Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Валентина ИВАНОВА,
педагог-психолог,
г. Ангарск,
Иркутская область

Экспресс-диагностика в метафоре

Технология создания методики

В разнообразных ситуациях иногда важно получить отзыв, отклик от того, с кем беседуешь, работаешь, проводишь мероприятие. Это сделать просто, если собеседник один или в крайнем случае их двое. А если несколько, много? Как быстро, продуктивно и красиво получить обратную связь, не нарушив органичности и интимности процесса взаимодействия, общения? Метафора – образная, емкая, понятная каждому, она способна дополнить отношения свежестью, эмоциональностью, цельностью.

Предлагаемая экспресс-диагностика использовалась во взаимодействии с детьми, родителями, педагогами, заместителями директоров школ в группах от 10–12 до 50–100 человек. Диагностика не требует много времени, ее проведение займет несколько минут, а результаты видны сразу.

Березка весной (осенью)

Цель: получить ответ на актуальный вопрос, например: «Видите ли вы перспективу данного опыта?», «Понравился ли вам семинар?», «Готовы ли вы к сотрудничеству?».

Материал: на листе ватмана нарисован ствол березки с ветками; зеленые (или желтые) бумажные листочки; коричневые бумажные почки (по количеству участников); клей или кусочки двустороннего скотча.

На доске или стене прикрепляется ватман, рядом на столе лежат листочки, почки.

Инструкция. Весна. Расцветает вся природа, и наша березка-красавица тоже обретает свой зеленый наряд. (Звучит вопрос.) Если вы хотите ответить «да», то приклейте зеленый листок на любую ветку, где вам нравится. Если вы хотите ответить «нет», то почку.

Вариант. Осень. Природа преображается. Березка надела свой золотой наряд. (Звучит вопрос.) Если ваш ответ «да», то приклейте желтый листок к любой ветке, если ответ «нет» — то к подножию березки.

Обработка. Результат виден сразу и всем. Ваша березка либо надела зеленый наряд, либо еще только готовится к пробуждению (на ней почки). Осенняя березка имеет либо пышную золотую крону, либо богатый ковер у подножия. Образ в любом случае имеет положительный смысл, несет позитивный эмоциональный заряд.

Ромашковая полянка

Цель: та же.

Материал: ватман, покрашенный в зеленый цвет, или зеленый лист бумаги; белые бумажные ромашки (вырезают по принципу снежинки), в центре приклеен желтый кружок — серединка; клей или двусторонний скотч.

Инструкция. Перед вами зеленая полянка в лесу. (Звучит вопрос.) Если ваш ответ «да», то украсьте ромашкой нашу поляну — приклейте ее в любом месте, где вам нравится. Если ответ «нет», то не приклеивайте.

Обработка. Результат также очевиден и обозрим. Очень эмоционально реагируют дети — удивляются, любуются, возвращаются, чтобы наблюдать появление новых цветов и украшение полянки, в течение нескольких дней затем вспоминают об этом. Взрослые тоже с удовольствием участвуют в диагностике, хотя она и удивляет их своей неожиданностью.

Рождественская елочка

Цель: та же.

Материал: на ватмане нарисована зеленая елочка; из блестящей бумаги (фольги) вырезаны фигурки разной формы — геометрические, животных, домики, игрушки.

Инструкция. В канун Нового года, Рождества предлагаем вам ответить на наш вопрос. (Звучит вопрос.) Выберите игрушку по своему вкусу. Если ваш ответ «да», то приклейте игрушку на елочку, на любую ветку или на верхушку. Если ваш ответ «нет», то приклейте свою игрушку под елкой: возможно, она предназначена кому-то в подарок или ждет своего часа для украшения. (Если задумана гирлянда, то предлагается наклеить фигурки по винтообразным линиям.)

Обработка. Разумеется, ваша елочка станет дополнительным украшением предстоящих праздников и внесет торжественно-праздничный аккорд в мероприятие.

Скорее всего, ваша фантазия уже заработала, получив творческий импульс. Вы правы, в природе таится бесконечное разнообразие смыслов, значений, образов, готовых раскрыться. Способность удивиться, восхититься чудом природы будет ключом к раскрытию. Перенесенный из природы в социальную жизнь образ станет основой экспресс-диагностики. Вот некоторая систематизация опыта создания методики-метафоры.

Вам известна аудитория, ее средний возраст, пол, профессия, а также сезон, время проведения — все это важные критерии в выборе метафоры и эффективности ее действия. Так, для Нового года можно использовать образ «Конфетти» (разноцветные кружки по цветному фону), в преддверии праздника 8 Марта — образ «Корзина цветов» (вырезанные бумажные цветы приклеивают на нарисованную корзину), а затем «корзина» символически дарится всем присутствующим женщинам. Весной — «Прилет птиц» (вырезанные бумажные птицы приклеивают на голубой лист — «небо»). Осенью — образ «Золотая осень» (бумажные листья красного, желтого, оранжевого цвета на светлом фоне). Зимой — образ «Снежинки» (бумажные белые снежинки на голубом или серебристом фоне).

Как видно, образный материал может быть взят не только из природы, но и из жизни людей, а также — из сказки, мифа. «Золотые рыбки» (блестящие рыбки из фольги на синем фоне) пусть исполнят три желания присутствующих. «Гора самоцветов» (кристаллообразные фигурки из фольги, голограммной пленки) пусть принесут им счастье.

Чтобы образ стал метафорой-диагностикой, он должен обладать определенными качествами.

Структурные качества:

— целостность при наличии основы и частей (небо и птицы, море и рыбки и др.);

— свобода расположения частей на основе (произвольность расположения игрушек на елке, ромашек на поляне), она не нарушает образа;

— наличие множества однородных частей;

— части ее могут иметь разную форму, цвет (игрушки, снежинки и пр.).

Содержание качества:

— позитивность;

— эмоциональная значимость для каждого;

— возможность выбора (элементов, места приклеивания, участие/неучастие);

— ответ «нет» часто тоже имеет положительный резонанс и обратную поддержку (опавшие желтые листья, игрушки под елкой);

— возможет ответ «не знаю» (например, желтый лист в полете от ветки к земле);

— целостность и позитивность образа сохраняется и при небольшом количестве ответов «да» (на березке только просыпаются почки; на небе появились первые птицы — вестники весны; елочку только начали украшать, а главные подарки — еще под елкой).

Функциональные качества:

— основа и части экспресс-диагностики просты в изготовлении;

— образ рождает ассоциации, эмоции (праздники, детские впечатления), цвет, звук, запах;

— ключом к возникновению ассоциации являются 2–3 вводных предложения-инструкции, раскрывающие метафору;

— образ имеет эстетическую ценность, происходит любование результатом диагностики (разнообразием форм, многоцветием, блеском, которые создают гештальт-эффект);

— образ актуален (преддверие праздника, время года и пр.).

Процесс рождения экспресс-методики и сложен, и прост. Возможен инсайт, озарение, возможен путь длительных раздумий и перебора вариантов. Результат стоит труда: методика-метафора эмоционально и эстетически обогатит и педсовет, и практикум, и совещание, и первую встречу с незнакомой аудиторией. Она раскроет вас с неожиданной, яркой стороны, освежит устоявшиеся отношения, укрепит вновь возникшие.