Прежде чем говорить о книге, ее авторе и психоанализе, необходимо разъяснить, почему эта работа З. Фрейда попала в число изданий, анонсируемых «Школьным психологом» — газетой для практических психологов образования. В самом общем виде ответ выглядит следующим образом: в словосочетании «практический психолог образования» ключевым словом выступает «психолог». А теперь о том же, но подробнее. История психологии богата именами и теориями, но далеко не все из них получили широкую известность. Классическому психоанализу и его основателю З. Фрейду в этом отношении повезло значительно больше, чем другим ученым, также внесшим весомый вклад в развитие психологической науки и практики. По единодушному мнению и отечественных, и зарубежных исследователей, главной работой Фрейда является «Толкование сновидений», увидевшее свет в 1900 году. С тех пор психоанализ привлекает к себе внимание не только специалистов — психологов и психотерапевтов, но и представителей родственных специальностей, да и всех интересующихся мировой культурой. Что касается России, то до недавнего времени первое знакомство наших соотечественников с теорией Фрейда происходило при своеобразных обстоятельствах: будущие психологи получали представление о высказанных Фрейдом гипотезах на основании весьма критического изложения сущности психоанализа в научных и учебных изданиях. Изучение оригинальных работ, переведенных к тому времени на русский язык, представлялось крайне затруднительным по вполне объективным причинам. Впервые переводы работ Фрейда появились у нас еще до революции и продолжали выходить вплоть до середины 20-х годов. Впоследствии в течение очень долгого времени они не переиздавались, за исключением небольших отрывков, помещенных в хрестоматиях. Это, однако, не привело к полному забвению, как можно было ожидать. Идеи Фрейда по-прежнему волновали умы и сердца тех, кто узнавал о нем случайно или в силу профессиональной необходимости. С наступлением идеологической «оттепели», когда запретный плод перестал быть таковым, ситуация принципиально не изменилась. Это позволяет строить весьма смелые догадки о причинах популярности сделанных Фрейдом предположений, несмотря на их уязвимость для критики, с которой соглашались даже сторонники психоанализа. Не случайно сам Фрейд считал себя принадлежащим к тому сорту людей, которые нарушили покой мира, а наш классик Л.С. Выготский в далекие 20-е годы ХХ века, когда о Фрейде знали значительно меньше, чем сейчас, отнес основателя психоанализа к числу «самых бесстрашных умов». В наше время на русском языке увидели свет многие труды Фрейда, и профессиональные психологи получили наконец возможность вынести самостоятельное (без ссылок на авторитеты) обоснованное суждение о работах мэтра и его вкладе в развитие научной мысли и культуры в целом. Книга «Остроумие и его отношение к бессознательному» была опубликована на немецком языке в 1905 году. В последнее десятилетие она выдержала несколько переизданий на русском языке, причем не только как отдельная книга, но и в составе сборников работ Фрейда. Издание, о котором идет речь, вышло в серии, предназначенной для широкого круга читателей, а не только для психологов, что свидетельствует в пользу общекультурного значения высказанных Фрейдом мыслей. Что касается занятых в школе психологов, то на первый взгляд остроумие, тем более в психоаналитической трактовке, имеет весьма отдаленное отношение и к школе, и к образованию в целом. Хотя стоит напомнить, что существует точка зрения, согласно которой именно Фрейд (а не Мюнстерберг) является основоположником практической психологии. Следует признать, что материалы книги действительно мало пригодны для непосредственного применения в работе школьного психолога. Даже более того: предложенная Фрейдом модель толкования острот, равно как и сновидений, не может быть использована психологами образования. Причина этого — спорность и, на что совершенно справедливо указывали многие критики Фрейда, недостаточная научность (разве относится к числу научных факт, который невоспроизводим в эксперименте?) приводимых автором положений. Однако можно назвать по крайней мере два довода в пользу того, что эта работа Фрейда не должна остаться не замеченной психологами образования. Во-первых, психология комического — мало изученная область психологии, и знакомство с фундаментальными исследованиями не помешает формированию собственного представления о природе юмора, шутки, остроумия и пр. Психологи, а также