Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2007


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Принцип сохранения

Схема формирования

Одним из показателей психологической готовности ребенка к усвоению школьной программы, в частности по математике, является наличие или отсутствие у него известного феномена Ж. Пиаже на сохранение количества, тесно связанного с характеристикой общего развития интеллекта дошкольника. Преодоление этого феномена считается одним из критериев познавательной готовности ребенка к обучению в школе.

Понимание принципа сохранения — один из показателей развития логического мышления, которое возникает в результате сформированности у ребенка логических операций классификации и сериации. Классификация представляет собой способность выполнить деление класса предметов на два или более противоположных подкласса по разным основаниям. Сериация — способность составления серий из предметов по выделенному свойству. Понимание сохранения означает понимание ребенком того, что при изменении одних свойств объектов (например, формы) другие их свойства (например, количество) остаются неизменными. Понимание принципа сохранения начинает формироваться у ребенка в дошкольном возрасте и может затянуться на несколько лет. Отсутствие понимания сохранения у детей, начинающих систематическое обучение в школе, приводит к сложностям в усвоении математических знаний, особенно на втором году обучения. Однако возможно быстрое формирование принципа сохранения в процессе специального обучения.

В психологической литературе имеются данные о различных стратегиях, применявшихся для формирования указанного принципа, разработанных на основе разных теорий и подходов к обучению. Наиболее известной и эффективной методикой формирования принципа сохранения является методика Л.Ф.Обуховой.

Результаты последних научных исследований показали, что у детей можно сформировать логические операции через овладение составом и структурой данных логических приемов. Поэтому мы предлагаем новую методику формирования принципа сохранения на основе теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и исследований И.И.Ильясова о формировании состава и структуры познавательных умений.

Целью методики является обучение детей старшего дошкольного возраста пониманию принципа сохранения через пошаговое формирование у них состава и структуры логических операций классификации и сериации.

Методика предназначена для детей в возрасте приблизительно от 5,5 до 7 лет.

Логическая операция классификации состоит из: 1) выделения отличительных свойств предметов; 2) определения содержания выделенных свойств; 3) деления класса на противопоставляемые подклассы на основе содержания выделенных свойств; 4) выделения общего для всех предметов признака; 5) сравнения объема класса с объемами входящих в него подклассов.

Используемый материал — коллекции предметов для осуществления их классификации и сериации. Так, для того чтобы научить ребенка классифицировать, можно использовать:

1. Карандаши — 2 голубых длиной 17 см, 2 голубых длиной 9 см, 2 желтых длиной 17 см, 2 желтых длиной 9 см.

2. Клубки шерстяных ниток — 2 желтых 6 см в диаметре, 2 желтых 3 см в диаметре, 2 сиреневых 6 см в диаметре, 2 сиреневых 3 см в диаметре.

3. Соломинки для коктейля — 2 зеленые длиной 30 см, 2 зеленые длиной 15 см, 2 желтые длиной 30 см, 2 желтые длиной 15 см.

4. Звездочки из металла — 6 серых (3 больших и 3 маленьких); 6 зеленых (3 больших и 3 маленьких); 6 желтых (3 больших и 3 маленьких).

5. Геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, — 2 оранжевых круга с диаметром 50 мм, 2 оранжевых круга с диаметром 30 мм, 2 зеленых круга с диаметром 50 мм, 2 зеленых круга с диаметром 30 мм.

6. Соломки для коктейля диаметром 3 мм — 4 синие длиной 30 см, 4 синие длиной 15 см, 4 красные длиной 30  см, 4 красные длиной 15 см.

7. Звездочки из металла — 3 серых маленьких; 6 зеленых (3 больших и 3 маленьких); 6 желтых (3 больших и 3 маленьких).

8. Геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, — 2 оранжевых треугольника, 50 мм длина каждой стороны; 2 оранжевых треугольника, 30 мм длина стороны; 2 зеленых круга с диаметром 50 мм; 2 зеленых круга с диаметром 30 мм; 2 оранжевых квадрата, 50 мм длина каждой стороны; 2 оранжевых квадрата, 30 мм длина стороны; 2 оранжевых круга с диаметром 50 мм; 2 оранжевых круга с диаметром 30 мм.

Процедура формирования логической операции классификации состоит из двух этапов — уяснение состава данной операции (шаги 1–7) и овладение составом данной операции (шаг 8).

ШАГ 1. Выделение признаков, по которым предметы отличаются друг от друга.

