Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2007


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Без осложнений

Урок психологии как способ адаптации
пятиклассников

Адаптация пятиклассников часто сопровождается трудностями, обусловленными возрастными особенностями этого периода: перестройкой организма, формированием чувства взрослости, развитием рефлексии. Все это в совокупности с новыми школьными условиями порождает ряд проблем, от решения которых зависит успех адаптационного периода. В данный период необходимо помогать пятиклассникам в различных организационных формах. Помощь может заключаться как в разовых мероприятиях (ролевые игры, тематические тренинги, психологические акции), так и в регулярных занятиях. В Ломоносовской школе в школьное расписание пятиклассников включены уроки психологии, что расширяет возможности психолога. Уроки психологии для пятиклассников проходят по программе «Развитие». (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. 5–6 классы. — М.: Генезис, 2005.)

От начала до конца

Мы строим урок следующим образом:

• Он начинается с приветствия, записи темы урока в тетради. На наш взгляд, ритуал начала урока очень важен, так как настраивает ребят на работу. Мы использовали в качестве ритуала начала урока запись темы в тетради, так как это дает возможность сосредоточиться, переключиться с активной деятельности на перемене на рабочую, учебную деятельность. Важно также заранее написать тему урока на доске: это отсекает возможность отвлечь класс вопросами и репликами. Например: я не услышал, повторите тему, а что за тема и пр.

• После записи темы урока ребятам задаются вопросы по теме, например: как ты сам понимаешь… что для тебя значит… в жизни ты сталкиваешься… чем в жизни это тебе может помочь, почему именно сегодня мы обсуждаем эту тему и др.

• Далее дается небольшая теоретическая часть, чтобы дети поняли, зачем им это надо. Например, при обсуждении темы «Чувства бывают разные» я объясняю, что такое чувства, какие они бывают, почему важно уметь выражать свои чувства.

• После обсуждения темы предлагаются творческие задания, с помощью которых закрепляется новый материал. Задания выполняются или индивидуально в тетрадях, или в парах, или дети высказывают свои мысли всему классу. Здесь очень важно сказать ребятам, что отвечают только те, кто сам этого захочет, чтобы у них сохранялось чувство безопасности на уроке. А в некоторых случаях дается возможность хранить свое мнение в тайне даже от психолога. Например, при обсуждении темы «Мой внутренний мир» учащимся давалось задание нарисовать в тетради что-то, что символизирует внутренний мир. Разрешалось заклеить рисунок цветной бумагой в виде потайной дверцы, если ребенок отказывался выполнять задание, боясь, что кто-то из одноклассников или взрослых это увидит. Кроме того, для многих запись в тетради является возможностью пообщаться с психологом один на один: не все дети могут высказываться в классе, но в тетради пишут очень откровенно.

Важно чередовать устные и письменные задания, давать возможность разыгрывать сценки с выходом к доске, предлагать задания, когда ребята что-то клеят, рисуют, вырезают, мастерят из разных материалов (цветной и гофрированной бумаги, картона, пластилина), использовать методы арт-терапии, сказкотерапии, психодрамы. В конце учебного года, например, ребята на уроке мастерили коробочки, в которые вкладывали записки с пожеланиями друг другу на лето, а в конце урока все с интересом читали послания своих одноклассников. При обсуждении темы «Я и мои колючки» пятиклассники сами предложили поговорить о своих сильных и слабых сторонах и изобразить их в виде таблицы, которая потом долго висела в классе, и каждый мог подойти и вспомнить свои достоинства и то, над чем еще предстоит потрудиться.

На уроке ребята с большим интересом вклеивают в тетрадь раздаточный материал, который полезно заранее готовить. Тетрадь при этом выглядит аккуратно и красиво. Например, по теме «Мы начинаем меняться» раздавались бланки в виде звезды, куда дети записывали свои изменения, а затем вклеивали их в тетради. При обсуждении темы «Чувства бывают разные» в конце урока дети получили красные сердца с надписью «Я имею право на любые чувства», которые тоже вклеивались в тетрадь. К концу года рабочая тетрадь становится очень яркой, красочной, и школьники с большим удовольствием просматривают ее и просят разрешения забрать домой.

