Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2007


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Будем знакомы!

Наш детский дом работает по программе Л.К. Сидоровой («Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Когда я разрабатывала тематику и конспекты занятий по разделу «Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни», то поняла, что больше внимания уделяю физическому здоровью воспитанников. Но ведь еще древние говорили, что «прежде чем лечить тело, нужно вылечить душу». Поэтому я включила в программу цикл занятий «Будем знакомы: Я!» — по сбережению своего психического здоровья. В цикл включены занятия по темам:

1. Внимание (понятие, виды, советы по развитию произвольного внимания, упражнения на переключение внимания).

2. Память (понятие, виды, советы по улучшению памяти).

3. Мышление (понятие, виды, упражнения и игры для развития креативности).

4. Воображение (понятие, польза и вред сильно развитого воображения).

5. Эмоции и чувства (понятие, способы проявления, советы по управлению эмоциями).

6. Депрессия, стресс (понятие, характерные признаки, способы выхода из этих состояний).

7. Игры и упражнения для релаксации.

Я предлагаю вашему вниманию два варианта проведения занятия по одной теме: «Память». Эти занятия ориентированы на разный возраст (либо на разный уровень подготовки). Занятия о познавательных психических процессах я взяла потому, что воспитанники детского дома по разным причинам очень часто плохо учатся в школе. Столкновение требований педагогов и возможностей воспитанника часто приводит к повышению тревожности у детей, к стрессовым состояниям, негативным эмоциональным проявлениям. Я надеюсь, что эти занятия помогут детям сформировать адекватную самооценку, положительную мотивацию к школьному или профессиональному обучению, снизят уровень тревожности и будут способствовать развитию познавательных интересов.

Конспект занятия по теме «Память»
(возраст 11–14 лет)

Цель занятия: формировать элементарные знания о познавательных психических процессах и умение анализировать и корректировать процесс их развития; развивать познавательные интересы; воспитывать умение владеть собой и культуру поведения.

Материал: листы А4 с видами памяти для наглядности; карточки с заданиями, материал для проведения опытов; памятка «Как улучшить память?»; листы бумаги, ручки по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте ребята. Сегодня мы поговорим о памяти. Мы любим изучать окружающие нас предметы, а о себе иногда знаем до обидного мало. Ведь многим из вас интересно, почему кто-то в классе вроде и не учит ничего, а оценки получает хорошие; а кто-то зубрит, зубрит, и все равно толком ответить не может. Или почему слова любимой песни мы запоминаем сразу же, а стихотворение учим-учим, даже голова начинает болеть?

Часто можно слышать: «У него прекрасная память» или «Все равно забудешь, лучше запиши». Ребята, а как вы считаете, у вас хорошая память? Как вы думаете, много ли может запомнить человек? (Выслушать развернутые ответы 2–3 детей.)

Мозг человека может запомнить почти столько же, сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера.

Некто Э. Гаон заучил наизусть 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того, он мог не задумываясь вспомнить из них любой отрывок и назвать страницу, на которой этот отрывок написан.

Наш замечательный ученый академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно и всего один раз. Понятно, что такие способности даны не каждому. Вряд ли мы сможем сделать то же самое. Но ведь мы можем развивать свою память и достичь довольно неплохих результатов.

Но, прежде чем работать над своей памятью, нужно изучить ее. И для начала мы поговорим о том, какой бывает память. (При назывании каждого вида памяти вывешивается соответствующий лист.)

I. ОБРАЗНАЯ — это память на то, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем.

Опыт 1. Зрительная память

Цель: определение объема зрительной памяти.

Материал: карточки по количеству детей, на которых изображена таблица из 16 пустых клеток, расположенных правильным квадратом. Один такой же квадрат, в котором произвольно отмечены 5–8 клеточек (в зависимости от возраста и общего уровня развития детей).

Ход опыта: детям раздаются пустые карточки. Затем воспитатель на 10 секунд показывает заполненный образец. После этого дети воспроизводят образец. Оценивается правильность выполнения задания (норма 5+2).

