Для решения задач урока
Нами разработан курс повышения
квалификации для педагогов средней и старшей
школы по теме «Развивающие возможности урока:
дидактическое и технологическое обеспечение». Основная
задача курса — формирование представлений о
педагогической деятельности как системе
образовательных (развивающих) возможностей. Для
решения данной задачи от современного
педагога-профессионала требуется не только
высокий уровень общей культуры, сформированное
мировоззрение и глубокие предметные знания, но и
такие составляющие, как:
• понимание смысла и цели профессиональной
деятельности, задач современного образования;
• аналитические, проектировочные,
рефлексивные умения, позволяющие видеть свой
предмет и свои уроки как систему развивающих
возможностей для детей разного возраста, с
разным образовательным потенциалом и различными
потребностями;
• знание и умение применять современные
образовательные методы и технологии сообразно
педагогическим задачам, возрастным и
индивидуальным особенностям учащихся.
Предлагаемый курс представляет собой цикл
проектно-аналитических обучающих семинаров,
позволяющих педагогу увидеть развивающие
возможности своего предмета и применить это
знание в ежедневной практической деятельности.
Семинары построены на интеграции педагогических
и психологических знаний, методов и технологий,
что дает возможность их участникам получать опыт
проживания различных образовательных ситуаций.
Что может дать коллегам — школьным
психологам знакомство с программой нашего курса?
Подобный подход позволяет увидеть:
• новые возможности взаимодействия школьного
психолога и педагогов-предметников;
• основу для сотрудничества психологов
образования и методистов, руководителей
методических объединений школ;
• базу для формирования педагогической
команды школы;
• технологию осознанного подбора
психолого-педагогических приемов под
развивающую задачу.
О структуре и содержании курса
Одной из задач авторов курса являлось создание
целостного представления о педагогической
деятельности как системе развивающих
возможностей. Для этого содержание курса и его
структура были представлены участникам
семинаров в виде дерева. Какими могут быть корни
дерева? И что это такое?
Корни дерева — это основные парадигмы (подходы)
в образовании. При всем многообразии направлений
их можно разделить на три большие группы:
• информационная парадигма (основная цель
образования — передача информации);
• знаньевая парадигма (цель — формирование
ЗУНов);
• гуманистическая парадигма (цель —
становление человека; знания при таком подходе
рассматриваются лишь как инструмент для
развития человека).
Ствол дерева — задачи образования, они
определяют основные направления развития
учащихся. Мы выделяет семь линий развития:
— познание и мышление,
— рефлексия,
— самопознание,
— самоопределение,
— целеполагание,
— мировоззрение,
— сотрудничество.
Основные ветви — это педагогические
инструменты для реализации развивающих задач. К
ним относятся:
• содержание учебного предмета (учебные тексты
и учебные задания);
• образовательные технологии (в рамках курса
рассматриваются репродуктивные технологии,
исследовательские, творческие и технологии
эмоционально-оценочной деятельности);
• стили педагогического общения;
• внеурочные формы работы с детьми
(рассматриваются в рамках отдельного курса).
Каждая большая ветвь делится на более мелкие —
это те конкретные формы, методы и приемы, с
которыми участники знакомятся на семинаре. Образ
дерева вводится на первой встрече для
представления всего курса, далее мы возвращаемся
к нему для того, чтобы вспомнить о прошлой теме
разговора, сориентироваться в новой и увидеть
взаимосвязь между темами.
О методах о формах работы
Для построения обучающего семинара были
активно использованы психологические методы и
приемы, в большей степени характерные для
психологической работы. К ним относятся:
1. Смена ролевых позиций (учитель-ученик,
автор-эксперт, взрослый-ребенок).
2. Проектирование («педагогические фантазии»).
3. Элементы проживания и погружения в возраст
или ситуацию.
4. Арт-терапевтические приемы.
5. Приемы для проведения самоанализа и
рефлексии.
6. Тематические разминки.
Наряду с этим применялись и педагогические
методы и приемы: домашнее задание, проверочные
работы, групповая и индивидуальная работа,
лекции и проблемное изложение, работа с текстами
и проч. Сами семинары были построены в той или
иной педагогической технологии или с элементами
технологий, для проживания и осмысления
материала «здесь и сейчас».
Остановимся на ряде примеров.
Тема: «Развивающие возможности
учебного текста»
Тематическая разминка
Участники семинара делятся на 4 группы. Каждая
группа выбирает листок с заданием, на котором
написаны ситуация и роль. Ситуация у всех одна —
линейка 1 сентября, к которой нужно подготовить
двухминутную речь, а роли и задачи разные: а) роль
— представитель управления образования, цель —
передать информацию; б) роль — директор школы,
цель — поставить задачи на год и обозначить
проблемы; в) роль — классный руководитель, цель —
акцент на важности и значимости этого момента; г)
роль — родитель, цель — эмоционально поддержать
детей.
Группы готовят выступления и представляют
речь. После этого организуется краткое
обсуждение: какова была цель? достигнута ли она?
какими средствами?
После этой разминки раскрывается тема
«Учебные тексты», рассматриваются его виды
(аксиоматический, текст проблемного изложения,
личностно-окрашенный и ценностно-окрашенный),
характерные особенности каждого вида и их
развивающие возможности.
Тема: «Репродуктивная деятельность»
Тематическая разминка
Участникам семинара предлагается изобразить
перечень из 9 слов в виде пиктограммы. Для этого
надо пронумеровать рисунки в той
последовательности, которую предложили ведущие
(последовательность имеет значение). Перечень
таков: якорь, мир, одиночество, лень, отдых,
дорога, ель, цыган, восклицание.
