Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2007


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Для решения задач урока

Нами разработан курс повышения квалификации для педагогов средней и старшей школы по теме «Развивающие возможности урока: дидактическое и технологическое обеспечение». Основная задача курса — формирование представлений о педагогической деятельности как системе образовательных (развивающих) возможностей. Для решения данной задачи от современного педагога-профессионала требуется не только высокий уровень общей культуры, сформированное мировоззрение и глубокие предметные знания, но и такие составляющие, как:

• понимание смысла и цели профессиональной деятельности, задач современного образования;

• аналитические, проектировочные, рефлексивные умения, позволяющие видеть свой предмет и свои уроки как систему развивающих возможностей для детей разного возраста, с разным образовательным потенциалом и различными потребностями;

• знание и умение применять современные образовательные методы и технологии сообразно педагогическим задачам, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Предлагаемый курс представляет собой цикл проектно-аналитических обучающих семинаров, позволяющих педагогу увидеть развивающие возможности своего предмета и применить это знание в ежедневной практической деятельности. Семинары построены на интеграции педагогических и психологических знаний, методов и технологий, что дает возможность их участникам получать опыт проживания различных образовательных ситуаций.

Что может дать коллегам — школьным психологам знакомство с программой нашего курса?

Подобный подход позволяет увидеть:

• новые возможности взаимодействия школьного психолога и педагогов-предметников;

• основу для сотрудничества психологов образования и методистов, руководителей методических объединений школ;

• базу для формирования педагогической команды школы;

• технологию осознанного подбора психолого-педагогических приемов под развивающую задачу.

О структуре и содержании курса

Одной из задач авторов курса являлось создание целостного представления о педагогической деятельности как системе развивающих возможностей. Для этого содержание курса и его структура были представлены участникам семинаров в виде дерева. Какими могут быть корни дерева? И что это такое?

Корни дерева — это основные парадигмы (подходы) в образовании. При всем многообразии направлений их можно разделить на три большие группы:

• информационная парадигма (основная цель образования — передача информации);

• знаньевая парадигма (цель — формирование ЗУНов);

• гуманистическая парадигма (цель — становление человека; знания при таком подходе рассматриваются лишь как инструмент для развития человека).

Ствол дерева — задачи образования, они определяют основные направления развития учащихся. Мы выделяет семь линий развития:

— познание и мышление,

— рефлексия,

— самопознание,

— самоопределение,

— целеполагание,

— мировоззрение,

— сотрудничество.

Основные ветви — это педагогические инструменты для реализации развивающих задач. К ним относятся:

• содержание учебного предмета (учебные тексты и учебные задания);

• образовательные технологии (в рамках курса рассматриваются репродуктивные технологии, исследовательские, творческие и технологии эмоционально-оценочной деятельности);

• стили педагогического общения;

• внеурочные формы работы с детьми (рассматриваются в рамках отдельного курса).

Каждая большая ветвь делится на более мелкие — это те конкретные формы, методы и приемы, с которыми участники знакомятся на семинаре. Образ дерева вводится на первой встрече для представления всего курса, далее мы возвращаемся к нему для того, чтобы вспомнить о прошлой теме разговора, сориентироваться в новой и увидеть взаимосвязь между темами.

О методах о формах работы

Для построения обучающего семинара были активно использованы психологические методы и приемы, в большей степени характерные для психологической работы. К ним относятся:

1. Смена ролевых позиций (учитель-ученик, автор-эксперт, взрослый-ребенок).

2. Проектирование («педагогические фантазии»).

3. Элементы проживания и погружения в возраст или ситуацию.

4. Арт-терапевтические приемы.

5. Приемы для проведения самоанализа и рефлексии.

6. Тематические разминки.

Наряду с этим применялись и педагогические методы и приемы: домашнее задание, проверочные работы, групповая и индивидуальная работа, лекции и проблемное изложение, работа с текстами и проч. Сами семинары были построены в той или иной педагогической технологии или с элементами технологий, для проживания и осмысления материала «здесь и сейчас».

Остановимся на ряде примеров.

Тема: «Развивающие возможности учебного текста»

Тематическая разминка

Участники семинара делятся на 4 группы. Каждая группа выбирает листок с заданием, на котором написаны ситуация и роль. Ситуация у всех одна — линейка 1 сентября, к которой нужно подготовить двухминутную речь, а роли и задачи разные: а) роль — представитель управления образования, цель — передать информацию; б) роль — директор школы, цель — поставить задачи на год и обозначить проблемы; в) роль — классный руководитель, цель — акцент на важности и значимости этого момента; г) роль — родитель, цель — эмоционально поддержать детей.

Группы готовят выступления и представляют речь. После этого организуется краткое обсуждение: какова была цель? достигнута ли она? какими средствами?

После этой разминки раскрывается тема «Учебные тексты», рассматриваются его виды (аксиоматический, текст проблемного изложения, личностно-окрашенный и ценностно-окрашенный), характерные особенности каждого вида и их развивающие возможности.

Тема: «Репродуктивная деятельность»

Тематическая разминка

Участникам семинара предлагается изобразить перечень из 9 слов в виде пиктограммы. Для этого надо пронумеровать рисунки в той последовательности, которую предложили ведущие (последовательность имеет значение). Перечень таков: якорь, мир, одиночество, лень, отдых, дорога, ель, цыган, восклицание.