Примечание: заострить внимание детей на том, что у всех зрительная память развита в достаточной мере (независимо от результата), а у тех, кто не сделал ни одной ошибки, очень хорошая.

Опыт 2. Слуховая память

Цель: определение объема слуховой памяти.

Материал: карточка с цифрами 3 7 9 1 8 6 2 0 4 5.

Ход опыта: детям дается установка: запомнить как можно больше цифр в том порядке, в каком они будут прочитаны. Затем зачитываются все цифры, через 10 секунд дети воспроизводят (норма 5+2).

Примечание: аналогично опыту 1.

Опыт 3. Осязательная память

Цель: проверить уровень сформированности тактильной памяти, припоминания и воображения.

Материал: мешочек с набором знакомых детям предметов.

Ход опыта: дети должны одной рукой на ощупь определить предмет, сопровождая свои выводы соответствующими комментариями.

Примечание: при обследовании предмета желательно, чтобы ребенок описывал то, что ощущает, например: «Этот предмет холодный на ощупь, округлой формы, гладкий с одной стороны и ребристый с другой» (лампочка).

II. ЛОГИЧЕСКАЯ — это память на смысл изложения.

Пример: когда мы с вами рассказываем малышам сказку, мы рассказываем ее не слово в слово, а помним ее сюжет, то есть что за чем идет, и говорим каждый своими словами.

III. ДВИГАТЕЛЬНАЯ — это память на движения.

Опыт 4. Двигательная память

Цель: наглядно показать пример двигательной памяти.

Материал: бумага, ручки по количеству детей.

Ход опыта: детям предлагается закрыть глаза и написать на листочке не глядя слово «память».

Примечание: этот опыт обычно вызывает у детей сильное оживление, поэтому нужно продумать, как вернуть их в рабочее состояние.

IV. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — это память на переживания.

Ведущий. Вы, наверное, заметили, что лучше запоминается то, что нам интересно, понятно. Вы очень быстро запоминаете любимые песни, рассказы друзей и намного хуже то, что задают в школе.

Опыт 5

Цель: проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Материал: слова для запоминания (любовь, спичка, встреча, стол, школа, деньги, котельная, болезнь, стена, год, экзамен, мыло, дружба, отвертка, окно, подарок, капуста, урок, труба, кирпич, вода, комната, учебник, шоколад, дождь, память).

Ход опыта: испытуемые прослушивают слова и затем записывают их по памяти в произвольном порядке и в любом количестве. После этого прослушивают 1–2 воспитанников и отмечают, какие слова у них повторяются и почему.

Примечание: нужно подвести детей к выводу о том, что не все слова запоминаются одинаково хорошо. То, что нам интересно или близко, запоминается лучше.

Ведущий. Теперь поработаем с карточками: надо выяснить, какой вид памяти описан в каждой карточке.

КАРТОЧКИ

Русский художник Н.Н. Ге по памяти изобразил абсолютно точно комнату одного из Петергофских дворцов. «Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины «Петр I и Алексей» — с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с потолком и освещением, — был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбивать впечатления, которое я вынес», — писал об этом художник.

 

После встречи с Наташей Катя шла по улице и вспоминала тот день, когда Наташа при всем классе рассказала все ее секреты, которые она доверила ей, как подруге. И у нее на глазах опять появились слезы, как и в тот злополучный день.

 

Один из преподавателей спросил студента: — Вы запомнили, как мы об этом договаривались, ту самую фразу, которую я произнес на прошлом занятии? — Да, конечно, помню, — уверенно сказал студент. — Вы сказали: «Позавчера здесь сел самолет». Преподаватель возразил: — Я предположил, что вы можете что-нибудь забыть, но вы все слова изменили. Я просил запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан».

 

Сергею казалось, что он никогда больше не сможет ходить. Ведь это не шутка — он три месяца пролежал в больнице после автомобильной аварии. Он боялся, что, как только он встанет на ноги, — тут же упадет. Но ничего такого не случилось. Правда, первые шаги давались с трудом, зато уже через неделю он ходил так же хорошо, как и прежде.