К проверке слов приступают в конце
четырехчасового семинара. Участникам
предлагается выписать первые буквы всех слов,
которые они закодировали в виде пиктограммы, и
прочитать фразу, которая получилась. При
правильном воспроизведении слов получается
фраза: «Я — молодец!»
Упражнение «Создание своего семантического
образа»
Один из блоков этого семинара посвящен
знакомству с графическими методами, помогающими
запоминать и воспроизводить информацию.
Один из них — создание семантических образов.
После знакомства с требованиями по созданию
образов и примерами образов, созданных детьми,
педагогам предлагается создать свои образы
трудных для запоминания понятий и слов, таких,
как катод, анод, индукция, дедукция, углеводы,
углероды, искусство, винегрет, и других.
Требования к работе с семантическим образом:
1. Образ должен быть создан ребенком
самостоятельно по образцу, созданному другими
школьниками или учителем.
2. Он должен быть как можно более тесно связан с
предметным содержанием.
3. Образ должен однозначно отражать запоминание
наиболее сложных фрагментов предметного
содержания.
4. Образ должен иметь личностный смысл: по
возможности связываться с индивидуальными
переживаниями, эмоциями, событиями,
нетрадиционным пониманием конкретного
содержания.
5. Образ должен быть простым, красочным и
вызывать положительные эмоции.
6. Образ должен довольно просто
воспроизводиться.
Тема: «Исследовательская
деятельность»
При знакомстве с различными способами
организации проблемно-поисковой деятельности
учащихся педагоги знакомятся с алгоритмами
стратегий решения проблемных задач. Один из
способов — стратегия «ИДЕАЛ» (из технологии
критического мышления).
И —
Идентифицируйте проблему |
1-й этап
Идентификация проблемы. Проблема определяется в
самом общем виде |
Д —
Доберитесь до ее сути |
2-й этап
Школьники формулируют проблему в виде вопроса.
Он должен быть предельно точным, конкретным,
начинаться со слова «как», и в нем должно
отсутствовать отрицание |
Е —
Есть варианты решения! |
3-й этап
Генерирование как можно большего числа
вариантов решения проблемы. Любая критика на
этом этапе запрещена. Для графической
организации можно использовать кластер |
А —
А теперь — за работу! |
4-й этап
Выбор оптимального варианта |
Л —
Логические выводы |
5-й этап
Анализ действий, предпринятых для решения
проблемы, логические выводы |
После знакомства с приемом педагоги
решают проблемные задания и проводят экспертизу
метода.
Тема: «Стили педагогического
общения»
Одна из классификаций, рассматриваемых в
рамках этого семинара, — классификация
значимого взрослого, предложенная В.И.
Слободчиковым.
Этот бланк для самоанализа предлагается
педагогам в конце курса, когда они познакомились
со всем материалом, выполнили все домашние
задания, провели на каждом этапе тщательный
анализ своих педагогических ресурсов. Лишь после
этого мы просим соотнести свой стиль
взаимодействия с учащимися с той или иной
позицией. Просим вспомнить те приемы, методы,
технологии, которые они используют на уроках,
вернуться к схеме «Дерево», отметить на нем
«свои» веточки и листочки, которые характеризуют
их как педагогов. Затем проходит обсуждение:
— Гармонично ли сочетаются педагогические
методы и ваш стиль?
— Хотелось бы вам что-то изменить в своей
педагогической деятельности?
С этими вопросами участники завершают курс
повышения квалификации.
А нам хотелось бы завершить этот разговор о
курсе «Развивающие возможности урока:
дидактическое и технологическое обеспечение»
хасидской притчей, которую мы используем при
рассмотрении темы «Технологии
эмоционально-оценочной деятельности».
Название
базовой
педагогической позиции |
Характеристика
позиции |
Развивающие возможности |
Умелец |
1. Погружает ребенка в
совместное действие и начинает действовать сам.
2. Формирует в ребенке «умельца».
3. Помогает освоить нажитые людьми культурные
способы действия |
Формирование специальных
способностей |
Учитель |
1. Погружает в процесс
обучения (ориентирует в том, зачем, что и как надо
делать).
2. Учит не самому действию, а тому, как учиться
действовать.
3. Формирует «учащегося» ( т.е. того, кто учит себя
самого).
4. Развивает способность браться за новые задачи,
которых не было в прошлом опыте.
5. Дает ребенку уверенность в будущей жизни |
Обучение общим способам
деятельности |
Родитель |
1. Обеспечивает ребенку
состояние душевного здоровья, комфорта, радости
и заботы.
2. Погружает в переживание самоценности жизни,
чувства близости с людьми, миром (как основы
жизненной стойкости и энергетики).
3. Формирует способность жить настоящим, а не
только готовиться к настоящей жизни |
Воспитание
жизнеспособного человека |
Мудрец |
1. Открывает каждому
ребенку основы для самоутверждения,
самоуважения, самопринятия, понимания ценности
каждого и себя самого.
2. Развивает способность найти свет и богатство
собственной души.
3. Погружает в ситуацию поиска смыслов |
Воспитание человеческого
в человеке |
Однажды Учитель сказал ученикам:
— А знаете ли вы, друзья мои, что все вокруг —
даже обычнейшие вещи — способны раскрыть нам
великие истины.
Ученики удивились.
— Чему же может научить нас поезд? — спросил
один.
— Опоздаешь хоть на секунду, и останешься ни с
чем, — сказал Учитель.
— А телеграф? — спросил другой.
— Каждое слово имеет свою цену.
— Ну а телефон?! — не унимался третий.
— Сказанное здесь, — ответил Учитель, — будет
услышано там!
Татьяна МЕРКУЛОВА,
психолог,
г. Москва
|