• В конце урока я читаю сказку по теме, и мы ее обсуждаем. Ребята записывают основные мысли в тетради, и кто хочет, может их зачитать. Например, после прочтения сказки «Сундук, который помог царю» ребята написали: «Арина, не надо быть жадной! Олег, деньги – не главное в жизни. Петр, нужно ценить детство» и т.д. Важно, чтобы в процессе чтения учащиеся рисовали иллюстрации к сказке или записывали то, что приходит в голову, иначе некоторые дети отвлекаются и не дают работать всему классу. Необходимо также подчеркивать, что каждый слышит в сказке свое и каждое мнение ценно и уникально.

• В заключение урока проводится обязательный ритуал: каждый ученик говорит о том, что он узнал нового или что дал ему сегодняшний урок. На наш взгляд, это позволяет подвести итог урока, который запомнится лучше, так как сформулировал его сам ученик.

Темы для урока

Уроки психологии в пятых классах разбиты на следующие темы, каждая из которых решает определенные задачи и вызывает эмоциональный отклик у детей:

1. «Зачем нужна психология?» Данный блок способствует мотивировке детей на занятия психологией. Они узнают, что такое психологическое здоровье, и делают вывод, что каждый человек может быть счастлив и здоров в психологическом плане. В конце урока дети отвечают на вопрос, что для них счастье. Примеры высказываний:

• Степа: счастье для меня было, когда у меня родилась сестра.

• Инна: счастье — это когда твои близкие рядом и счастливы.

• Петя: счастье — это когда ты живешь в светлом и добром мире.

2. «Кто я, какой я? Я — могу; я — нужен; я — мечтаю. Я — это мои цели; я — это мое детство; я — это мое настоящее и будущее». Данный блок тем дает возможность ребятам порассуждать о себе, о своих качествах, возможностях и способностях, мечтах и целях. Обсуждение тем детства, настоящего и будущего дает возможность снять у пятиклассников тревогу по поводу перехода в новое пространство, смены учителей и новых требований, предъявляемых и учителями, и родителями. Примеры высказываний:

• Вера: цель — это мечта, которую надо довести до конца.

• Андрей: для достижения своей цели нужны терпение, план, старание, и все получится.

• Юля: не бросай своей цели на середине пути, и тогда тебя ждет успех.

3. «Чувства бывают разные: стыдно ли бояться; имею ли я право сердиться и обижаться». Затрагивая вопросы, касающиеся чувств, пятиклассники задумываются над тем, что страх и помогает, и мешает, что не стоит подавлять какие-то чувства, что важно принимать их в себе. Примеры высказываний:

• Саша: если верить в себя, то все получится.

• Игорь: не теряй надежду, верь в себя и никогда не сдавайся.

• Дима: все получится, если верить в свои силы.

• Гена: никогда не отчаивайтесь, и все получится.

• Антон: сбывается только то, во что сильно верят.

4. «Мой внутренний мир». Мы говорим о том, что каждый видит и чувствует свой мир по-своему; любой внутренний мир ценен и уникален; трудные ситуации могут научить человека; в трудной ситуации он ищет силу внутри себя, и она обязательно находится. Обсуждение данных тем раскрывает пятикласснику его ценность и уникальность, повышает самооценку, косвенно улучшает взаимоотношения в классе, снижает уровень тревоги по поводу собственной внешности. Обсуждение данных тем помогло ученикам расширить свои познания о себе. Примеры высказываний:

• Андрей: я нахожусь в процессе изучения своего внутреннего мира и пришел к выводу, что у меня есть внутренняя сила, которая меня отличает от всех остальных.

• Антон: моя внутренняя сила сильнее физической, от нее зависят мои достижения. Если ты веришь в себя, то все получится.

• Степан: моя сила в чувстве юмора, которое мне помогает найти друзей и не грустить.

• Даша: моя внутренняя сила помогает мне собраться в трудной ситуации, внутренняя сила дополняет мои физические возможности.

