаемое мироощущением, — не
более чем фантом.
Искусство питает науку эвристиками,
гипотезами, образами, метафорами, аргументами. И.
Бродский резонно заметил: «доказанная правда
есть, собственно, не правда, а сумма
доказательств».
Сегодня, когда психология медленно, но,
хотелось бы надеяться, верно становится
событийной (а не только деятельностной), уроки
искусства особенно поучительны. Событием
является не только само произведение искусства,
но и встреча с ним. Это событие в нас самих,
событие вчувствования, созвучия в душе аффекта и
интеллекта, душевного отклика, симпатического
понимания, сопереживания, извлечения смысла,
катарсиса... Мы вольно или невольно становимся
причастны музыкальному, поэтическому,
романическому мышлению. Художники утверждают,
что произведение живет и участвует в создании
духовной атмосферы.
Не искусство подражает жизни, а жизнь подражает
искусству; искусство входит в жизнь как факт и
уже не может не быть жизнью: мы не свободны перед
лицом произведения искусства.
Искусство создает невероятную палитру
человеческих чувств, и мы вольны познакомиться с
ними или нет.
Но мы для культуры тоже желаемы, ожидаемы. Если
мы не воспринимаем культуру, то тем самым наносим
ущерб и самой культуре. Ведь каждый человек
уникален, и у каждого есть свое предназначение. А
отвернувшись от культуры, человек свое
предназначение может и не выполнить.
Это объективность и человеческих чувств, и
человеческих мыслей, идей, знаний. Это все
культура. А культура — это среда, растящая и
питающая личность.
Получается,
что культурно-историческая психология —
направление, относящее нас к прошлому. А как
соотнести это с настоящим и будущим?
Каждое поколение наследует достижения своих
предшественников. Но культура в рамках
культурно-исторической психологии
рассматривается не как нечто давно прошедшее.
«Культура — это бессмертное настоящее», как
говорила Ольга Фрейденберг (сестра Бориса
Пастернака). И если мы непричастны к культуре, то
и не будет этого «бессмертного настоящего». Мы
сами делаем культуру настоящим.
Аффективная сторона восприятия произведений
искусства неразрывно связана и со стороной
когнитивной, и со стороной практической, и со
стороной деятельностной. Большинство психологов
хорошо знакомы с деятельностным подходом и
психологической теорией деятельности, связанной
с именами А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Но
нельзя забывать о том, что деятельность без
эмоций не может существовать. Так же как не
существует познание без эмоций.
Рене Декарт как-то сказал, что «действие и
страсть — это одно». С другой стороны, разве
может быть страсть без действия?
Недаром известный редактор и переводчик трудов
Л.С. Выготского и А.Р. Лурия на английский язык
профессор Калифорнийского университета Майкл
Коул назвал свою книгу «Культурно-историческая
психология — наука будущего». В 1996 году это
издание получило премию Гарвардского
университета как выдающееся произведение в
области педагогических и общественных наук.
Считается,
что психология имеет два пути развития:
естественно-научный и культурно-исторический.
Как их соотнести?
Психологов когда-то обуяла зависть к
естественно-научным дисциплинам: у них же есть
свой предмет исследования, своя «вещь» в руках. И
со стороны естественно-научных дисциплин
звучали взаимные упреки: «А что такое душа? Это не
реальность!»
Психология захотела получить свой реальный
предмет изучения, и она его получила, обозвав его
не душой, а психикой. Началась эпоха развития
психологии как естественно-научной дисциплины.
На своем знамени психологи, вслед за
представителями других наук, написали:
«Детерминизм! Все детерминировано!» Но, как ни
старалась она стать полностью
естественно-научной, от души все равно никуда не
денешься. Да и как тогда быть с такими явлениями,
как судьба, случай? Куда денутся свободная воля,
спонтанность, неопределенность? Чтобы найти
выход из этого положения, психологи начали
овладевать математикой. Они стали строить
вероятностные модели, с помощью которых пытались
объяснить и поведение, и принятие решений, и
человеческие взаимоотношения. Но мы-то знаем, что
наша судьба определяется вовсе не вероятностью,
а превратностью.
Владимир
Петрович, это вы утверждаете как последователь
культурно-исторической психологии?
Практические психологи хотели освободить
психологическую науку от субъективизма, сделать
ее абсолютно объективной. И как раз к тому
времени, когда им показалось, что психология
стала объективной наукой, физики выяснили, что
даже на их фундаментальных законах лежит печать
субъективности!
От субъективности никуда не деться. Вопрос: а
как эту субъективность понимать? Были
направления в психологии, которые развивались
параллельно с культурно-историческим. Здесь мне
хочется назвать имя А.Н. Северцева,
замечательного эволюциониста, которому
принадлежит маленькая книжечка, опубликованная
в 1922 году, которая называется «Эволюция и
психика». В ней Алексей Николаевич говорит, что
психика есть фактор эволюции. То есть именно
психика ведет за собой эволюцию.
Почему это может происходить? Только в психике
мы имеем дело с тремя «цветами времени»: с
прошлым, настоящим и будущим. Ведь без видения
будущего мы не можем совершить ни одно действие.
