|
НОМИНАЦИЯ:
«РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ И ПСИХОЛОГ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА» |
Сегодня мы печатаем первую
авторскую разработку, поступившую на конкурс
«Практический психолог образования — 2007»,
который мы объявили в № 4, 2007 г.
Редакция
Роль отца в воспитании ребенка
Деловая игра для родителей
Задачи игры: установить
доброжелательные отношения между участниками
игры для конструктивного взаимодействия в
группах; выявить отношение родителей к
заявленной теме: актуальность, значимость,
осознание наличия проблемы.
Этапы игры:
1. Приветствие (динамическое).
2. Разминка (на групповое сплочение — выработку
единого мнения).
3. Сообщение темы игры «Ода отцам».
4. Анализ проблемы: 10 правил плохого отца. Анализ
советов детей.
5. Проблема глазами ребенка.
6. Мозговой штурм «Роль отца в воспитании
мальчика и девочки».
7. Рефлексия (голосование)
8. Самонаграждение.
Пример: две группы родителей — отдельно
мамы, отдельно папы (по ходу их можно объединить).
Подготовка: предварительно на
отдельном занятии дети делают рисунок по
проективной методике «Кинестетический рисунок
семьи» (КРС), проводится опрос класса по вопросам:
— Играет ли с вами папа по вечерам?
— Учит ли папа с вами уроки?
— С кем папы катаются на лыжах и коньках?
— Кому папа на ночь читает книжки?
— Кого папа берет с собой на прогулку?
Необходимые материалы: двухцветные
«ладошки» из картона; стикеры трех цветов и
ватманы с надписью «Общение детей и родителей в
лицах» (для разминки); два ватмана «10 правил
плохих пап», оформленные советы детей папам,
рисунки детей (КРС), ватманы для мозгового штурма
«Роль отца в воспитании сына/дочери»; коробочки с
надписями «Обсуждаемые проблемы не интересуют
меня», «Обсуждаемые проблемы малоинтересны для
меня», «Некоторые проблемы, обсуждаемые сегодня,
были мне интересны», «Все происходящее сегодня в
группе было мне очень интересно»; жетоны для
голосования.
ХОД ИГРЫ
1. Приветствие «Ладошки»
Каждый родитель получил «ладошки» из картона.
Ведущий. В течение 1 минуты вам необходимо
поприветствовать как можно большее число людей с
помощью этих ладошек. Красный цвет — делюсь
хорошим настроением, доброй энергией, синий — я
сегодня немного расстроен и прошу вашей
поддержки.
Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек:
красный — да, синий — нет:
— Готовы ли вы работать в форме игры?
— Готовы ли вы сотрудничать во время игры?
Для начала используйте в своей группе
вернейшее средство, которое сближает людей. Что
это? (Улыбка.) Улыбнитесь друг другу.
Почувствуйте энергию улыбки.
2. Разминка
«Общение детей и родителей в лицах» (карточки с
пиктограммами).
Ведущий. Отвечая на вопрос, обсудив ответ
в группе, нарисуйте на стикере ту пиктограмму,
которая подходит для вашего ответа, и приклейте
на общий лист.
— С каким лицом чаще всего вы общаетесь с
ребенком?
— С каким лицом чаще всего общается с вами ваш
ребенок?
— Каким вы желаете видеть лицо ребенка при
общении с вами?
Обсуждение:
— Каких пиктограмм больше?
— Совпадают ли пиктограммы первого и второго
вопросов?
— Есть ли разница в ответах на второй и третий
вопросы?
3. Сообщение темы игры
Ведущий. Мы поговорим сегодня об отцах, о
тех, кого с гордостью можем назвать
воспитателями детских душ.
Аплодисменты всем отцам в мире: вашим нынешним
и будущим; особо бурные аплодисменты нашим
пришедшим папам, героям сегодняшнего дня. Мы
ценим вас, восхищаемся вами. Мне хочется подарить
вам как введение в тему нашего общения очень
оптимистический отрывок из статьи Ричи Уоррена
«Одинокий мужчина».
Вы только вспомните, сколько раз мужчины
спасали мир от краха, компании — от банкротства
по долгу своей службы. Неужели вы в самом деле
думаете, что они не способны на подобные подвиги
ради собственного семейства? Только посмотрите,
какое количество отцов каждые выходные,
отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване,
ходят с детьми на футбол, в кафе-мороженое,
зоопарк, музей. И по утрам провожают детей в
школу, между прочим, не только мамы. Я вообще
считаю, что каждый мужчина, если ему не мешать с
самого начала и дать привыкнуть, способен
сделать все для семьи и детей. Конечно, не сразу,
не так умело, как это делают женщины и матери, но
со временем ничуть не хуже. И вряд ли кто-то имеет
право мешать им заботиться о собственных детях. В
них чувство отцовства тоже заложено природой.
Только мало кто об этом помнит и говорит.