писатели — родственные психологам души — неоднократно указывали на то, что и понимание юмора, и тем более его производство позволяют много узнать о человеке, его умственном развитии и личностном складе. В указанной работе Фрейд объяснял свой интерес к остроумию именно наличием тесной взаимосвязи всех душевных явлений: психологическое знание даже периферийных областей имеет непредсказуемое значение для других. А у практикующего психолога мнение о ребенке складывается не только на основании результатов тестирования, но и в ходе наблюдения за ним в школе и общения во внеурочное время. Во-вторых, эта небольшая книга способствует пониманию очень простой, но от этого не теряющей своей важности мысли о приоритете теории над практикой. Интерпретация человеческого поведения, всех его проявлений вплоть до таких мелочей, как оговорки и ошибки, является отражением профессионального мировоззрения, которое сложилось у психолога. И даже такая, казалось бы, частная область психологии, как психология остроумия, в понимании своих механизмов обязательно предполагает наличие позиции (ее отсутствие свидетельствует, к сожалению, о недостаточной профессиональной зрелости и исследователя, и практика). В этом отношении теория Фрейда неуязвима для критики — целостность его концепции сомнений не вызывает. И признание верности трактовки Фрейдом, например, порождения остроумия следующим шагом обязательно предполагает и признание принципов классического психоанализа. А отсюда следуют выводы сугубо практического характера: половинчатость и попытка совместить различные подходы в толковании человеческого поведения обречены на провал. Не в этом ли кроется одна из причин допускаемых практическими психологами ошибок? В книгу, о которой идет речь, вошли шутки, анекдоты, афоризмы, собранные Фрейдом на протяжении многих лет. По мнению Фрейда, остроумие представляет собой проявление бессознательного так же, как и ошибки, оговорки и сновидения. На этом основании историками психологии делается вывод, что «Остроумие…» развивает идеи, высказанные пятью годами ранее в «Толковании сновидений», и, наверное, не случайно, одна из глав теоретической части так и называется: «Отношение остроумия к сновидению и бессознательному». Фрейд утверждает, что механизмом юмора, равно как и сновидений, выступает, в частности, сгущение с образованием замены, последнее заключается в появлении нового слова, что и вызывает смех. В работе приводится такой пример. Молодой человек сообщает о своей женитьбе: Венчально, но факт. Специальное внимание Фрейд уделяет рассмотрению истории развития остроумия и выделяет его ступени, или виды. Он различает невинные шутки и тенденциозные, которые демонстрируют непристойность или цинизм. Фрейд недвусмысленно заключает: «Шутки осмеливаются шепотом заявлять, что желания и влечения человека имеют право быть услышанными, несмотря на пространные и жесткие требования морали». И наконец, еще одна, для кого-то, может быть, самая основательная причина, по которой следует прочитать эту книгу. Она очень хорошо написана (и соответственно переведена). Собранные Фрейдом анекдоты и шутки, а многие из них принадлежат известным писателям, заслуживают того, чтобы их знать. Автору не откажешь не только в профессиональной, но и в общей эрудиции. Вот некоторые из них. Жена как зонтик. Ее все же иногда берут для собственного комфорта. Ревность — это страсть, которая ревностно выискивает то, что причиняет страдание. «Как идут дела?» — спросил слепой хромого. «Как видите», — ответил хромой слепому. «Почти невозможно пронести факел истины через толпу, не опалив кому-то бороду» (Лихтенберг). «Я рассматриваю рецензии как вид детской болезни, в большей или меньшей степени поражающей новорожденные книги» (Лихтенберг). Не хотелось бы, чтобы все сказанное рассматривалась читателями как попытка обращения их в веру, имя которой «фрейдизм». Но чтобы следовать тем или иным идеям или, наоборот, возражать им, нужно по меньшей мере их хорошо знать. Предыдущее поколение психологов выросло в обстановке абсолютного неприятия психоанализа — течения, с которым было знакомо лишь понаслышке. Поколение нынешних психологов порой оказывается всеядным, но опять же без достаточного на то основания, что своей оборотной стороной имеет зависимость от чужого мнения. А если попытаться составить собстаенное, пусть и отличное от большинства мнение? Эта небольшая работа — хороший повод узнать о З. Фрейде и созданном им течении из первых уст. Марина СТЕПАНОВА |