Ведущий. Итак, мы выяснили, какой бывает память, выяснили особенности вашей памяти. Теперь обсудим последний вопрос: как улучшить память?

ПАМЯТКА "КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ?"

1. Учить нужно всегда с желанием. Никогда не говори: «Я не выучу», говори: «Я могу и хочу это выучить».

2. Используй все виды памяти: смотри, читай про себя и вслух, черти схемы, таблицы, ищи главную мысль. Опирайся на тот вид памяти, который у тебя лучше развит.

3. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. Выучить лучше заранее, а накануне только повторить.

4. Тренируй свою память как мышцы: чем больше ты учишь, тем быстрее и лучше ты будешь запоминать в дальнейшем.

Ведущий. Наше занятие подошло к концу. Подведем итоги: мы выяснили, что такое память, какой она бывает, определили возможности своей памяти, разработали советы по улучшению памяти. Вы увидели, что в нашей группе нет детей с плохой памятью.

— Что понравилось на занятии?

— Что не понравилось?

Выставьте оценку нашему занятию, как в школе, по пятибалльной системе.

Выставьте оценку себе, как участнику занятия (на своих рабочих листах, анонимно).

Конспект занятия по теме «Память»
(возраст 15–18 лет)

Цель занятия: формировать у воспитанников элементарные знания по психологии человека и умение анализировать и корректировать процесс развития познавательных психических процессов, продолжать формировать умение работать с дополнительной литературой; развивать познавательные интересы, систематизировать знания по физиологии человека; воспитывать умение владеть собой и культуру поведения.

Материал: названия видов памяти (для наглядности); карточки с заданиями; памятка «Как улучшить память?» по количеству воспитанников; листы бумаги, ручки для каждого.

Предварительная подготовка:

1. Одному воспитаннику дать задание подготовить сообщение на 5 минут о физиологических основах памяти.

2. Трое воспитанников готовят подборку интересных исторических фактов — ответов на следующие вопросы:

— Какое количество информации может запомнить человек?

— Насколько точной может быть память человека?

— Как долго человек может сохранять в памяти информацию?

(Можно пользоваться кн.: Популярная психология. Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Происхождение человеческой памяти древние греки связывали с именем одного из самых прекрасных героев, созданных человеческой фантазией, с именем Прометея. Оказывается, этот самоотверженный юноша не только одарил человека огнем. Вот какие слова вкладывает в его уста великий древнегреческий драматург Эсхил:

Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять —
Им память дал, мать муз —
всего причину.

А сейчас из курса биологии мы с вами вспомним, как устроена наша память. А расскажет нам об этом... (Сообщение воспитанника.)

Мы выяснили, что память человеку просто необходима, вспомнили ее физиологические основы, а теперь давайте попробуем дать определение памяти. Итак, память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. (Спросить 1–2 воспитанников по желанию.)

А сейчас несколько вопросов для размышления, ответы на эти вопросы подготовили наши ребята:

— Какое количество информации может запомнить человек?

— Насколько точной может быть память человека?

— Как долго человек может сохранять в памяти информацию?

В истории человечества существует множество примеров феноменальной памяти. Вот некоторые их них.

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек.

Великий русский шахматист А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30–40 партнерами.

Другой наш замечательный ученый академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.

Понятно, что к этим вершинам могут приблизиться не все, лишь единицы. Но вот углубить, расширить, натренировать свою память по силам каждому из нас. Но, прежде чем работать над своей памятью, необходимо ее изучить. Для начала поговорим о видах памяти.

Различают следующие виды памяти:

1. Наглядно-образная — это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные образы (органы чувств).

Пример: представьте себе, что вы едите лимон.

2. Словесно-логическая — это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Пример: когда мы читаем литературное произведение, мы не запоминаем весь текст дословно, а запоминаем последовательность событий.

3. Двигательная — это память на движения.

Пример: профессиональный пианист может играть автоматически, не глядя в ноты и на клавиши.

4. Эмоциональная — это память на переживания.

Пример: одна и та же песня часто вызывает у разных людей разные чувства. Это происходит потому, что, слушая знакомую музыку, мы вспоминаем приятные или неприятные моменты нашей жизни.