Размещаем на столе все предметы (например, все карандаши) в случайном порядке и предлагаем: «Давай попробуем разделить эти карандаши на группы. Чтобы это сделать, нужно выделить признаки, по которым эти карандаши отличаются друг от друга. Посмотри внимательно и сделай это». Добиваемся от ребенка, чтобы тот выделил все признаки, по которым предметы отличаются друг от друга, например в данном случае — цвет и размер.

ШАГ 2. Определение содержания выделенного различия.

Спрашиваем ребенка: «Скажи, как по этим признакам различаются карандаши? (Как по цвету? Как по размеру?)» Ребенок должен ответить, что есть карандаши голубые и желтые, есть большие и маленькие.

ШАГ 3. Первое деление класса на два противопоставляемых друг другу подкласса.

Смешиваем все карандаши и говорим: «Сейчас я хочу, чтобы ты разложил карандаши на две группы: карандаши с одним признаком — в одну сторону, а со вторым — в другую. По какому признаку ты хочешь разложить карандаши?» Ребенок говорит, например, что по цвету. Предлагаем ребенку сделать это.

ШАГ 4. Второе деление класса на два противопоставляемых друг другу подкласса.

Карандаши снова смешиваются, говорим: «На этот раз я хочу, чтобы ты разложил карандаши на группы по другому признаку. По какому признаку ты теперь будешь это делать?» Если ребенок начинает повторять свой первый вариант, говорим: «Ты уже так делал. Положи их вместе по-другому».

ШАГ 5. Третье деление класса на два противопоставляемых друг другу подкласса.

Предметы вновь перемешиваются, и повторяется процедура второго шага.

Формирование способности соотносить объем класса с объемами входящих в него подклассов.

ШАГ 6. Выделение общего для всех предметов признака.

Смешиваем все предметы и, например, говорим ребенку: «Посмотри на карандаши и скажи мне, что общего у этих карандашей?» Ребенок должен сказать, что все карандаши сделаны из дерева. Помогаем ребенку ответить в случае, когда он затрудняется с ответом, задавая наводящие вопросы, такие, например, как: «Из какого материала сделаны карандаши?»

ШАГ 7. Сравнение объема класса с объемами входящих в него подклассов.

Продолжаем: «Давай определим, каких карандашей больше: деревянных или желтых? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сосчитать сначала все деревянные карандаши, а затем все желтые. Потом надо сравнить полученные числа и сказать, каких больше. Сделай это, пожалуйста».

ШАГ 8. Тренировка в овладении приемом классификации.

Процедура (с первого по седьмой шаг) повторяется снова и снова на разном материале до тех пор, пока ребенок не пройдет все шаги самостоятельно.

Логическая операции сериации состоит из: 1) выделения отличительных свойств предметов; 2) определения содержания выделенных свойств; 3) составления серии из предметов путем их подбора с учетом выделенных свойств на основе сообщаемого ребенку алгоритма.

Материал, который можно использовать для составления серий из предметов:

1. Карандаши (6 штук) одинакового цвета, различающиеся между собой по длине, — от 12 до 17 см с интервалом в 1 см.

2. Клубки хлопчатобумажных ниток (5 штук) — от 4 до 6 см в диаметре с интервалом в 0,5 см.

3. Пластиковые бутылки (5 штук), одинаковой формы и равного объема, различающиеся уровнем налитой в них воды — от 7 до 11 см с интервалом в 1см.

4. Цветные карточки (6 штук), различающиеся интенсивностью тона — от бледно-зеленого до насыщенного зеленого.

5. Полоски (7 штук), нарезанные из бумаги одного цвета, шириной 2 см, различающиеся между собой по длине — от 8,5 до 14,5 см с интервалом 1 см.

6. Веревки (7 штук), различающиеся между собой по длине — от 9 до 15 см с интервалом в 1 см.

7. Камни (6 штук) белого цвета овальной формы, различающиеся между собой по величине.

8. Соломки для коктейля (9 штук) диаметром 3 мм зеленого цвета, различающиеся между собой по длине — от 13,5 до 18,7 см с интервалом в 0,7 см.

Процедура формирования логической операции сериации состоит из двух этапов — уяснение состава данной операции (шаги 1–3) и овладение составом данной операции (шаг 4).

Шаг 1. Выделение признака, по которому предметы отличаются друг от друга.

