Космический полет
Большая психологическая игра
Задачи:
|
Рис. Е. Медведева |
—сплочение детского коллектива;
— развитие вербальных и невербальных навыков
коммуникации;
— проживание ситуации сотрудничества,
взаимовыручки;
— повышение познавательного интереса.
Психологический результат:
— благоприятный психологический климат,
— опыт взаимодействия в коллективе,
— позитивные отношения между подростками.
Участники: 8–12 человек в возрасте 12–14 лет.
Место проведения: просторная комната с
ковровым покрытием, затемненными окнами,
«звездным полем» на центральной стене, креслами,
установленными в форме космического корабля.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с
записью космической музыки, плакаты с
изображением планет, карандаши (ручки с
колпачками), тарелка, до краев наполненная водой,
свеча, ватман, краски.
ХОД ИГРЫ
I. Приветствие
Ведущий. Ребята, я вас приветствую и
предлагаю совершить уникальную, интереснейшую
прогулку по космическому пространству. Нам
предстоит совершить полет на Луну, Марс и Юпитер.
Приветствие-установка
В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг
другу: «Я готов с тобой полететь в космос».
II. Подготовка космонавтов
Ведущий. Полет в космос требует
специальной подготовки. Итак, начнем подготовку
в космонавты:
а) Проверка памяти
Упражнение «Имя»
Ребята перекидывают мяч и называют друг друга
по имени.
б) Проверка внимания
Упражнение «Фью, фью, фью»
Ведущий называет имя ученика. Стоящие слева и
справа от этого ученика подносят,
соответственно, правую или левую руку к своему
уху, машут и говорят «фью». Названный делает то же
двумя руками, говорит «фью-фью» и называет
следующего игрока. Темп ускоряется.
в) Проверка мышления
Каждый участник получает разрезанную на части
пословицу, старается быстро собрать ее и
объяснить смысл.
г) Работа с карточками
Ведущий. Какими чертами характера должен
обладать настоящий космонавт?
Участники получают карточки с отрицательными
чертами характера и находят противоположные:
тревожный, нервный, слабый, замкнутый,
беспомощный, надежный, скучный, жестокий, глупый,
жадный, унылый, лживый, неуверенный, злой,
хвастливый, ленивый, резкий, печальный.
Установка. Самое главное в космосе —
быть в команде, поддерживать, помогать и выручать
друг друга. Я уверена, что у нас все получится!
III. Старт с Земли
Ведущий. Юные космонавты, вы успешно
прошли курс подготовки и к полету допущены, прошу
занять свои места в космическом корабле. Но
прежде чем мы стартуем, надо узнать, какие
опасности могут подстерегать нас в космосе:
летящие с разных сторон метеориты, перегрузка
корабля, попадание в невесомость, нехватка
горючего.
Мы начинаем стартовать с планеты Земля —
третьей планеты Солнечной системы. Это
единственная планета, на которой существует
жизнь в известной нам форме.
Итак, начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!
(Звучит космическая музыка.)
Упражнение «Полет»
При команде «Метеорит слева» все дружно
наклоняются вперед вправо, чтобы избежать удара,
«Метеорит справа» — наклон влево. Команда
«Горючее» означает, что нужно глубоко вздохнуть
и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки
горючего; «Невесомость» — взяться всем за руки,
чтобы не улететь; «Перегрузка» — наклониться
вперед.
IV. Прибытие на станцию «Луна»
Ведущий. Наш космический корабль
прибывает на Луну — спутник Земли, вращающийся
вокруг нее. Луна изменяет свое положение по
отношению к Земле и Солнцу, поэтому изменяется и
ее вид, иногда это полный круг, а иногда — тонкий
серп.
Луна заботится о спокойствии наших ночей. Луна
символизирует душу, духовную сторону нашей
жизни. Луна — это спокойствие, умиротворение,
стабильность.
Прошу вас сойти на станции Луна и
продемонстрировать планете свою выдержку,
спокойствие и самоконтроль.
Упражнение «Карандаши»
Сначала участники выполняют подготовительное
задание: разбившись на пары, располагаются друг
против друга и пытаются удержать два карандаша,
прижав их концы подушечками указательных
пальцев. При этом выполняются следующие
действия: двигать руками вверх-вниз,
вперед-назад, приседание. Далее все участники
встают в круг и, не отпуская карандашей,
синхронно выполняют задания.
Ведущий. Луна является хранительницей
ночей, а жители Луны молчаливы и общаются друг с
другом без слов. Вот и мы постараемся поговорить
с ними без слов.