• Коля: моя внутренняя сила в том, что я не поддаюсь на провокации, учусь сдерживать свои порывы.

• Рита: внутренняя и внешняя сила человека отличаются тем, что внутренняя сила — мои качества, а внешняя — физическая сила. Моя внутренняя сила в целеустремленности и доброте.

5. «Я и мои друзья; мои колючки и мое одиночество». Обсуждая данные вопросы, ребята отмечали, что помогает в дружбе, а что ей мешает; как нужно относиться к одноклассникам, чтобы сохранить дружбу; какие собственные качества помогают и какие мешают в дружбе. Иногда подросток испытывает чувство одиночества, и не всегда это плохо. Мы говорили о том, как поддержать одноклассника, когда он грустит, одинок. Примеры высказываний:

• Вова: даже отвержение служит добру.

• Ира: Главное – не бояться первому подойти и завести разговор.

• Лена: если тебе одиноко — сделай что-нибудь доброе.

• Галя: одиночество — это когда ты один на свете.

6. «Мы начинаем меняться». Данный блок уроков посвящен подготовке к подростковому периоду (гормональные изменения, непропорциональность физического роста, резкие перепады настроения) и, конечно, формированию чувства взрослости и ответственности за свои поступки. Ребята на уроках приходили к следующим выводам. Пример высказываний:

• Олег: если сидеть и ничего не делать, то не будет развития, а будет только пустота внутри и вокруг тебя.

• Вера: если тебе очень надо, то силы всегда найдутся.

• Даша: время идет и вносит свои изменения, и не надо этого бояться. К тебе тоже все придет. Надо идти вперед и не бояться.

• Диана: всегда во всем стремись вперед.

Подводя итоги

Анализируя итоги психологических уроков, можно отметить общие достижения по всем классам: психологические занятия способствовали повышению доверия к психологу; дети по собственной инициативе стали приходить к психологу для решения конфликтов, проблем в дружбе, для того чтобы поделиться трудностями и своими радостями и достижениями. Появилось стремление разобраться в собственных поступках.

Важно также отметить, что в каждом классе уроки психологии имели свою специфику:

5-й «А». Появились откровенные высказывания и смелые, критические замечания в адрес тех, кто мешает работать на уроке; снизилась тревога по поводу своей внешности у девочек. Многие увидели свои сильные стороны в дружбе, в разрешении трудной ситуации, одноклассники помогали их найти тем, кто затруднялся. Ребята отметили позитивные изменения, которые произошли с ними за год, и отметили разницу между начальной и средней школой (качества, которые были названы как приобретенные: ум, уравновешенность, сила, уверенность, взрослость). Учащиеся проанализировали свои цели, поставленные в начале года, и многие обнаружили, что достигли их.

5-й «Б». По своей инициативе пятиклассники обсуждали свои достоинства и недостатки, которые помогают и мешают им в дружбе. Тема «Любой внутренний мир ценен и уникален» вызвала живой интерес, дети пришли к выводу, что человека можно любить и принимать просто за его хорошие качества (доброту, чувство юмора, доброжелательность…).

5-й «В». Важным для школьников на этих уроках оказалось то, что они находили способы, которые помогают справиться в ситуации одиночества. Ребята увидели, что они не одиноки в своих опасениях и что чувство одиночества испытывают многие люди. На занятиях была создана атмосфера доверия и безопасности, что позволило проявить свои творческие способности всем ребятам (сочинение стихов, песен, создание коллажей).

Статус и дисциплина

Стоит отметить трудности, с которыми столкнулись психологи при проведении урока психологии.

Во-первых, трудно определить статус психолога. На уроке психолог — учитель, который может сделать замечание и наказать за грубые нарушения дисциплины. Когда же психолог уходит с урока, он становится просто психологом, но ребята его уже запомнили в роли учителя и с опаской, недоверием смотрят на него, а многие и не хотят по этой причине приходить на индивидуальные психологические консультации. Очень трудно переключаться и самому психологу с одной роли на другую. Но если психолог на уроке продолжает быть психологом, то вести урок становится невозможно в силу того, что ребята, нарушая дисциплину, знают, что психолог «добрый и не умеет наказывать». Из-за неопределенности статуса психолога на уроке сильно страдает дисциплина, а из-за этого теряется вся значимость и глубина психологического урока.