Размещаем на столе все предметы, например карандаши, в случайном порядке и спрашиваем: «Скажи, что ты видишь?» Получив ответ, предлагаем: «Давай построим серию (ряд) из карандашей. Чтобы это сделать, надо выделить признак, по которому карандаши отличаются друг от друга». Ребенок должен правильно назвать признак.

ШАГ 2. Определение содержания найденного отличия.

Спрашиваем: «Как карандаши отличаются по этому признаку?» Ребенок должен дать правильный ответ: «Эти карандаши разного размера, есть побольше и поменьше...» и т.п.

ШАГ 3. Составление серии из предметов.

Смешиваем все карандаши и говорим: «Сейчас я хочу, чтобы ты построил серию из карандашей: от самого большого до самого маленького. Чтобы это правильно сделать, нужно увидеть, как карандаши отличаются друг от друга. Для этого можно выровнять все карандаши по одному краю, выстроить концы всех карандашей в шеренгу». При этом уравниваем карандаши одним концом по линии плоскости стола и просим ребенка: «Найди среди них самый большой карандаш и положи его первым в ряду». После того как ребенок сделает это, продолжаем: «А теперь найди самый большой карандаш из оставшихся и положи его вторым» И так со всеми карандашами, пока не будет составлена серия.

ШАГ 4. Тренировка в овладении приемом сериации.

Процедура (с первого по третий шаг) повторяется снова и снова на разном материале до тех пор, пока ребенок не пройдет все шаги самостоятельно.

Понимание принципа сохранения возникает как результат сформированности логических операций классификации и сериации.

Процедура обучения проводится с ребенком индивидуально до шести занятий (одно занятие в неделю), на каждом из которых проходит формирование как логической операции классификации, так и логической операции сериации.

На первом занятии ребенку сначала объясняется последовательность шагов, необходимых для овладения логическими приемами классификации, затем последовательность шагов, необходимых для овладения логическими приемами сериации. На этом занятии используются по четыре первых коллекции предметов для формирования классификации и сериации. Следующий этап состоит из пяти занятий, по одному в неделю, на каждом из которых проходит тренировка в овладении приемами классификации и сериации в процессе решения задач на классификацию и сериацию.

На втором занятии ребенок занимается классификацией и сериацией с теми четырьмя группами предметов, которые использовались для объяснения приемов классификации и сериации на первом занятии.

Начиная с третьего занятия ребенок выполняет уже известные ему по предыдущим занятиям задания, и к ним добавляется по одному заданию на классификацию и сериацию, причем все более сложному. Таким образом, на последнем, шестом формирующем занятии ребенок работает с восемью группами предметов для их классификации и с восемью группами предметов для их сериации.

Диагностика сформированности логических операций классификации и сериации проводится на последнем занятии по методикам, разработанным в рамках исследований Ж. Пиаже. Сформировано или нет понимание принципа сохранения, также проверяется на основе проб Пиаже.

Для достижения положительного результата важно четко соблюдать процедуру обучения пониманию принципа сохранения, а именно провести достаточное количество занятий (не менее пяти), придерживаться периодичности их проведения, разнообразить используемые для формирования логических структур коллекции предметов по их составу и сложности.

Ирина АСТАХОВА,
педагог-психолог Центра психологической помощи,
развития и коррекции «Гармония»
Ирина ПОГОЖИНА,
кандидат психологических наук,
доцент факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова,
Москва

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Астахова И.В., Погожина И.Н. О взаимосвязи уровней развития логических операций классификации, сериации и сохранения у детей дошкольного возраста // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2003. — № 3.

2. Брунер Дж. О познавательном развитии / В кн.: Исследование развития познавательной деятельности. — М.: Педагогика, 1971.

3. Балдина Н.П. Усвоение логических приемов при разных типах учения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. — М., 1987.

4. Бурменская Г.В. Понятие инвариантности количества как показатель умственного развития ребенка // Вопросы психологии. — 1978. — № 6.

5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / В кн.: Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.

6. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1985.

7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М.: Издательство Московского университета, 1986.

8. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.: Издательство Московского университета, 1981.

9. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. — М.: Издательство Московского университета, 1972.

10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

11. Пиаже Ж., Инельдер Б., Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации. — М.: ИИЛ, 1963.

12. Сонстрем Э. О понимании детьми принципа сохранения количества твердого вещества // Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера и др. — М.: Педагогика, 1971.

13. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.

14. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. — М.: Просвещение, 1967.

15. Чуприкова Н.И. О природе феноменов несохранения в задачах Пиаже // Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 1988.