Упражнение «Расскажи без слов»
Участники делятся на 5 групп и готовятся
невербально передать информацию:
«Здравствуйте! Мы пришли к вам с миром. Мы не
желаем войны.
Пожалуйста, предоставьте нам пищу и дом.
Мы принесли вам свои дары: воду, цветок, огонь.
Нам пора улетать. Спасибо за все!
Прилетайте к нам в гости. Ждем вас!»
Ведущий. Продолжаем наше путешествие.
Начинаю отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (Звучит
космическая музыка.)
Упражнение «Полет»
См. п. III.
V. Прибытие на станцию «Марс»
Ведущий. Наша ракета приближается к
Марсу — четвертой планете Солнечной системы.
Марс называют «младшим братом» Земли.
Значительная поверхность планеты имеет цвет
красного кирпича. Марс характеризуется большим
разнообразием пейзажа: вулканические кратеры,
площади, покрытые вулканической лавой,
многочисленные долины и каналы высохших рек,
пустыни, возвышенности и даже примитивные формы
растений. Дневная температура Марса составляет +
25 градусов, а ночью опускается до – 60.
Марс символизирует силу и предприимчивость,
энергию и желание выделяться на фоне других
людей. Марс определяет самостоятельность,
независимость, борьбу за свое место под солнцем,
смелость и физическую выносливость.
Нам предстоит пробираться через
многочисленные скалы, обрывы, изгибы Марса.
Упражнение «Скалолаз»
Участники встают в плотную шеренгу, создавая
«скалу», на которой торчат выступы, образованные
из выставленных рук и ног, наклоненных вперед
тел. Участники по цепочке проходят вдоль этой
«скалы», стараясь не «упасть в пропасть», то есть
не поставить свою ногу за пределы линии,
образованной ступнями остальных участников.
Ведущий. На Марсе самым дефицитным
является вода, наш запас воды – одна тарелка,
постараемся ее сберечь.
Упражнение «Тарелка»
Участники встают парами, спиной друг к другу.
Тарелку, наполненную водой, передают из рук в
руки, стараясь ни капли не пролить.
Ведущий. Космонавты, приготовиться к
запуску ракеты: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (Звучит
космическая музыка.)
Упражнение «Полет».
VI. Прибытие на станцию «Юпитер»
Ведущий. Члены экипажа, взгляните в
иллюминаторы, перед нами великий Юпитер — самая
большая и самая красивая планета. Юпитер по
радиусу в одиннадцать раз больше Земли, а его
быстрое вращение привело к форме эллипса. На
Юпитере нет твердого грунта под ногами, он
состоит из легких материалов и газов.
Юпитер символизирует веру в добро и указывает
нам смысл жизни. Юпитер наделяет человека
отвагой, уверенностью в себе, оптимизмом,
доверием к жизни, стремлением к
самосовершенствованию.
Постараемся держаться все вместе, чтобы не
«утонуть» в парах и газах планеты.
Упражнение «Высший пилотаж»
Участники связываются ниткой на расстоянии
50 см и так стараются пройти маршрут с
препятствиями. Важное условие — заботиться и
помогать друг другу.
Ведущий. Ребята, мы прошли с вами
испытания стойкости, взаимовыручки,
самоконтроля, но не будем забывать и о душе.
Упражнение «Добрые слова»
Участники, перекидывая друг другу мяч, говорят
приятные слова, комплименты, пожелания.
Ведущий. Настало время возвращаться
на родную планету: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!
(Звучит космическая музыка.)
Упражнение «Полет».
VII. Возвращение на Землю
Ведущий. Вот мы и дома! Мы с вами стали
первыми юными космонавтами, совершившими столь
опасное космическое путешествие. Позволим себе
отдохнуть.
Упражнение «Сороконожка»
Каждый участник кладет руки на плечи впереди
стоящего. Ведущий показывает какие-нибудь
движения. Все повторяют одновременно,
продвигаясь вперед.
VIII. Прощание
Упражнение «Свеча»
По кругу передается зажженная свеча, и каждый
высказывается о своем настроении, чувствах.
Современный рисунок «Космический пейзаж»
На одном листе ватмана ребята все вместе
изображают свои впечатления от космического
путешествия.
Прощание-установка
В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг
другу: «Мне было приятно с тобой общаться!»
А. ЧУПРОВА,
педагог-психолог,
Иркутская специальная школа закрытого типа
для детей и подростков с девиантным поведением
|