К проверке слов приступают в конце четырехчасового семинара. Участникам предлагается выписать первые буквы всех слов, которые они закодировали в виде пиктограммы, и прочитать фразу, которая получилась. При правильном воспроизведении слов получается фраза: «Я — молодец!»

Упражнение «Создание своего семантического образа»

Один из блоков этого семинара посвящен знакомству с графическими методами, помогающими запоминать и воспроизводить информацию.

Один из них — создание семантических образов. После знакомства с требованиями по созданию образов и примерами образов, созданных детьми, педагогам предлагается создать свои образы трудных для запоминания понятий и слов, таких, как катод, анод, индукция, дедукция, углеводы, углероды, искусство, винегрет, и других.

Требования к работе с семантическим образом:

1. Образ должен быть создан ребенком самостоятельно по образцу, созданному другими школьниками или учителем.

2. Он должен быть как можно более тесно связан с предметным содержанием.

3. Образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания.

4. Образ должен иметь личностный смысл: по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания.

5. Образ должен быть простым, красочным и вызывать положительные эмоции.

6. Образ должен довольно просто воспроизводиться.

Тема:  «Исследовательская деятельность»

При знакомстве с различными способами организации проблемно-поисковой деятельности учащихся педагоги знакомятся с алгоритмами стратегий решения проблемных задач. Один из способов — стратегия «ИДЕАЛ» (из технологии критического мышления).

И
Идентифицируйте проблему
1-й этап
Идентификация проблемы. Проблема определяется в самом общем виде
Д
Доберитесь до ее сути
2-й этап
Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как», и в нем должно отсутствовать отрицание
Е
Есть варианты решения!
3-й этап
Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Любая критика на этом этапе запрещена. Для графической организации можно использовать кластер
А
А теперь — за работу!
4-й этап
Выбор оптимального варианта
Л
Логические выводы
5-й этап
Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы

После знакомства с приемом педагоги решают проблемные задания и проводят экспертизу метода.

Тема:  «Стили педагогического общения»

Одна из классификаций, рассматриваемых в рамках этого семинара, — классификация значимого взрослого, предложенная В.И. Слободчиковым.

Этот бланк для самоанализа предлагается педагогам в конце курса, когда они познакомились со всем материалом, выполнили все домашние задания, провели на каждом этапе тщательный анализ своих педагогических ресурсов. Лишь после этого мы просим соотнести свой стиль взаимодействия с учащимися с той или иной позицией. Просим вспомнить те приемы, методы, технологии, которые они используют на уроках, вернуться к схеме «Дерево», отметить на нем «свои» веточки и листочки, которые характеризуют их как педагогов. Затем проходит обсуждение:

— Гармонично ли сочетаются педагогические методы и ваш стиль?

— Хотелось бы вам что-то изменить в своей педагогической деятельности?

С этими вопросами участники завершают курс повышения квалификации.

А нам хотелось бы завершить этот разговор о курсе «Развивающие возможности урока: дидактическое и технологическое обеспечение» хасидской притчей, которую мы используем при рассмотрении темы «Технологии эмоционально-оценочной деятельности».

Название базовой
педагогической позиции

Характеристика
позиции
Развивающие возможности
Умелец 1. Погружает ребенка в совместное действие и начинает действовать сам.
2. Формирует в ребенке «умельца».
3. Помогает освоить нажитые людьми культурные способы действия
Формирование специальных способностей
Учитель 1. Погружает в процесс обучения (ориентирует в том, зачем, что и как надо делать).
2. Учит не самому действию, а тому, как учиться действовать.
3. Формирует «учащегося» ( т.е. того, кто учит себя самого).
4. Развивает способность браться за новые задачи, которых не было в прошлом опыте.
5. Дает ребенку уверенность в будущей жизни
Обучение общим способам деятельности
Родитель 1. Обеспечивает ребенку состояние душевного здоровья, комфорта, радости и заботы.
2. Погружает в переживание самоценности жизни, чувства близости с людьми, миром (как основы жизненной стойкости и энергетики).
3. Формирует способность жить настоящим, а не только готовиться к настоящей жизни
Воспитание жизнеспособного человека
Мудрец 1. Открывает каждому ребенку основы для самоутверждения, самоуважения, самопринятия, понимания ценности каждого и себя самого.
2. Развивает способность найти свет и богатство собственной души.
3. Погружает в ситуацию поиска смыслов
Воспитание человеческого в человеке

Однажды Учитель сказал ученикам:

— А знаете ли вы, друзья мои, что все вокруг — даже обычнейшие вещи — способны раскрыть нам великие истины.

Ученики удивились.

— Чему же может научить нас поезд? — спросил один.

— Опоздаешь хоть на секунду, и останешься ни с чем, — сказал Учитель.

— А телеграф? — спросил другой.

— Каждое слово имеет свою цену.

— Ну а телефон?! — не унимался третий.

Сказанное здесь, — ответил Учитель, — будет услышано там!

Татьяна МЕРКУЛОВА,
психолог,
г. Москва