Некоторые ребята относятся к уроку психологии как к развлекательному, который ничего не значит, поэтому здесь можно шуметь и мешать всем. Для повышения значимости урока мы пытались стимулировать ребят выставлением оценок за урок и за каждый семестр. Но сразу возникла сложность: как оценивать личные высказывания? Поэтому пришлось ставить всем пятерки, что мало стимулировало ребят на поддержание дисциплины. Единственный способ, который работал у нас на уроках, — это отделение оценивания дисциплины от высказываний по теме урока и работы в тетради. За урок выставлялись две оценки: одна за поведение, другая за работу на уроке. И таким образом удалось контролировать небольшую часть учеников, для которых была важна оценка. Но несмотря на все наши способы борьбы за дисциплину были те, кто в течение всего года осложняли работу психолога. Проблема дисциплины так до конца и не была решена.

Во-вторых, сложным было сохранение конфиденциальности. Конечно, никакого секрета в том, что происходит на уроках психологии, нет, но ребята достаточно откровенно делились своими мыслями, страхами, переживаниями. Этого удалось добиться благодаря принципу конфиденциальности, который гарантировал ребятам неразглашение их мыслей ни учителям, ни родителям. Но родители проявляли к уроку психологии большой интерес и даже в отдельных случаях требовали предъявить тетрадь по психологии и подробно рассказать, о чем говорит их ребенок. Однако психолог твердо соблюдал принцип конфиденциальности.

Совместно с детьми психологу удалось найти оптимальную форму освещения уроков психологии. С разрешения ребят психолог готовил по каждой теме стенд с их высказываниями, который вывешивался в актовом зале, и каждый мог с ним ознакомиться. Тематика уроков, цели и задачи каждой темы и высказывания ребят публиковались на сайте школы, что давало возможность держать родителей и учителей в курсе происходящего на уроках. И такая форма имела успех. Например, мама Миши просила обсудить на уроке психологии отношение к младшему брату, так как увидела на сайте, что ближайшая тема — «Имею ли я право злиться и обижаться?». Мама объяснила, что Миша часто злится на младшего брата, и она бы хотела, чтобы эта тема была обсуждена на уроке психологии. Мама Андрея попросила обсудить тему лжи, так как заметила, что сын стал обманывать родителей по разным поводам.

Третья проблема, с которой столкнулись психологи при проведении урока, — это присутствие на уроке классного руководителя. Некоторые ребята стеснялись откровенно высказываться в его присутствии. Был найден, на наш взгляд, оптимальный способ снятия тревоги у ребят. Психолог включал классного руководителя в работу на уроке: просил рассказать о себе в детстве, чего он боялся, чему радовался. Просил высказать свое мнение по тому или иному вопросу, вспомнить себя в пятом классе, рассказать о своих переживаниях. Важно обсуждать с классным руководителем тему урока заранее, чтобы действовать в едином русле.

В конце года мы провели собеседование с классными руководителями и учителями-предметниками, которые сказали, что процесс адаптации в пятом классе проходил без существенных трудностей и осложнений и что к концу года ребята стали более внимательны к друг другу. Классные руководители отметили, что уроки психологии дали возможность увидеть и понять, чем «заняты умы пятиклассников».

Родители в индивидуальных беседах с психологом говорили о том, что ребята обсуждают дома пройденные на уроке психологии темы и разъясняют родителям, что такое психология и чем она может помочь.

И в заключение хочется привести четверостишие пятиклассницы Лены, которые она сочинила на одном из уроков психологии:

Психология — свет.
Таков мой ответ.
Как без нее я жить могла?
Она мне очень помогла!

Анна КРИВЦОВА,
психолог Ломоносовской школы,
г. Москва