4. Анализ проблемы
Ведущий. Отцовское влияние — это
огромная и благородная сила в воспитании детей.
Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не
ощущается.
В середине 50-х годов в США вышла книга под
характерным названием «Отцы — тоже родители».
Самим названием авторы несмело, намеками,
сообщали, что не надо, мол, совсем сбрасывать со
счетов мужчину в воспитательном процессе. Прошло
полстолетия, а проблема осталась. Когда говорят о
влиянии семьи на ребенка, то обычно имеют в виду
влияние матери. В школу, на родительские собрания
приходят в основном женщины — матери и бабушки,
больничные листы в поликлинике выдают также чаще
матерям — такова укоренившаяся практика.
Различия в мужской и женской воспитательной
стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый
психолог и философ Эрик Фромм выделяет два типа
любви: отцовский и материнский. Отцовская любовь
более взыскательна и справедлива: ребенка любят
за достоинства и заслуги. Материнской любви
чужда объективность: ребенка любят за то, что он
есть.
По мнению Фромма, любой человек для нормального
развития нуждается и в материнской, и в отцовской
любви, любой крен в одну сторону ведет к
искажению мироощущения и нарушению поведения.
Фромм считал, что западное общество становится
все более «безотцовским». Сетования феминисток
на инфантильность современных мужчин во многом
не лишены оснований. Поколение современных детей
формируется в атмосфере катастрофической утраты
отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при
его формальном наличии, — огромная беда.
Отец, не способный свести концы с концами, не
может дать ребенку положительного примера, у
него нет материальных оснований для подлинного
авторитета. Однако отец, слишком занятый
зарабатыванием денег, вообще забывает о
существовании семьи и детей. Это, конечно,
крайности, но к этим крайностям тяготеет
поведение современных отцов. Матери не могут
заменить отца, им не по силам эта роль.
«10 ПРАВИЛ ПЛОХИХ ОТЦОВ»
Ведущий. А сейчас я хочу попросить вас
составить правила «плохих пап» сначала
индивидуально на листочке, затем составить общий
свод и зачитать.
(Примеры: «Никогда не играй со своим
ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях,
интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход,
на рыбалку, в гараж».)
Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила?
(Чтобы никогда не следовать им.)
Мы просили детей дать свои советы папам,
давайте проанализируем их.
СОВЕТЫ ДЕТЕЙ ПАПАМ
Получай больше денег.
Побольше давай денег.
Не сердись на мои письма.
Не будь таким строгим.
Работай меньше.
Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку
побольше внимания.
Будь добрым.
Не заставляй меня выучивать уроки.
Не соглашайся работать по выходным.
Помогай маме во всем и люби ее очень сильно.
Никогда не проверяй дневник.
Меньше смотри телевизор.
Будь осторожен за рулем.
Отпускай меня играть в футбол.
Я люблю животных и поэтому мне очень жалко рыбу.
Я не хочу ее ловить.
Будь чаще дома и езди реже в поездки.
(Стиль высказываний сохранен.)
Обсуждение:
— Какие эмоции вызывают у вас советы?
— Как хочется их прокомментировать?
— Что вы заметили, анализируя советы?
(Советы наших детей чаще являются просьбами или
требованиями, связанными с удовлетворением
интересов ребенка и получением выгод, и лишь
изредка можно заметить проявление искренней
заботы об отце.)
5. Проблемы глазами ребенка
а) Анализ кинестетического рисунка семьи.
— Есть ли отец на рисунке?
— Чем чаще занят отец в рисунках детей?
— Каково место отца на рисунке? (Размеры,
прорисовка деталей.)
— Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите
на рисунок? (Очень часто голова отца повернута
назад, то есть показан затылок, отец нарисован за
перегородкой или в отдалении, резкая штриховка —
это тревожность ребенка.)
— Часто ли видно на рисунках у детей, что отец
занят совместной с ними деятельностью или игрой?
б) Анализ опроса детей.
Детям были заданы пять вопросов относительно
отцов. Получены не очень утешительные
результаты. Всего опрошено 22 ребенка.
Играет ли с вами папа по вечерам? (Да – 8
человек.)
Учит ли папа с вами уроки? (Да – 10 человек.)
Катается на лыжах и коньках? (Да – 12 человек.)
Читает на ночь книжки? (Да – 4 человека.)
Берет с собой на прогулку? (Да – 15 человек.)
в) Ситуация, когда отца нет.
Ведущий. Очень больно было смотреть на
детей, у которых в настоящее время папы нет. В их
выражении лица, позе читались горечь и страдание.
Вообще ситуация очень травмирующая, когда отец
«разводится» с ребенком.
Если кто-то из вас, кто рос без отца или с кем
отец «разводился», может поделиться своими
чувствами, расскажите, что было в вашей душе?
6. Мозговой штурм
Ведущий. Александр Сергеевич Грибоедов
почти двести лет назад написал:
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
Актуальны ли они в наши дни?