По мнению А.А. Ухтомского, субъективное не менее
объективно, чем так называемое объективное.
Загляните вглубь самих себя и погрузитесь в
свой внутренний мир. Разве он менее объективен,
чем тот, который находится вокруг? Разве ваши
переживания, ваша боль менее объективны? Это
такая же реальность, как и реальность внешняя. А
что «творит» наше воображение? Оно же создает
целый мир! В.В. Набоков в лекциях, посвященных
русской литературе, говорил, что «жизнь подло
подражает художественному вымыслу».
Надо быть аккуратнее со своим воображением.
Вдруг вы скажете кому-то «под руку» и это
реализуется!
Владимир
Петрович, но ведь это какая-то мистика! Вы
оперируете понятиями, которые выходят за рамки
материалистических представлений. Это тоже
культурно-историческая психология?
Это не мистика. Это реальность. Человеку
свойственно предвидение. Но один не видит дальше
собственного носа, а другой может «нарисовать»
утопию не хуже коммунистической.
Я повторюсь, что субъективное столь же
объективно, как и так называемое объективное. Оно
так же реально, как реально наше действие, его
результаты. Они могут быть ужасны, но они реальны.
Во всех учебниках психологии написано: «Психика
есть субъективное отражение объективного мира».
Но мы же не просто отражаем мир, мы порождаем его.
Мой образ — это порождение мира. У вас один мир, а
у меня другой.
Один из моих любимых учителей — П.Я. Гальперин
мечтал о том, чтобы «психика наконец-то стала
объективной наукой о субъективном мире человека
и животного»! То есть объективной наукой о
реальном субъективном.
Культурно-историческая психология — абсолютно
практическое направление. Искусство — средство
духовного и культурного развития. И ничего более
практичного, чем психология искусства, нет.
Теоретическая база идей культурно-исторической
психологии была построена на практическом
фундаменте. Л.С. Выготский говорил о практике:
«камень, который презрели строители, должен быть
положен во главу угла». После психологии
искусства он обращается к дефектологии, которая
сегодня корректно называется «коррекционная
педагогика», затем к психотехнике.
Любая наука развивается по спирали. Может быть,
и культурно-историческая психология, совершив
очередной виток, от психологии искусства
вернется к каким-то естественно-научным методам.
Но сейчас, в эпоху расцвета практической
психологии и дефицита того, что называется
духовностью, именно психология искусства должна
выходить на первый план.
Вы были
одним из инициаторов создания журнала
«Культурно-историческая психология». Это способ
донести до психологов, педагогов идеи
культурно-исторической психологии?
Да, наш журнал — специализированное научное
издание по проблемам культурно-исторической
психологии. В нем публикуются как статьи по
«классическим» ее темам, так и результаты
исследований, сделанных на стыке различных
психологических теорий.
Значительное место уделяется материалам по
истории культурно-исторической психологии. Мы
печатаем архивные материалы, которые по тем или
иным причинам были либо недоступны, либо вообще
никогда не публиковались. Например, у нас
опубликована статья Л.С. Сахарова, ученика Л.С.
Выготского, «О методах исследования понятий»,
которая впервые увидела свет в конце 30-х годов в
России. Мало кто знает, что Л.А. Божович в юности
также работала под руководством Л.С. Выготского.
Поэтому в одном из номеров мы опубликовали
студенческую работу Лидии Ильиничны «О развитии
практического предметного действия ребенка».
Мы даем возможность и молодым, и зрелым
исследователям публиковать свои достижения в
этой области. Причем это как наши отечественные,
так и зарубежные психологи. Сейчас мы начали
печатать некоторые материалы на английском
языке.
Мы еще очень молодые: издаемся всего третий год.
У нас есть тематические номера, и последний номер
журнала как раз посвящен психологии искусства.
На страницах журнала обсуждаются общие
методологические вопросы современной
культурно-исторической и деятельностной
психологии, разворачиваются дискуссии об
актуальных проблемах этой области психологии,
перспективах и вариантах развития (например, о
нарративной психологии). Тематические номера
журнала иллюстрируют результаты и направления
современных исследований
культурно-исторической и деятельностной
психологии — специальная психология, психология
искусства, кросс-культурные исследования,
детская и возрастная психология. Особое внимание
уделено поиску и сохранению научного наследия
школы Выготского — в журнале публикуются
архивные материалы, рукописи учеников и
последователей Л.С. Выготского. Мы делаем
цветные вклейки с уникальными архивными
фотографиями, которые недоступны широкой
аудитории.
Этот журнал может быть интересен и
психологам-практикам. Сейчас готовится номер,
посвященный психологии детского развития, где мы
будем анализировать особенности современного
детства, современного социокультурного
пространства. В этом году редакция проводит
конкурс на лучшую монографию по психологии
искусства, которая сможет стать прототипом
будущего учебника.
Журнал представлен в Интернете, где можно найти
всю подробную информацию о нем по адресу: www.vygotsky.mgppu.ru.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Фото
Игоря КАРПИНСКОГО |