Теперь попробуем определить виды памяти (см. карточки в приложении).

А еще различают кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память — это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.

Пример: тебе назвали телефон, ты его набрал, позвонил, буквально через пять минут ты его уже не сможешь вспомнить.

Долговременная память — это длительное сохранение информации, которая часто запоминается после многократного повторения.

Пример: Я до сих пор помню стихотворения, которые учила еще в детском саду.

Перейдем к последнему вопросу: как улучшить память?

Запоминаем мы все по-разному. Это зависит от многих факторов. Но есть и кое-что общее. Мы все запоминаем произвольно или непроизвольно. Кто объяснит разницу? (Ответы детей: произвольно — прилагая волевые усилия, непроизвольно — не прилагая никаких усилий, как бы само собой, пример — реклама.)

А следующую особенность вы назовете мне сами после небольшого опыта.

Опыт

Цель: проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Материал: слова для запоминания (любовь, спичка, встреча, стол, школа, деньги, котельная, болезнь, стена, год, экзамен, мыло, дружба, отвертка, окно, подарок, капуста, урок, труба, кирпич, вода, комната, учебник, шоколад, дождь, память).

Ход опыта: испытуемые прослушивают слова и затем записывают их по памяти в произвольном порядке и в любом количестве. После этого прослушивают 1–2 воспитанников и отмечают, какие слова у них повторяются и почему.

Вывод: не все слова запоминаются одинаково хорошо. Материал, эмоционально окрашенный или значимый, запоминается лучше.

Ведущий. А теперь вы подскажите мне, как улучшить память?

Возьмите лежащие у вас на столе листы, переверните и внимательно прочтите текст (памятка «Как улучшить память?»). Что вы не отметили в своих ответах?

А в завершение интересный факт.

— Исследователи из университета в американском городе Беркли пришли к выводу, что процесс запоминания идет гораздо эффективнее, когда человек лежит. Причина — прилив крови к мозгу. Так что, если вам нужно быстро выучить что-то наизусть, принимайте горизонтальное положение. Главное — не уснуть.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКИ

Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате молодого Рахманинова — тогда студента консерватории. Через некоторое время после того, как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и полностью повторил его сочинение. Композитор был озадачен: откуда студент мог знать произведение — ноты автор никому не показывал.

 

После встречи со старым знакомым он погрузился в воспоминания о былом, шел, не замечая ни встречных людей, ни домов, мимо которых проходил, а в душе у него опять теснилась обида и к глазам подступали слезы.

 

Один из преподавателей спросил студента: — Вы запомнили, как мы об этом договаривались, ту самую фразу, которую я произнес на прошлом занятии? — Да, конечно, помню, — уверенно сказал студент. — Вы сказали: «Позавчера здесь сел самолет». Преподаватель возразил: — Я предположил, что вы можете что-нибудь забыть, но вы все слова изменили. Я просил запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан».

 

ПАМЯТКА "КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ?"

1. Постановка цели. Ставь цель запомнить надолго. Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Использование разнообразного наглядного материала. Рассматривай схемы, таблицы, фотографии, смотри кинофильмы.

3. Использование логической организации материала. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой — кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.

4. Правильная организация процесса заучивания.

— Заучивай и повторяй небольшими дозами.

— Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

— После математики учи историю, после физики литературу: память любит разнообразие.

— Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные — разбивай на порции.

— Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

— Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.

— Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

5. Включение в процесс запоминания всех видов памяти. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, — действуй!

6. Воспроизведение заучиваемого материла вслух.

7. Применение мнемотехнических приемов (при запоминании материала, в котором преобладают механические связи).

Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Е. ФОМЕНКО,
воспитатель,
НОУ «Разуменский детский дом»,
г. Белгород

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коломинский Я.Л. Человек: психология. — М.: Просвещение, 1986.

2. Крутецкий В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1986.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000.

4. Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1995.

5. Популярная психология. Хрестоматия. / Сост. В.В. Мироненко. — М.: Просвещение, 1990.

6. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. — М.: Просвещение, 1990.