Я предлагаю вам в течение 7 минут составить
таблицу:
1-я группа — «Роль отца в воспитании сына»;
2-я группа — «Роль отца в воспитании дочери».
(Таблицы обсуждаются в группах, затем
результаты мозгового штурма представляются
всем.)
Непросто быть отцом, трудна, сложна,
ответственна эта миссия. Сыновья подрастают,
чем-то радуя вас, а чем-то разочаровывая.
Мальчишки — особый народ, беспокойный и
непоседливый, и чтобы ваш сын вырос настоящим
мужчиной, нужен огромный труд вашей души, ум,
такт, мужская строгость, твердость, терпение и
взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское
влияние, воспитание мужских качеств, таких, как
мужское достоинство, рыцарское отношение к
женщине, умение брать на себя ответственность,
способность к труду, и множество других качеств,
присущих настоящему мужчине.
Для полноценного воспитания девочек, для
формирования гармоничного женского характера,
им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные
контакты, совместная деятельность с отцами. С
момента рождения именно от отца дочери
необходима похвала, например, такая: «Принцесса,
красавица ты моя»; это воспитывает
гармоничность, само принятие, уверенность в себе,
женское достоинство. Воспитание дочери — дело
особое, чрезвычайно тонкое, крайне
ответственное. Отец присутствует во всей будущей
жизни женщины: интуитивно она выбирает себе
партнера такого же, как отец; папа является
прообразом мужа; общение с отцом накладывает
серьезный отпечаток на взаимодействие с другими
мужчинами.
Именно в семье, наблюдая роли отца и матери,
дети получают представление о полноценных
взаимоотношениях мужчины и женщины, об их
родительских ролях, обязанностях, семейных
заботах, проблемах, о разумных способах их
разрешения.
Среди учащихся 9–11-х классов был проведен
опрос. Предлагалось ответить на вопросы: «какие
слова я чаще слышу от своего отца» и «какие слова
я чаще хотел бы слышать от своего отца?
«Посмотрите на результаты.
Установки для девушек
Какие слова я чаще
слышу от своего папы |
Какие слова я хотела бы
слышать от своего папы |
• Молодец! Спасибо!
• Солнышко, зайка, котеночек.
• Как твое здоровье? Как дела в школе? Я тебя
люблю. Вернись домой до темноты.
• Хорошо, спасибо. Нельзя.
• Моя любимая доченька, солнышко.
• Помоги мне, моя хорошая.
• Мат (плохие), редко хорошие.
• Пойдем поставим машину в гараж, пойдем на
природу, поедем к бабушке.
• У нее и так полно одежды! Она должна лучше
питаться! (обычно ко мне обращаются через маму).Многие
отказались отвечать, оставив пустой столбик. |
• Самые добрые слова, которые
есть в словаре
• Молодец! Ты послушная. Солнце!
• Ты хорошая, умная, послушная.
• Какая ты красивая, милая, добрая. Молодец,
доченька!
• Давай сходим в поход. .Как дела в школе? Как
учеба? Я тебя люблю. Если у тебя проблемы, я готов
помочь.
• Привет! Как дела? Как настроение?
• Я тебе куплю телефон.
• Что тебе купить из вещей? Что тебе подарить?
Деньги на столе! |
Установки для юношей
Установки для юношей |
Какие слова я чаще
слышу от своего папы |
•Учись хорошо! Никого не трогай!
• На, сынок, денег.
•Привет. Во сколько придешь? Как дела в школе? Чем
занимаешься? Как здоровье?
• Куда собрался? Что сегодня делал? С кем и где
был? (мне это не нравится)
• Как дела в школе? Надолго пошел? Опять курил?
• Куда пошел? Что делал? Где был? Учи уроки! |
• Тебе помочь чем-то?
• Можешь взять машину. Деньги на столе.
• Нужны ли тебе деньги? Хочешь покататься на
машине?
• Не знаю |
7. Рефлексия
Ведущий. Я предлагаю вам проголосовать,
оценив свое участие в нашей встрече, положив
жетон в соответствующую коробочку:
«Обсуждаемые проблемы не интересуют меня»,
«Обсуждаемые проблемы малоинтересны для меня»,
«Некоторые проблемы, обсуждаемые сегодня, были
мне интересны»,
«Все происходящее сегодня в группе было мне
очень интересно».
8. Самонаграждение
Ведущий. Лучшие родители, конечно,
достойны наград. Сегодняшней нашей наградой
будет медаль «Замечательного родителя»
Нарисуйте на ней то выражение лица (пиктограмму),
которое соответствует вашей родительской
позиции.
Делается пиктограмма на обратной стороне
медали, медаль с помощью булавочки прикрепляется
к одежде как бейдж.
И в заключение поаплодируем настоящим папам,
лучшим мамам, нашим детям и всем-всем!
Юлия БАБИНА,
педагог-психолог МОУ СШ № 21,
г. Кунгур,
Пермский край
|